Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

493 08.01.2009

                     Ученые – о душе человека

                     Митрополит Антоний Блум. Дух, душа, тело

                     Продолжение телебеседы прот.Иоанна Замараева о духовных судьбах человечества. Сектантство в современной Церкви

Церковь порицает практику спиритических сеансов, т.е., всякие попытки установить контакт с душами умерших. Причина, в общем, простая. В попытке вызвать, так сказать, душу умершего человека, можно попасть на демона, который не прочь пообщаться с Вами и не упустит возможности ввести Вас в опасные заблуждения. Более того, есть нередкие случаи, когда спиритические сеансы оказывались причиной одержимости. Однако совершенно разные люди во все времена на свой страх и риск проводили эти сеансы, и это так же относится к косвенным доказательствам загробной жизни. 

   Фрагмент фильма «Потусторонний мир»: 

- Никто не смог убедительно, научно доказать существование потустороннего мира.

За кадром:

- Это мнение скептиков. При этом даже серьёзные учёные порой обнаруживают необъяснимые факты, которые говорят о существовании загробного мира.

В начале ХХ века американский учёный Макдугал обнаружил, что в момент смерти каждый человек теряет около 20 граммов веса. Учёные разных стран повторили этот опыт в разные годы, каждый раз результат был один и тот же. Казалось бы, вот оно, подтверждение того, что душа существует, в соответствии с этой теорией, она весит именно 20 граммов.

Александр Рунов тоже провёл ряд экспериментов, но, по его мнению, потеря веса в момент смерти не имеет к душе никакого отношения.

       Александр Рунов:

- После смерти человека в период агонии в человеке усиливается  химическая реакция, и в результате  химической реакции организм худеет даже на более 20 граммов, что я вам сейчас и продемонстрирую.

За кадром:

- Александр становится на сверхчувствительные электронные часы. В начале эксперимента он весит 112 килограммов 300 граммов, в течение одной минуты Александр будет делать специальные упражнения – полный йоговский вдох. После каждого выдоха задерживает дыхание и очень сильно напрягает мышцы. Приблизительно то же самое происходит с человеком  в последние минуты жизни. Проходит одна минута, теперь вес Александра 112 кг 250 гр.

Александр Рунов:

- Вот, пожалуйста, минус 50 граммов, а я живой. Во время смерти происходят примерно такие же  процессы в организме, что и у меня сейчас были. И поэтому за счёт выделения влаги и энергии организм теряет даже больше 20 граммов, как об этом говорят учёные.

За кадром:

- Так что потеря веса в момент смерти не связана с душой, и вряд ли может служить доказательством её бессмертия. Проверить религию биологией – не  удаётся. И тем не менее, материалисты не оставляют таких попыток.

Артур Конан Дойль был не только талантливым писателем, по образованию он был врач. Однажды сэру Артуру предложили поучаствовать в спиритическом сеансе. В ХIХ веке столоверчение стало модным занятием. Из любопытства Конан Дойль принял приглашение. Сначала на него это не произвело впечатления, но на четвёртом сеансе он отчётливо увидел свою умершую мать и смог пообщаться с ней. Этот день перевернул всю жизнь известного писателя. Он полностью посвятил себя спиритизму, вложил в его развитие большую часть своего состояния - 750 тысяч фунтов стерлингов.

Сеансы спиритизма посещал знаменитый химик Дмитрий Менделеев. Великий изобретатель ХХ века Томас Эдисон пытался сконструировать прибор для записи посланий с «того» света.

Послевоенная Москва. Советский физик Всеволод Запорожец по приглашению друзей оказался в гостях у солистки Большого театра Валентины Лопухиной. Всеволоду было под сорок, а Валентине - около тридцати, у обоих уже были семьи, но между физиком и балериной завязался бурный роман. События развивались стремительно. Всеволод развёлся с женой, Валентина ушла от мужа, влюблённые поженились и прожили счастливо более тридцати лет. В 1977 году Валентина Лопухина скоропостижно умерла, к этому моменту Всеволод Михайлович был крупным учёным, зав. кафедрой, и, конечно же, убеждённым скептиком и атеистом.

Всеволод Запорожец:

- И когда случилось в моей жизни властное для меня горе, а именно - смерть любимого человека, то возникла мысль такая, что, может быть, мы плохо знаем устройство нашей Вселенной, и, может быть, эта смерть и есть тайная доля истины в представлениях о том, что смерть не есть окончание всей жизни.

За кадром:

 - Учёный решил найти возможность связаться с умершей женой. Он бросил работу и занялся новым научным трудом. Под псевдонимом доктор Вемс он вошёл в мир спиритизма, учёный не принял ничего на веру, он стал лично проводить эксперименты. На занятия спиритизмом он тратил всё время и все средства. Теперь доктор Вемс уверен, что получил доказательство существования загробного мира и смог установить контакт с любимой женой.

Всеволод Запорожец:

- Она говорит: я знаю, ты был сегодня у меня на могиле, спасибо тебе за память, за внимание. Но ты не выполнил другой моей просьбы, а именно -молиться обо мне, посещать церковь. Ты часто общаешься со мной дома, но церковь – это храм Божий, там соединяются  духовные посылы многих людей. И легче, и ярче происходит контакт с нами. 

По обыкновению, давайте послушаем с Вами несколько слов блаженной памяти митрополита Антония Блума.

Антоний Блум:

- Часто люди думают, что они могут общаться только духовно. Т.е. забывая свою душевность и свою телесность. Что я могу молиться о своём ближнем, и довольно с него. Тогда, как мой ближний, может быть, нуждается во многом другом - в душевной помощи, в телесной помощи. И тут мы должны понять, что совершается. Мы должны понять, что по мере того, как мы хотим жить духом, мы должны раскрываться нашему ближнему той стороной нашей душевности, которая уже очищена. И это значит, ясно в Евангелии говорится, это значит, что наши мысли должны постепенно очищаться. Мы должны бороться за то, чтоб никакая грязь, никакая тлень, никакая нечистота, никакая неправда, ложь не проникали в нашу мысль. Вы скажете, как же это может быть, я на опыте знаю, что это не так? Вот, я становлюсь на молитву, и как только я начинаю молиться,  всякие мысли в меня начинают вливаться откуда-то, воспоминания, воображения, фантазии или даже, просто, богохульные мысли. Об этом святой Иоанн Лествичник говорит, что как только мы становимся на молитву, то бес подползает к нам и нашёптывает всё, что нас может отвлечь от молитвы. И нам не надо этим смущаться. Надо просто ему сказать: «Отойди, не теряй времени, я буду всё равно продолжать молиться». И повторять этот отрывок молитвы, который осквернён был нечистыми мыслями, повторять его раз за разом. И, как один из подвижников после этого говорил: «Если вы это будете делать постоянно, то бес увидит, что чем больше он на вас нападает, тем больше вы молитесь, и он от вас отойдёт». Это очень важный момент. С другой стороны, нам надо бороться с этой тьмой, которая поднимается в нас, отчасти потому, что она уже в нас есть, отчасти, что она нам навевается. Есть в житии одного из подвижников Киевской лавры рассказ о том, как одному монаху было поручено (это было, кажется, в эпоху святого Феодосия Печерского) крещение женщин. И как только он приступал к крещению женщин, в нём поднималась блудная страсть и скверные мысли. Его имя было Иоанн. И он обратился к святому Иоанну Крестителю: «Святой Иоанн, ты был чист от всякой порочной мысли, помолись Богу, чтобы Он меня освободил от этой нечистоты. Потому что я оскверняю то дело, которое совершаю». И святой Иоанн Креститель явился ему и сказал: «Я могу тебя освободить, но если я это выпрошу у Бога, то ты потеряешь венец мученичества, продолжай бороться. Борись против всех этих нечистых мыслей, против этих образов восстания плоти в тебе самом. Борись беспощадно, и рано или поздно благодать Божия, которую ты призываешь, победит в тебе, и тогда ты получишь венец мученический». И этот монах продолжал крестить, боролся, боролся, до дня, когда, вдруг, он оказался свободным от всякой нечистой мысли, и мог крестить так, как, верно, крестил святой Иоанн Креститель в реках Иордана. 

И последняя – богословская часть нашей телепрограммы.

Уже несколько телебесед мы посвятили с Вами размышлениям о духовных болезнях. В принципе, любой человек чем-то болеет. Гордыня, тщеславие, зависть, жадность, праздность и тому подобное. Но это индивидуальные болезни. Любой порок в какой-то степени заразен, и может оказывать дурное влияние на ближних. Как писал апостол Павел: «Дурное сообщество развращает добрые нравы». Если ребенок получает воспитание среди людей, страдающих жадностью, то это как-то влияет на его характер. Но необязательно. Все-таки мы не можем сказать, что жадность или гордыня могут стать эпидемией. Это индивидуальные болезни. В то время как некоторые духовные болезни, подобно чуме могут охватить довольно за короткое время огромные территории и громадное количество людей. Это недуги коллективные, массовые или церковные.

Одной из первых церковных болезней, как мы неоднократно отмечали с Вами, является ересь. Мы говорили с Вами, что ересь – это грубое искажение основ христианского вероучения. Рискуя показаться слишком категоричным, я скажу, что любое самое малое искажение вероучения ведет к каким-то последствиям. Впрочем, так же, как и любая философия или идеология. Может быть, кто-то из Вас читал произведения немецкого философа Фридриха Ницше. Помните его знаменитое высказывание о том, что слабый или неудачник должен умереть, и мы должны ему в этом помочь. Так вот, эта философия, получившая затем развитие, породила фашизм и привела ко Второй мировой войне. А реализация большевистских социалистических идей каким горем обошлась для поколений? Любая мировоззренческая теория – это слишком серьезно. Это не все понимают. Говорят – какая разница во что верить? Разница есть.

Есть принципиальная разница для жизни и поведения человека в зависимости от его представлений о Боге. Меня всегда удивлял парадокс – как в дореволюционной Руси могли уживаться совершенно несовместимые вещи – например, христианство и крепостное право. Но это может стать понятным, если мы всерьез начнем изучать дореволюционную церковную литературу. Конечно, были и очень хорошие книги, но 90% - это писанина, которая прямо или косвенно представляла Бога как строгого Хозяина, карающего за грехи Властелина вселенной. Бог – это было страшно. С православным Богословием все было в порядке. В академиях так не учили. Во всяком случае, нельзя было закончить Духовную академию и не прочитать Евангелие, через которое красной нитью проходит идея всеобъемлющей Божией Любви, Бога как любящего нашего Небесного Отца. Но простой народ Священное Писание не читал, и рядовые священники почему-то не особо обращали на это внимание. Может, действительно проще было запугивать – будешь грешить – Бог накажет. Ну, а раз Сам Бог – это Судья и Палач, то и мне дано, раз я помещик или глава семейства, быть бичом подчиненных. Ведь книга под названием «Домострой» написана архимандритом. И он совершенно искренне, не сомневаясь в своей правоте, рекомендовал мужьям бить своих жен, правда, регламентировал толщину палки. Палка должна быть не толще большого пальца. Есть такие благостные монархически настроенные люди, которые считают, что все было бы хорошо, если бы не Октябрьская революция. Красный террор – это, конечно, не есть хорошо, но это все же результат тех духовных болезней, которыми болели христиане задолго до Октябрьской трагедии.

Люди, которые побывали в странах, где господствовал кальвинизм, очень удивлены безбожностью этих стран. Например, Голландия. Это настолько атеистическая страна, что любое упоминание о церкви у рядового голландца вызывает искреннее отвращение. Если не бояться преувеличения, то можно сказать, что церковь в Голландии умерла. Кальвинизм сделал свое дело. Помните, мы говорили с Вами, что кальвинисты учат, что загробная судьба человека зависит не от того, как он прожил – творил добро или зло, а от того, как вздумается Всевышнему – кого Он изберет для райского блаженства, а кого определит в ад. Ну, Вы понимаете, что церковь, которая учит такому, по большому счету никому не нужна. Поэтому она и исчезла. Кальвинизм оказался болезнью смертельной. И это практически во всех странах, где эта ересь господствовала.

Так вот, значит, ересь – это грубое искажение христианского вероучения. Церковный раскол – это Вы тоже должны уже помнить – это духовная болезнь той или иной церкви, верующие которой слишком большое значение придают обрядам и традициям. Это как наш регент Степан Павлович в качестве шутки написал на красном кумаче транспарант с лозунгом: «исполнение обряда – главная гарантия нашего спасения». Степан много таких лозунгов сделал в стиле прошлого века. Например: «хвала рукам, пахнущим ладаном», «достойную встречу двунадесятому празднику» и тому подобное. Все мы, служители храма, смеялись, и довольно громко, но оказалось, что не всем это смешно. Вообще не смешно было констатировать тот факт, что наш шуточный лозунг: «исполнение обряда – главная гарантия нашего спасения», многими людьми воспринимался за чистую монету. Да, есть люди до сих пор искренне считающие, что богослужение должно совершаться только на славянском языке. Дескать, Бог других языков не знает – только церковно-славянский. Помните, лет, наверное, тридцать назад, точно не помню, когда у нас ввели зимнее и летнее время – час назад, час вперед, то чуть ли не новый раскол произошел в Православной церкви на территории бывшего СССР. А знаете, почему? Одни считали, что богослужение в Пасхальную ночь нужно начинать по новому времени, а другие готовы были на мученическую смерть, ради того, чтобы только по-старому времени.

Секта, как мы говорили с Вами, это тоже духовная болезнь. Секта от слова сектор, часть. Мы можем с Вами немного пофантазировать, и представить себя в роли насекомого, бегущего по какой либо большой картине. Конечно, вряд ли это шестиногое создание сможет ее увидеть, потому что, находясь на картине, насекомое видит только маленькую ее часть, крошечный сектор. Лет тридцать назад многие из баптистских христиан готовы были до посинения спорить о том, что спасается человек не делами добра, а верой. Апостол Павел в своих посланиях пишет много об этом. Ну, вот рогом уперся он в эти Павловы высказывания, и ни с места. Ну, а как же Иаков пишет в послании, что вера без дел мертва? И то, и другое надо – и веру нужно иметь, и дела добра творить. Но он сектант. Не то, чтобы он не читал Иакова, но у него «вавка» в голове – он зациклился на том, что спасает вера, и все. Другого, что противоречило бы этому утверждению, он не воспринимает. У него места в голове для чего-то другого не находится. Тут я должен категорически оговориться, что, говоря о баптистах, я имею в виду не современных баптистов, большинство из которых вполне нормальные люди. За последние десятилетия они сумели освободиться от многих пунктов. Хотя, не все. Есть, например, баптистская церковь в Киндийке. Это классические сектанты. И дело не в том, что у них какая-то существенная разница в вероучении. Дело не в различиях, а в узости мышления, в неприятии другой точки зрения. Они даже баптистов других церквей считают пропащими. Кстати, сектанта, или сектантскую церковь, очень легко определить. Есть очень хороший способ для этого. Индикатор, прибор, лакмусовая бумага. Запомним, если мы услышим от кого-то, что единственная правильная церковь – это только вот эта, а все остальные – это заблудшие и погибающие, можете не сомневаться – перед нами сектант. Если какая-то церковь учит, что только она приводит к Богу, а все остальные - от лукавого, имейте в виду – это секта самая настоящая. И неважно, как она называется. Там могут быть кресты, золотые купола, иконы, почитание святых и Богоматери и т.д. Любой человек, претендующий на истину в последней инстанции – сектант. Он просто больной.

Причем, я повторюсь, сектантство, это болезнь, но не надо путать - это не шизофрения. И это не то, что был человек нормальный, а потом ударился головой и стал сектантом. Это как-то передается, я сам до конца не знаю, как. Какой-то тихий массовый психоз. Причем, он не появляется вдруг, ни с того, ни с сего. Болезнь развивается. То, что мы называем предрассудками, как-то прогрессирует. Причем, здесь тоже нужно обратить внимание, сам по себе предрассудок - не всегда причина, он может быть следствием каких-то изменений в сознании человека. И, в общем, подобных вещей надо остерегаться, наверное, каждому. Не надо быть слишком самоуверенными, что – ну, уж кто-кто, но я – никогда. Никогда не говори – никогда. В каждом из нас может появиться рано или поздно вирус сектантства.

Первые признаки этого заболевания мы можем обнаружить, наблюдая за самими собой. Например, как мы слушаем других людей, особенно тех, которых по своему духовному и интеллектуальному развитию мы считаем ниже себя. Пытаемся ли уловить рациональное зерно в сказанном? Или мы заранее считаем, что этот человек все равно ничего полезного для нас не сообщит? Помним ли мы, что Господь может Свое слово проговорить устами безумца?

Второе. Мы встречаемся с людьми, которые поступают совершенно не так, как поступили бы мы в аналогичной ситуации, и Вам приходится давать оценку этому поведению людей. Какая роль для вас ближе – роль адвоката или роль прокурора?

В жизни не все просто, и особенно не просто судить. Осуждать людей вообще нам запрещено Господом. Ну, вот возьмем хрестоматийный пример. Скажем, мы видим, как родители связывают своего ребенка, затыкают ему рот тряпкой, бросают в подвал и поспешно уходят. Что вы можете сказать о таких родителях? А если пояснить, что этим родителям сообщили, что их ребенка собираются отнять преступники, и у бедных отца и матери нет другого выхода, как спрятать его в погребе, и нет возможности все ему объяснить? В таком случае, это уже другое дело. Вообще между людьми много недоразумений.

Предрассудки это тоже один из главных симптомов сектантства. 

Среди православных долгое время ходила сплетня, что молитвенные дома баптистов нельзя посещать только потому, что под порогом входа в молитвенное здание зарыт крест, чтобы каждый входящий попирал его ногами. С этой клеветой трудно было бороться, потому что лет 25-30 назад изображение креста для баптиста было ничем иным, как изображением орудия казни Христа. Плахой. Даже 15 лет назад был такой случай. Шел я по улице в рясе, на груди - священнический крест. А навстречу мне баптист. Он, бедняга, в приступе нахлынувших ревностных о Боге чувств, чуть крест не сорвал с меня. Он, ударяя кулаком в грудь (благо, что себя), истово бранил меня: как это я, такой-сякой, распинаю Христа у себя на груди? Я пытался объяснить, что вовсе нет, что крест на мне обозначает мою принадлежность к большой семье христиан и мою веру, что страданием и смертью на кресте Господь меня освободил от уз греха. Это тоже яркий пример сектантства. Человек усвоил для себя, что крест - это инструмент казни. Все. А то, что в конечном итоге крест Христов стал орудием нашего спасения, это уже за сектором его видения, за шорами, покрывающими его боковое зрение.

Сегодня у нас в области более сорока баптистских общин. И многие баптисты уже носят на груди крестики. Но вот киндийская община баптистов, отделенная, по-прежнему считает себя единственной, для кого хватит места в Царстве Отца нашего Небесного. Там был дьякон, которого отлучили от церкви вместе с семьей за то, что они несколько раз зашли в православный храм. Понятно, большое это преступление, осквернились, как же с ними после этого общаться? Это – сектантство.

Сектантство – это болезнь, которую легче предупредить, чем лечить. Сыворотка от сектантства - умеренный скепсис и здоровый юмор. Во-первых, себя нельзя слишком всерьез воспринимать. Во-вторых, нельзя забывать, что любой пастор или священник – это всего лишь человек, со свойственными ему слабостями и грехами. Слушать своих духовных лидеров, конечно, нужно, но до определенной степени. Свою голову на плечах надо иметь и, хотя бы иногда, не соглашаться с глупостями – неважно – кто их произносит – бородатый батюшка с животом в черной рясе или пятидесятникстройный пастор в пиджачке от Кардена. Конечно, заявлять громко и публично, что Вы, дескать, батенька – дурак, будет неправильным, хотя бы в свете наставлений апостола Павла о почитании и повиновении наставникам Вашим, но жить со сплошным «одобря-м», совершенно ни к чему.

На этом, давайте, сегодня остановимся и, если даст Бог, продолжим наш разговор в следующий четверг. Я прощаюсь с Вами и желаю всего доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана