Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

772 22.12.2016

«Homo sapiens», в переводе с латинского - челове́к разу́мный – так нас принято величать. Но есть и другое устоявшееся словосочетание, акцентирующее иное свойство человека, как «существо словесное». Действительно, вряд ли возможно преувеличить роль языка в нашей жизни, роль слова. О.Яков Кротов убеждён, что и в жизни загробной слово не потеряет своего значения. Вряд ли, но как знать.

Я.Кротов:

- В 7 веке после Рождества Христова в Византии написали очередной Апокалипсис, приписали его, конечно, Иоанну Богослову. То, что это было в 7 веке, определяется очень легко, потому что там упоминается борьба за почитание икон, но еще интереснее то, что это, своего рода, такой катехизис для средне-верующего византийца, т.е. человек, в общем-то, не верует, но если император и монахи так говорят, то, наверное, это так, хотелось бы некоторых подробностей, ну, например, какого возраста я буду в раю? И на это автор Апокалипсиса твердо, тут главное твердость, отвечает: лет тридцати. Потому что, сегодня, я думаю, скажи американцу, что ему будет 30 лет, он поморщится. Американец приходит в самый сок, наверное, уже лет в 40. В 30 он, в общем, заканчивает формирование. Это нормально для высокой цивилизации. У цыган человек уже и в 7 лет умеет все, что ему понадобится в его цыганской жизни, как волчонок, которому для созревания нужно куда меньше, чем человеку. В Украине, в России, я думаю, мы, к сожалению, где-то посередине между цыганенком и американцем. Так мы бы в рай захотели, я думаю, годика в 22. На это у Марка Твена есть чудная сатира «Путешествие капитана Стромфилда в рай», где выясняется, что, попадая в рай, каждый человек сперва прыгает в эти 30 лет, а потом он - туда-сюда, и в результате становится того возраста, в котором он был в момент смерти, потому что, самое главное не физическое состояние, в раю и 80-летний старик чувствует себя прекрасно, - а самое главное… Я позволю себе анекдот католический, даже римо-католический, вообще говоря, ватиканский, про римскую больницу Святого Духа - знаменитый госпиталь Испидуль Санта, куда приходит Христос. Итальянская больница: коридоры заставлены кроватями, врачей мало, крик, гам, шум. И вдруг туда приходит Христос, подходит к первому попавшемуся больному, который лежит в коридоре, и говорит: «Что у тебя, сын мой?» «У меня туберкулез тяжелейший», - говорит итальянец. «Ты здоров, сын мой», - говорит Спаситель и идет дальше. Туберкулёзник в недоумении, вскакивает с кровати, на него смотрят другие больные и говорят: «Ты чего? Выздоровел? Это что, вот этот врач? Что, хороший?» «Да ну, как все, даже не поговорил…» Так вот, путешествие нас в рай. Дело не в том, сколько нам там будет лет, а дело в том, что рай, как ни странно, это, прежде всего, царство разговоров, вечное блаженство- это вечный разговор. Мы все время забываем о том, что Дух Божий в человеке проявляется не в наличии крыльев, а в наличии слов. Ангелы, скорее всего, говорить не умеют, как и бесы, они испускают флюиды, они энергия, как электрическая розетка. Но дар слова - это только наше. И поэтому райское блаженство, вполне оно и здесь, на земле, иногда надо замолчать, чтобы начать говорить, как говорят святые в раю. Иногда нужно очень долго молчать, и в любом случае нужно молчать, когда хочется кого-то обругать или проклясть. Жизнь будущего века. Почему Евангелие – благая весть? Она ведь не о том, что через 40 лет ты помрешь и попадешь в рай. Евангелие о том, что здесь и сейчас, вечная жизнь – пожалуйста, прикажете подать – берите. Это микрофон: ты начинаешь по-настоящему разговаривать, как ребенок, которого учат пению, разрабатывают слух. И когда мы ищем какой-то интеграл, какой-то общий мотив для христианской жизни – он один: ты становишься словом. Господь спас людей словом, Слово Божье стало плотью. Наше призвание - стать словом. Как сказал Николай Бердяев: «У грешников есть Господь, Слово стало плотью, а плохие писатели плоть превращают в слова - графоманы». Так вот, задача христианина не быть графоманом, и здесь, и сейчас причащаться вечной жизни, не воспаряя духом, не требуя каких-то мистических откровений, нет ничего по ту сторону, что нам не дано знать. Евангелие - это что-то очень простое - три слова, слово любви, слово широкое, но помним, что самая неприятная для окружающих болезнь – это глухота, когда человек орет и кричит, не понимая, что он глухой, потому что в отличие от подслеповатых людей, глуховатые, они стесняются признать свою болезнь, причиняя нам, окружающим, огромные неудобства, боясь купить слуховой аппарат. Вот во Христе есть такой слуховой аппарат: мы начинаем слышать, и поэтому начинаем нормально говорить, поэтому перестаем кричать. Так что, поздравляю вас! Нет перехода от этой жизни в жизнь вечную, точнее, переход был 2000 лет назад - вечная жизнь перешла сюда - продолжает, танцует, разговаривает и поет. Все!

-----

Теперь несколько минут на прослушивание нашего видеоархива.

Архив:

- Остановились мы в прошлый раз на том, что в период внутриутробного становления мама как бы передает ду­шевные силы своему ребенку, ее душевное состояние, которое проявляется в отношении к семье, окружающим. А ребенок внутренним, духовным зрением запечатлевает состояние души матери. Если у будущей мамы доминируют такие эмоции, как раздражение, гнев, обида, досада, бес­силие, отчаяние, то такие дети после рождения легко срываются в истерику, злобу. Едва задень, на­чинается плач, чуть потребуй - в ответ упрямство, гнев. Поэтому женщина, носящая в утробе своей ребенка, должна находиться в уравновешенном, спокойном состоянии, а для этого должны быть условия. Ее нужно сделать центром заботливого внимания всех окружающих, и особенно мужа, будущего отца, окружить любовью.

В момент рождения младенец переживает переход в новую среду. Происходит резкая смена мироощущения младенца. Если до этого он воспринимал лишь свое ду­ховное «я», а душою и телом был соединен с матерью до полного сли­яния, отождествления с ней, то после рождения, когда рвется пуповина, когда оставляется лоно материнской души, младенец впервые начинает воспринимать свое душевное и телесное «я».

И здесь, дай Бог, чтобы роды прошли благополучно, потому что  чувственные переживания младенца во время неблагополучных родов может перекрыть положительный духовный опыт утробного становления младенца. Например, может иметь последствия асфиксия, когда младенец переживает удушье из-за трудных родов, или если он обвит пуповиной. Это может отразиться на психике  ребенка.

Но вот ребенок рождается, и его первые три года будут временем начальной фазы его душевного развития. В это время дети запечатлевают способ обще­ния людей, прежде всего, матери и отца. Внимательно, душевным взором, чувством вглядываются они во взрос­лых, в то, что происходит не только в их внешнем поведении, но и что происходит в душе каждого из них. Не моргая и не смущаясь, но искренне внимая, может смотреть малыш на взрослого многие мину­ты. Взрослый порой придет в смущение, не понимая, что в нем при­влекло малыша, а последний будет смотреть куда-то внутрь, в глубину, во взрослого, смотреть просто и серьезно.

Нередко мать после ссоры с мужем подходя к малышу, прежде всего, при­водит в порядок мимику лица и тон голоса. Она полагает, что тем самым скрыла от ребенка неприятное происшествие. Однако на душе у нее неспокойно, всплески раздражения, обиды продолжают действовать. И ей не­вдомек, что младенец душевным зрением чувствует и запечатлевает не столько внешнее поведение, сколько внутреннее состояние ее души.

Многие матери замечают, что дети на одних взрослых реагируют плачем, к другим тянутся, хотя и видят их впервые. Действительно, каким-то образом дети распознают взрослых. Порой даже находясь в другой комнате, за­ливаются плачем и не могут успокоиться до тех пор, пока чужой че­ловек не уйдет из дома.

В эти три года девочки схватывают женский способ отношения к миру, мальчики - мужской. В определенные сенситивные периоды с полутора до двух лет и в два с половиной - три года мальчик за­печатлевает именно отца. Внешне это обнаруживается очень просто. Ребенок вдруг начинает тянуться больше к отцу, хотя до этого момента или же после этого периода ребенок стремится к матери. И это естественно, нормально. Мальчик в эти периоды воспринимает в свою душу внутреннюю жизнь отца. И нередко матери, в которых не пробудилось чувство материнства, а по этой причине не открылась материнская мудрость, начинают ревно­вать ребенка к отцу. К сожалению, в наши времена дети имеют возможность запечатлевать мужской способ поведения в очень ограниченном наборе действий – принятии пищи, лежании на диване перед телевизором, в чтении газет, а порой и того меньше. Отец прибежал - убежал, и ничего удивитель­ного, если таким же отцом будет и этот мальчик. Понимать умом, что это как-то неправильно, он будет, но не сможет ничего с собой сделать, не сможет справиться с собой.

Дело в том, что сформированные предустановки в душе человека до некоторого пе­риода не осознаются. Вы можете говорить своей дочери или сыну об их неправоте, и действительно, правда будет на вашей стороне, но они этого не услышат, потому что существует определенная закры­тость, замкнутость на узнавание в себе неправды. Должен пройти ка­кой-то срок, когда человек начнет слышать голос родителей. Существует особый механизм сохранения запечатленных образов до определенного срока. И пока эти сроки не настанут, внутренние стереотипы будут работать как единственный закон действия. Очень редко лишь дети, особо одаренные духовно, могут как-то преодолевать законы запечатления и проявляют способность в подростковом или юношеском возрасте иметь внутренний взгляд на самого себя. Плюс для этого необходимо вести воспи­тание детей в культуре духовного развития и становления. Об этой культуре мы еще будем с вами говорить.

А вот если такой культуры нет, тогда только после 30 лет, а иногда по­сле 40, постепенно открывается у человека зрение на собственные ошибки, обнаруживается душевное зрение. И мы начинаем видеть вдруг, что то, против чего мы боремся в своих детях (а им уже иногда 20-30 лет), оказывается, посеяно нами. Вообще-то очень часто такое случается, когда родители долго не хотят узнавать себя в своих детях, или видеть свои собственные просчеты в их воспитании. На самом деле проблем здесь много, и если даст Бог,  мы еще поговорим о них с вами.

-----

О путях познания истины размышляет профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов.

А.И.Осипов:

- Гравитационные электромагнитные взаимодействия в звездах настолько гармоничны между собой, - десять минус в сороковой степени взаимодействие их, то есть они абсолютно гармоничны, вот как точно все устроено, до такой степени точное взаимодействие существует между ними. И если бы этого не было, вся наша солнечная система перестала бы существовать. Все поразительно гармонично, и все это как? Каким образом? Где, где источник? Источник? Я скажу вам: все само собой, конечно. Все - само собой. Недавно мальчишка прибежал из школы: «Папа нам все объяснили, Бога никакого нет». Отец говорит: «Ой, сынок, как хорошо». Утречком встал, во дворе нарисовал фигуры геометрические, мальчишка встает: «Папа, кто это нарисовал?» Отец говорит: «Ну что ты, Димочка, это само собой произошло». «Нет, такого не может быть, так не бывает», - говорит сын. «Ну почему этого не может быть, ты посмотри, сынок, мы с тобой тоже случайно произошли, и весь мир случайно произошел, а тут - пустота». Так вот, я вам скажу, даже сами научные изыскания приводили множество людей к убеждению вот того Высшего, того Бога. Христианство рассказывает, Кто этот Высший, оказывается, это Бог, Который является любовью - все, что с нами происходит, происходит по любви. Бог не палач, а врач. Врач, а не палач. Вот этого, к сожалению, многие не понимают. За что меня Бог наказал? Я пью водку, и у меня вдруг цирроз печени. Все говорят: «Какой Бог, ты что? Ты что делаешь?» Или наркоман весь трясется: «За что меня Бог наказал?» Вот это мы понимаем, как близорукий – крупное он видит, чуть-чуть помельче - он ничего не видит, и мы не видим, когда мы и лжем, и притворяемся, и лукавим, и тщеславимся, и гордимся, за что меня Бог наказал? Не Бог тебя наказал, голубчик, а ты сам глотаешь водку, и вот у тебя цирроз печени. Вот что происходит. Ничего не происходит нам для вреда, ничего не происходит с нами для наказания какого-то, а только если и говорить слово «наказание», то только в смысле научения. Хирург не наказывает человека, врач не наказывает человека, а лечит. Ох, какая это великая истина, я вам скажу! И эта истина прекрасная, которая радует душу человеческую, открыта христианством! Только через себя мы можем дать верную оценку других людей, только через себя узнать. И не только это. По степени познания себя мы можем дать и более правильный ответ другому человеку. И только так. Это закон, кстати. Только через познание себя я могу действительно дать верный ответ другому. До тех пор, пока я хороший, я не могу дать доброго ответа другому человеку. Обязательно ошибусь в чем-то, обязательно свою страсть я привнесу сюда. Вот это очень важно. Христианство чем характеризуется: обращает взор человека на себя. Нехристианство обращает взор человека на всех и вся. 

-----

И последняя, церковно-историческая часть нашей телепрограммы.

Сегодня мы начнём с Вами разговор об Александрийском Огласительном училище и его светилах - возникло оно в 170-х годах и просуществовало довольно долго – до 5-го века.

Слово «Огласительное» - от корня «глас», учат там гласно, устно, не по бумажке. Так сложилось, что слово «оглашение» со временем стало обозначать не просто преподавание различных дисциплин, а конкретно научение истинам вероучительным. Желающих принять святое Крещение «оглашали», т.е., научали вере. Что же касается Александрийского Огласительного училища – там было, конечно, всё намного серьёзнее – фактически это был почти христианский университет - «Didascalicon» - так звучит по-гречески это учебное заведение, внешне похожее на философскую школу. Этот университет, ещё раз подчеркнём, был уникальным, отличавшимся прежде всего высочайшей культурой, как церковной, так и светской. Аналогии мы почти не знаем. Ну, отдалённо – это несколько позже возникшие Антиохийская школа и Эдесская. Причём, эта «Didascalicon» была одновременно и конкретной учебной организацией, и духовным направлением, школой богословско-философской.

Итак, Александрийское Огласительное училище ознаменовало рождение христианского богословия, скажем так, причём, связанного с самой глубокой в истории Церкви того времени попыткой диалогас античной философией, прежде всего платонизмом.

Первым представителем этой школы был Пантен. По происхождению сицилиец. Последователь стоиков по своему дохристианскому философскому образованию. Человек необыкновенно талантливый, яркий оратор и ритор. Конкретного о нём известно мало, разве что, его поездка в конце 2-го века на Восток, в Индию, по поручению александрийского епископа. Гораздо больше сведений о его ученике Клименте - втором из известных нам учителей огласительного училища. Он учительствовал примерно до 202-го года, до начала преследования христиан при императоре Севере, когда погиб нами поминаемый Ириней Лионский. При наступлении гонений Климент удалился в Малую Азию и умер, видимо, около 215-го года. Третий учитель, наиболее известен - человек святой, но не канонизирован. Так бывает – провозглашают святыми иногда индивидов очень сомнительной репутации, а настоящий праведник без должного внимания остаётся. Наша речь об Оригене, человеке святой жизни, и без преувеличения сказать - отце христианского богословия. Великий церковный учитель, «второй после апостола Павла», как его величали современники. Примерно с 202-го года и с перерывами где-то по 230-е он был огласителем, катехизатором – научая, готовил входящих в Церковь к принятию святого Крещения. Дальше – его ученик Ираклий (по-гречески «Геракл»). Он впоследствии будет архиепископом Александрии. Потом среди огласителей был Дионисий Великий, тоже архиепископ Александрийский. Ну и назовём ещё одного из катехизаторов 2-й половины 4-го века – Дидима. По-гречески «дидим» означает «близнец». А прозвище у него было – Слепец. Дидим Слепец. Выдающийся катехизатор, христианский ученый при абсолютном отсутствии зрения. Память у него была феноменальной - он без конца мог дословно цитировать и Священное Писание, и греческих философов.

Впрочем, давайте ещё вспомним Петра Великого, тоже архиепископа Александрии, но жившего уже в первой половине 4-го века. К слову говоря – это уже стало практикой, когда ведущие катехизаторы училища в Александрии становились потом архиепископами.

Как видите, два, а может быть, и два с половиной века александрийское училище рождало выдающихся учёных-катехизаторов. Кроме этого, сама эта Александрийская школа приобретала форму, как бы так сказать - клуба для интеллигенции, интересующейся христианством. То есть тот же Ориген проводил встречи – можно назвать их открытыми, миссионерскими, как угодно - где отвечал на самые разные вопросы приходящих людей. Причём, посещение этого «клуба» абсолютно ни к чему не обязывало. Десятилетиями можно было, так сказать, вариться в этом бульоне, и оставаться человеком светским, нецерковным. Но знания, кругозор на таких встречах люди получали немалые. Это немного напоминает такую попытку в крупных городах в 90-е годы, когда при некоторых храмах были дежурства, на которые назначались христиане, светски и церковно образованные, чтобы отвечать на вопросы тем, кому захочется зайти в храм и поговорить. Вот Ориген, можно сказать, такое дежурство ввёл - с утра до вечера любой человек мог прийти к нему и поговорить на любую духовную, философскую или богословскую тему. Такой вот получился форпост. Жаль, что сегодня нет подобного, а, может, и хорошо. Грамотных не сыскать, а назначить наставником кого не попадя – позора не оберёшься.

На этом, давайте, остановимся с Вами до следующего раза. Всего доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана