Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

773 29.12.2016

Самыми сложными вопросами оказываются самые простые, ну вот, например: «Кто я такой?» - Ну, понятно – человек. Однако народу много и по национальному признаку рознящемуся, и по образовательному, и мировоззренческому, и массе других. Кто-то скажет: я сантехник, или инженер, или художник. Отец своих детей, сын своих родителей и т.д. Это понятно, ну а вот кто ты в каком-то глубинном личном смысле? Так вот сразу и не ответишь. Хотя бы к концу жизни определиться в этом вопросе. В противном случае, на том свете, образно говоря, представляться будет как-то затруднительно. О.Яков Кротов несколько слов об этом.

Я.Кротов:

- Сто с небольшим лет назад Марк Твен написал сатиру на представление протестантских ханжей о вечной жизни. Представления эти представляли собою карикатуру на Библию. Вот в Библии сказано об арфах, о праведниках на облаках, значит, будут облака и будут арфы. Здрасьте, ваша тетя! Ну, надо же какие-то пределы своему буквализму все-таки полагать. И первым делом, сообщает Марк Твен, праведникам, попавшим в Рай, выдают арфы, облако, но где-то часа через полтора нормальный праведник слезает с облака, бросает арфу куда-нибудь в темный уголок, потом ее подберут и выдадут очередному вновь попавшему, и идет… Куда он идет? Марк Твен описал трагедию, которую он лично видел, когда отец, который попал в Рай и надеялся встретить там свою дочку, которую он потерял годовалым младенцем, и мечтал, что будет ее нянчить. Но прошло 40 лет, и дочка в Раю совершенно не собирается оставаться младенцем, это взрослая красивая женщина с огромным, бесконечно широким кругом интересов, она не желает к отцу на ручки. И это прекрасный образ, прекрасная притча - не о Рае, а о земной нашей жизни: нежить начинается в момент, когда мы не можем вовремя спустить дар Божий с рук - ребеночку пора начинать ходить. Нежить начинается тогда, когда мы не слезаем с рук отца и матери, а нам пора начинать ходить, нас ждет огромная жизнь. Может, самое едкое и справедливое замечание Марка Твена о Рае, что там Шекспир - это всего-навсего мальчишка на побегушках у Джона Смита из Арканзаса, который при жизни писал стихи и драмы, но над ним все смеялись, потому что, ну что может написать продавец бакалейной лавки! И когда он умер, все это естественно просто выкинули, сожгли, и не осталось ни строчки. А в Раю его приветствовали архангелы, потому что, как поэт, он был в сотни раз талантливее Вильяма нашего Шекспира. Это, конечно, всего лишь притча, но она открывает одну простую истину, ту же, которая есть в притче о работниках одиннадцатого часа, в притче о талантах. Талант есть у любого, и поэтому талантливые люди - это не какие-то исключения, это не генетические мутации, это не особый вид легкого сумасшествия, как полагал один ученый в 19-м веке, талант – это действительно весь человек. Хорошая новость заключается в том, что в бесконечности существует бесконечное разнообразие человеческих типов. Это здесь мы кучкуемся по темпераментам, по возрастам, по профессиям, по эпохам и по странам, и сводим себя: я - русский писатель на военные темы, шестидесятник-консерватор. Ты единственный в мире человек такой, какой ты есть, ты попадешь в Рай с этим сертификатом, и над тобой будут долго смеяться и спрашивать: «Либерал, русский, а кто - ты?» И ты не будешь знать, что ответить, и это будет момент твоего страшного суда, над тобой будут также смеяться, даже если ты будешь говорить: «О, я великий грешник», ну, хорошо, великий грешник, Бог тебя простил, а кто ты на самом деле? Наше призвание, наша радость и блаженство не в том, чтобы найти свою нишу и свое призвание, а в том, чтобы его создать. Бог нас создавал не как игрушку, которую вот встряхивают, и она звенит. В нас дух  Божий - это дух творчества, это дух созидания меня нового, это дух не просто свободы: какой свободы? от кого свободы? От Бога? Да нет! Это дух свободы для богоподобного поступка, создания чего-то нового. Это единственное, чем мы отличаемся от всех остальных созданий Божьих. Мы это знаем не только из Откровений, мы это знаем интуитивно, что мы способны на новое. Светлые моменты нашей жизни – это когда мы в сложной жизненной ситуации поступили не по закону, не по канонам, не по совести, а поступили по духу Божьему, который в нас, вдруг мы сделали что-то неожиданное, это запоминается людьми другими, это и наши звездные часы - звездные часы человечества. И это запоминается навсегда. Нам начинают подражать, и слава Богу, потому что для того, чтобы создать что-то новое, нужно знать и уметь не новое. Мы словно огромная пирамида, и нижние подставляют руки для верхних, а потом спрыгиваем, меняемся местами. Это бесконечный танец в каком-то многомерном пространстве. Вот почему вечная жизнь, во-первых, вечная, во-вторых, действительно живая жизнь. Здесь на земле – это все слабое подобие, но даже слабое подобие лучше сильной крепкой безопасной смерти. А мы способны и на это уже при жизни, читайте «Живой труп» Льва Николаевича Толстого, читайте и не подражайте, а затем закрывайте, открывайте Евангелие и читайте про настоящую жизнь, чтобы не стать живым трупом, надо умереть для трупности и родиться для жизни - уже здесь и сейчас.

Несколько минут давайте посвятим на прослушивание нашего видеоархива.

Архив:

- Чем характерен возраст с 3 до 5 лет? 

С 3 до 5 лет это возраст телесного развития, когда внеш­ней доминантой психической деятельности ребенка является игра, а внутренней доминантой – усвоение смыслов и устремлений взрослых. Недаром именно в этом возрасте они играют во взрослые игры: в дочки-матери, продавцов-покупателей и так далее. Они ухватывают то, чем взрослые живут, причем, ухватывают по самой су­ти.

В застойные времена, когда за товарами выстраивались большие очереди, в детских садах была популярной игра «Мы в очереди поссорились». Для этой игры дети выбирали продавца, директора магазина, тех, кто стоит в очереди, и одного опоздавшего, который становится в конец очереди. В ссору ввя­зывается продавец, на это очередь как-то реагирует, игра заканчива­ется тем, что приходит директор магазина и наводит порядок. В эту игру дети играли с большим азартом. Причем, что характерно, в этой игре среди детей происходило установление иерархического статуса. Ди­ректорами всегда выбирались одни и те же 2-3 ребенка. Еще трое, приближенные к ним, по очереди становились продавцами, основная часть детей была очередью, и несколько гонимых, унижаемых в группе, становились опоздавшими. Правда, среди них обнаруживались дети, ко­торые имели в характере выраженный авантюризм. Им нравилось пе­реживать этот скандал, происходивший между ними и очередью.

Не менее значимо и то, как играют дети в эти взрослые смыслы. Не просто во что играют, но и как играют. В последнее время уве­личилось количество жестоких игр, равно как и проявлений жестокости в самой игре. В тех же «дочках-матерях» матери бьют своих детей. Обнаружилось, что сами играю­щие дети часто устраивают различные истерики, актерски изображают истерики, а то и ссоры, и драки. В играх детей обнаруживаются то, что происходит у них на глазах.

Соответственно, глядя на образ жизни взрослых, дети проявляют вместо заботы друг о друге, эгоизм, который усилива­ется одновозрастным составом групп, завоеванием своего места под солнцем относительно воспитательницы, и отработка приемов удержания своего положения в этом детском обществе. Преобладает внешняя импульсивность, эмоцио­нальность до истеричной обидчиво­сти, драчливости, вместо глубины чувств и внимания друг к другу. Дети играют образы городской суеты, и совсем вышли из их игры мотивы извечных смыслов. Видимо, сегодня детям нужно помогать играть. Причем не просто быть с ними в игре, в качестве воспитателя или родителя. Нет, дети должны играть сами, само­стоятельно, и научиться внутренне пребывать в этой игре. Если воспи­татель или родитель постоянно ведет, доминирует над детьми, то дети не научаются играть. А дети, не игравшие в возрасте трех-пяти лет, не способны будут играть в возрасте с 7 до 16 лет. Они не идут играть во двор, им неинтересно там, потому что они не запечатлели игру как игру. Более того, взрослые смыслы жизни для них малопонятны.

Вообще-то не очень очевидна и понятна связь между способностью играть и способностью осмысления жизни, но она есть на самом деле. При случае мы, может быть, поговорим отдельно на эту тему. В воз­расте 12-14-16 лет, когда мы начинаем говорить с ребятами, которые в свое время не играли (имеются в виду не в компьютерные игры), то часто оказывается, что с ними вообще бесполезно говорить о том, что такое вообще смысл того-то или чего-то, они воспринимают этот разговор, как не их разговор. Вообще, в последнее время детей, которые способны выходить на серь­езные разговоры, например, о смыслах жизни, из года в год становится все меньше. Причем наблюдается катастрофическое падение интереса старшеклас­сников к серьезным, осмысляющим разговорам.

Ну и еще усугубляется проблема тем, что в школах довольно легко приживается тип авторитарного учителя. Человечному учителю в школе трудно. А для авторитарного учителя удобны ябедники, властолюбцы. Очень скоро обнаружится некоторый процент верховодов, особенно девочек, которые займут командные позиции в классе. Авторитарная учительница склонна любить имен­но таких детей. Они оказываются самыми удобными учителю, ибо делают все так, как она скажет. В чис­ло любимцев попадают и те дети, которые всего боятся и при ма­лейшем повышении голоса тут же складывают ручки на парте.

Сейчас есть уже и другие школы, где авторитаризма нет вообще, в принципе, ну, к примеру, наша херсонская Школа Гуманитарного Труда. Ребята там чувствуют себя очень комфортно. Свободы там больше, чем достаточно. Делай что хочешь, или не делай, чего не хочешь. Но там есть другие проблемы, не менее острые.

Вообще, сложностей с воспитанием на самом деле очень много,  и мы, если даст Бог, понемногу будем о них говорить на предстоящих наших встречах.

-----

Православный миссионер о.Виктор Веряскин рассуждает о наших взаимоотношениях с Богом и окружающими, в связи с молитвой Господней «Отче наш…»

В. Веряскин:

- Может быть, неожиданно сегодня я взял такую тему, которая нам с вами предстоит для обсуждения. Очень много привычного в нашей жизни, и мы привыкаем. Даже Достоевский так выразился: «Человек – есть существо, ко всему привыкающее», и в Аду обживешься, и потом ничего вроде, нормально, привыкнешь. Естественно, это ирония. Так вот, 1 сентября этого года Порошенко посетил в Киеве КПИ и огласил Указ о присвоении этому университету имя Игоря Сикорского - изобретателя различных моделей вертолетов, самолетов. Может быть, многие и помнят Сикорского именно как инженера и изобретателя, но не все знают, что он был глубоко верующим человеком и написал толкование на молитву «Отче наш». Я перечитал толкование на молитву «Отче наш» Игоря Сикорского, и хотел сегодня, на основании его текста и его трактовки, освежить в нашем с вами восприятии эту молитву. Почему? Многие люди, вот особенно подростки и юноши, иногда говорят: «Ну, я понимаю, там, для нашей бабушки, для наших родителей, они люди более старого воспитания, но мне вот сейчас и не очень, может быть, всегда понятна литургия, или молитвы, или «Отче наш»». А я вот недавно приобрел Библию, которая так и называется: «Библия для молодежи», и там в каждой книге цветные иллюстрации и свидетельства различных знаменитых спортсменов о том, как они веруют в Бога, как они там после каждого забитого гола могут колено приклонить прямо на поле и перекреститься, и дальше побежать играть. Может, многие из вас и видели иногда в международных соревнованиях - такое фиксируется даже нашими камерами. Вот буквально полторы недели назад в газете читаю заголовок «В Москве вже давно сукає ратичками дьявол». Вроде, начинаю уже прислушиваться, читать и осваиваться с украинскою мовою, я пошел к словарям, не в каждом словаре еще найдешь, оказывается, «сучит ножками с копытцами», значит. И кто, вы думаете, это сказал? Крымский татарин эти слова произнес. Я к чему это говорю? Что не всех даже слов, которые мы слышим или произносим, до нас сразу доходит смысл. И поэтому, особенно привычное что-нибудь. В старину даже возникло такое выражение: «Чтобы мне выучил и знал, как «Отче наш»». И эта фраза, пословица, применялась, но саму молитву «Отче наш» на память повторить не все могли, - а фразу эту знали все. Поэтому мы с вами сегодня попробуем освежить в нашем восприятии смысл молитвы «Отче наш», и молитвы вообще. Как ни странно, в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки - два различных варианта молитвы «Отче наш». Очень интересно, что вообще-то бывают разночтения, это лишний раз показывает нам, что, оказывается, и ученики Иисуса Христа, апостолы, тоже что-то не одинаково слышали и воспринимали, и что-то даже не одинаково зафиксировали. А если мы верим, что Богодухновенность Священного Писания сохранена, то, наверное, и не без смысла Бог организовал или допустил, чтобы это разночтение даже здесь так было отраженно. Итак, первое, что мы прочитаем: в Евангелии от Матфея написано: «Отче наш», а в Евангелии от Луки – просто: «Отче», «наш» отсутствует. Очень интересно, что здесь есть сносочка, и епископ Кассиан Безобразов в переводе говорит: «Молитва Господня здесь приведена с текста древнейших рукописей Нового Завета, более кратких, чем параллельное место у Матфея, 6:9». Специально такое примечание оставили для тех, кто будет недоумевать: «А в чем дело, а почему разночтения, и почему есть такая разница?» Действительно, самый главный вопрос: «А есть ли Бог? Как мы Его называем, и как мы Его себе представляем?» И очень многие люди, как говорят сейчас в АТО, при всех этих военных событиях: на войне атеистов не бывает, как шандарахнет из этого «Бука», и люди там, в окопе, и перекрестятся, и Господа призовут, и в этой ситуации очень становится ощутимо, как бы не называли, и как бы себе не представляли Бога. И это очень важно, потому что мы иногда иронически говорим: «Как тревога – так и до Бога», а прошла тревога - и забыли Бога, но в любом случае эти пограничные ситуации только выявляют, что в нас есть осознаваемая или не осознаваемая, но потребность и тяга, в том числе даже когда она не положительная, а когда отрицательная. Достоевский сказал: «Некоторые атеисты привязаны к Богу своим отрицанием крепче, чем некоторые верующие». Если бы не было Бога, и им нечего было бы отрицать, и они бы даже с этим не боролись, и не обосновывали свое отрицание. Поэтому, это тоже отрицательная связь с Богом у атеистов, как это не парадоксально. Хотя в советское время нам пытались говорить, что была якобы безрелигиозная эпоха, и что это, мол, временно когда-то возникшее явление и когда-то при коммунизме ни религии, ни церкви не будет. Но на самом деле антропологи и этнографы утверждают, что не зафиксировано никакого периода в истории человечества, когда не находилось бы никаких следов верований и обращений людей к Богу. Раскапывают какого-то неандертальца в какой-то пещере, и вдруг обнаруживают - он похоронен не абы как, а по направлению к Востоку, к солнцу, он, оказывается, там, чего-то охрой посыпан, помазан краской какой-то, рядом с ним поставили, там, какой-то горшочек, оказывается, с пищей, да еще и копье, потому что ему будет нужно переходить в мир иной, дорога неизвестно - длинная или нет, надо будет покушать – подкрепиться. Как бы они себе это не представляли. А вдруг там нападет какой-нибудь, там, Харон, который не тех и не туда перевозит, и копье понадобится, может быть, отбиться. То есть люди, оказывается, хоть примитивно, хоть первобытно, но всегда себе представляли Бога, а самое главное - всегда взывали к нему. И вот во времена дохристианские, конечно же, Бога тоже представляли - то в виде Архитектора Вселенной, то в виде Творца, Демиурга, то в виде судьи и мздовоздаятеля, это частично перешло и в наши времена христианские. И, конечно, Новый Завет, и Иисус Христос, и Его молитва «Отче Наш». Вы же понимаете, что ученики не случайно подошли к Иисусу Христу и говорят: «Учитель, научи и нас, как научил Иоанн Креститель свих учеников, молиться». Оказывается, и молиться нужно знать, как, знать, о чем молиться, знать, кому молиться, как обращаться. И Господь, конечно, дал эту молитву - образец, принципиальный образец. 

И последняя, церковно-историческая часть нашей телепрограммы.

Мы уже успели с Вами отметить, что Александрийское Огласительное училище фактически представляло собою университет. Ну, Вы знаете – «universum», с латинского - «совокупность, общность». Университет, в отличие от других учебных заведений, даже высших, как тот же институт, претендует на всесторонность, всеобъемлемость преподаваемых дисциплин. Не в смысле претензий на всеведение, а - рассматривая мир как единое целое, формировать стройную мировоззренческую систему. В данном случае, это попытка построить целостное образование на христианской основе. Александрийские катехизаторы были убеждены, что через изучение природы можно и нужно идти к богопознанию. Причём, учёный состав сего учебного заведения соответствовал поставленным задачам. Тот же Ориген был настоящим энциклопедистом, человеком, которого в античности по образованности и уровню знаний можно было сравнить с Аристотелем. Фактически им осуществлялась попытка построения именно христианской метафизики и философии.

Кроме того, в Александрийском Огласительном училище возник новый подход к изучению СвященногоПисания - систематический. Надо сказать, что, в общем-то, до Оригена никто среди христиан всерьёз Библией не занимался, даже как текстом. Да, был такой на рубеже 1-го и 2-го веков - Папий Иерапольский, собиравший устные предания. Ему было важно сохранить свидетельства тех, кто видел апостолов и их ближайших учеников. Т.е., Папий был собирателем и хранителем. А вот Ориген уже глубоко и очень серьезно исследует и систематизирует Писание.

Была ещё важная черта этого учебного заведения – никаких запретных тем - под лозунгом: «Истине не страшны заблуждения».

И, наконец, Александрийскому училищу был присущ личностный подход к каждому воспитаннику, а это также по тем временам подход весьма либеральный.

Как мы уже говорили с Вами, несмотря на прямое назначение Александрийского Огласительного училища готовить научаемых к святому Крещению, никто никого не торопил – люди могли десятилетиями общаться с духовными учителями и оставаться при этом вне Церкви. И, тем не менее, в этом котле то один, то другой созревали к принятию христианства.

Этот процесс чем-то напоминал приготовление пельменей, ну Вы знаете, как это происходит, как хозяйка определяет, готовность пельменей - когда они всплывают, их вынимают из кастрюли дуршлагом. Вот примерно так определялись и оглашаемые в Александрийском училище. Несколько раз в году – обычно это были Пасха и Рождество Христово – Крещение в те времена не совершались когда попало, а именно в такие праздники, причём, за Божественной литургией. И вот те, которые уже «всплыли», так сказать – над ними Таинство и совершали. А те, кто ещё не созрел для этого, университет оставался местом приятного времяпровождения, своего рода клубом знатоков-интеллектуалов, который человек мог посещать годами и десятилетиями.

Остановимся, давайте, на этом, и если даст Бог, в следующий раз уже поговорим с Вами о Клименте Александрийском. Всего доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана