Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

313 02.03.2014

 

Прощенное Воскресенье 

Вот и снова особый, быть может, самый важный день в году – так называемое «Прощенное воскресенье». Во всех православных храмах совершается особый Богослужебный чин – чада Божии – духовенство, община, прихожане просят друг у друга прощение.

------ Фрагмент чина прощения

Очень трогательное действо, несмотря на свою символичность. Символичность, потому что, как правило, настоящие обиженные и обидчики находятся далеко за церковной оградой, и для того, чтобы испросить у них прощения, зачастую нужно преодолеть какое-то, иногда даже очень большое расстояние – и в пространственном, и в психологическом плане.

Редко кто остаётся равнодушным во время этого предвеликопостного чина  - задевает он и бывалых завсегдатаев храма, и новичков, и это свидетельствует о том, что прощение – это именно то, что так жизненно не хватает нашему духовному естеству.  

За Божественной литургией в этот день читаются знаменитые Христовы слова: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец Ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,14-15).

Понятнее, наверное, сказать невозможно. Да и что может быть важнее. Эти слова, ведь, ключ в блаженную вечность, который может оказаться в руках каждого из нас – маленький такой, удобный ключик в сказочный дворец обителей Отца нашего Небесного. И, казалось, все мы с Вами, христиане, должны бы наперегонки прощать друг друга – это же такая мелочь - простить обидчика, если речь идёт о вратах Рая. Но этого же не происходит – не особо мы спешим прощать согрешивших против нас. Почему? Не верим словам Христа?

Именно! Не то, чтобы начисто не верим, но интуитивно в нас прочно сидит мысль, что, мол, Иисус сказал это нам так, дабы поощрить добрые отношения друг с другом, с педагогическимисоображениями. А на самом деле – ну не может такого быть, чтобы любящий Бог так мог поступить – мы-то, христиане, научены тому, что Господь – любящий нас Отец Небесный. И неужели Небесный Папочка не простит нас просто так, без каких бы то ни было жёстких условий? Ну, зачем Ему опускаться на уровень человеческих дрязг – дескать, мы-то, люди, существа немощные, духовно незрелые – что с нас возьмёшь! И неужели Всевышний сыграет с нами в такую жестокую игру, мол - прощал ближним их проступки – в рай, не прощал – в ад. Ну не может Бог так не по-божески поступать!

Интуиция наша в этом отношении, надобно сказать, правильная. Мы совершенно справедливо не доверяем этим словам Христовым, потому что не без оснований уверены, что за Господним прощением не заржавеет – простит Он всех и за всё – Он же, ведь, Сплошная, Совершенная Любовь. Действительно, получается так, что Иисус об Отце Небесном говорит хуже, чем Он есть на самом деле.

Но что ж тогда – Христос нас обманул? Из лучших побуждений, конечно – ради мира во всём мире, так сказать. Ни в коем случае! Хотя, ловушка – капканчик такой - в Его словах спрятан.

Христос – помните, что обещал Своим ученикам – сделаю Вас ловцами человеков, мол, хватит вам рыбачить. Но научить улавливать людей может лишь тот, кто Сам в этом дока. На самом деле Христом в Евангелии расставлено множество тончайших, почти невидимых сетей, чтобы нас ими уловить – не для бульона, конечно, а для нашей же пользы – поддеть сетью утопающего и вытащить его на сушу, и этим самым спасти ему жизнь.

Помните, в другом месте Иисус говорил: «Не судите, и сами судимы не будете» - капканчик точно такой же конструкции, или сеточка такого же самого плетения. Что нужно человеку для того, чтобы спастись и войти в Блаженство Жизни Вечной? Стать добрым. Всего лишь. Если ты незлобивый, благодарный, любвеобильный - никаких проблем – транзитом в рай.

А если черствый, злой, эгоистичный – тебе там делать нечего – не потому, что туда не пустят – врата рая открыты для всех, даже для самого последнего негодяя. Но желчному, злому – там будет плохо – гневливого, даже если и насильно затащить в общество Христа и святых, ему там окажется невыносимо тягостно – не та компания, так сказать – там все добрые, чистые, искренние, жертвенные, а ты - с камнем за пазухой.

Или, в прошлое воскресенье читалась притча «О страшном суде» - абсолютно та же ситуация. «Придите ко Мне все, кто накормил голодного, напоил жаждущего, одел нагого, посетил больного или заключенного…» И, наоборот, «отойдите от Меня во тьму внешнюю те, кто остался равнодушным - не накормил голодного, не оказал помощь нуждающемуся». Тот же самый вопрос: ну да, - не на высоте морали оказались люди, не творившие милость ближним. Но зачем же Богу уподобляться человеческой мстительности, проявлять такую жестокость – не делал добрых дел – полезай в ад на вечные муки! Что ж это за Бог такой!

Конечно же, не в поступках дело, и не в Божьем гневе или мести. Проблема в том, что если ты всего этого, перечисленного Иисусом, не совершаешь, это признак того, что ты человек недобрый - чёрствый. И беду тебе принесёт именно последнее обстоятельство.

Христос не читал людям лекции ни по аскезе, ни по психоанализу, Он говорил народу простые и очень понятные вещи, разумеется, в тех случаях, когда это было возможно. Иисус ставит внешние условия – весьма прозрачные. Вот не суди никого, не осуждай – и тебя никто не осудит. Представляете – Страшный суд не для тебя – ты прямой наводкой – в Царство Божие, в Обители нашего Небесного Папочки. Яснее некуда. И вроде ничего сложного и непосильного в этом нет. Но это только на первый взгляд. А Ты попробуй не осудить мразь, ничтожество, которого встретил на своём жизненном пути. Не получится. Не выйдет со стопроцентной гарантией, если Ты человек не добрый. Или попытайтесь простить обидчика настоящего – не прихожаночку симпатичную или респектабельного богомольца, с которым Вы рядом в храме по воскресным дням за Божественной литургией, а по жизни, может, никогда и не сталкиваетесь, а действительно человека, который нанёс Вам существенный урон - материальный или моральный. Причем, не просто сказать: «прощаю», и даже не просто забыть, а действительно простить – для этого нужна полная перемена души, глубинное покаяние – μετάνοια - изменения нутра, собственно, для чего предстоящий пост и предназначен.

Сам церковный чин Прощения – это, безусловно, дело святое, стоящее. Но этим всё не только не исчерпывается, но даже и не начинается – это, своего рода, колокол, призывающий нас к работе над самими собою, над своими душами, в попытке очистить их от злобной горечи, умягчить их, сделать нежными, любящими, незлобивыми, всепрощающими. И если всё это удастся сделать – перекроить себя, так сказать, тогда и отмерять – большой мерой без жадности будет для нас делом простым, и не осуждать никого – в порядке вещей и прощать кого угодно и за что угодно – элементарным. И тогда Господь не только в ответ отмерит нам громадной мерой благостыни. Не только не осудит, не только простит все наши прегрешения, не только откроет для нас двери рая, и даже не только примет нас в свою компанию добряков, но, главное то, что мы окажемся своими среди своих в сонме праведников, и тогда уж точно - блаженство нам будет обеспечено в нескончаемой вечности.

------ Фрагмент постового Богослужения

Время поста – особое время усиленных подвигов покаяния.

Как мы уже неоднократно отмечали с Вами, само слово «покаяние» многими людьми понимается превратно. Кающийся человек представляется в лучшем случае скорбящим, в дурном расположении духа, сетующим о своих проступках и, если не пеплом посыпающим свою голову, то ударяющимся этой же головой об  стенку. К действительности на самом деле такое представление не имеет никакого отношения. «Покаяние» - по-гречески «μετάνοια» [метанойа], в церковном словоупотреблении означает «изменение» сознания, перемену воли. Был жадным - стал щедрым, был ленивым - стал трудолюбивым. Есть люди, которые делают гадости, а на следующий день локти кусают себе, слезами обливаются. Ну и толку, если потом опять строят козни. Можно меняться в лучшую сторону без вздохов и причитаний, а можно рыдать и соплями всё вокруг забрызгивать без видимого исправления.   

Начинается покаяние с осознания своей порочности, своих грехов. А для многих, к слову говоря, это не так просто. В абсолютном большинстве, люди не приучены критически оценивать свои поступки, контролировать слова, внимать своим чувствам, желаниям. Мы-то, конечно, признаём, что не идеальны, не безошибочны, но основную вину за все негоразды склонны полагать на окружающих.

И вот первым шагом к покаянию должна быть перенастройка нашего внутреннего взора – всё своё внимание нам необходимо сфокусировать не на грехах наших ближних и дальних, которые, конечно же, грешники, такие же, как и мы, а то и почище, а на собственных просчётах, слабостях, нечестии, даже когда доля нашей вины в неприязни, обиде или конфликте действительно незначительна. Прошение Великопостной молитвы Ефрема Сирина: «Господи, даруй мне зреть мои прегрешения и не осуждать брата своего» - должно стать нашим девизом.

Второй шаг – это навык глубокого анализа наших мыслей, чувств и желаний. Крайне важно понимать – почему мы так себя ведём, что нами движет, где скрыт первичный мотивационный механизм того или иного поступка.

Вот что нас раздражает в облике, поведении и словах нашего коллеги или родственника. Быть может, просто, он занял нишу, на которую мы сами претендуем. Или относится к нам с недостаточным, на наш взгляд, почтением. Или он просто ущербен, туго соображает, а у нас не хватает доброты и великодушия проявить терпимость и снисхождение.

А может, даже и доброе дело мы совершили по отношению к тому или иному ближнему своему. С одной стороны, вариант беспроигрышный – доброе дело, оно и в Африке доброе, никто тебя за это не осудит – ни люди, не Всевышний. Но в одном случае ты достоин всяческих похвал, а в других - скептической ухмылки. Какой мотив тебя двигал к доброделанию – любовь к ближнему или расчёт, мол, я его сегодня выручу, зато завтра он не сможет мне отказать в моих просьбах, выполнение которых вознаградят меня с лихвой.  

Понимаете, последнее, как правило, не проговаривается не только вслух, но и в уме. Множество люда, в общем и целом добропорядочного, которые не станут воровать или нагло врать, убеждены, что помогают ближним по доброте душевной. Конечно, бывает и так, но в большинстве, человек сам того не замечает, что руководствуется корыстным мотивом. Не обязательно материальным. Выглядеть человеком замечательным – это, ведь, тоже мотив, причём, не самый дурной, в определённом смысле даже положительный, но только в определённом. Похвально когда человек стремится к совершенству – будь-то в физическом или духовном плане – красиво выглядеть, прекрасно говорить, восхитительно вести себя. Это действительно то, к чему все мы призваны. Но зачастую устремлённость быть лучшим, противопоставляется другим. Хочу не просто быть лучшим, но – чем другие. Т.е., мне не столько важна сама по себе высота планки, сколь разница между мною и окружающими. На самом деле мне важно ощущать главенство: я - главный, потому, что лучший, я – самый ценный – а это уже гордыня – мать всех пороков и грехов.

Таким образом, наша задача научиться не только видеть и оценивать наши слова, мысли, поступки, но и анализировать их взаимосвязи, а главное, первопричины, глубинные мотивации.

Следующий шаг - разжечь в себе самих ненависть к собственной порочности. Сам по себе гнев не является грехом – это одно из свойств человеческой природы, заложенных Творцом. Иное дело, в силу повреждённости природы человеческой, гнев наш зачастую направлен на человека, а не на его порочность, духовное уродство. Возненавидеть грех, как духовную болезнь – наша архиважная задача. Если я жадный, я должен возненавидеть свою скупость, если я лживый, - вознегодовать о своей неправдивости. Если я нечист на руку, сетовать о своей вороватости.  

Если Петя на 60 кг тяжелее, чем должен быть и твердит про себя, мол, чем больше хорошего человека, тем лучше – вероятность того, что он станет стройным и привлекательным, очень мала. Чтобы сдвинуться с мёртвой точки, он должен возненавидеть «спасательный круг», вросший в бывшую талию.  

Ну а дальше – вперёд, так сказать – надо действовать – установить максимальное количество пищи и рацион, и лишить свой непомерный аппетит глубокого удовлетворения. Если ты скупердяй – попробуй делиться с ближними. Половинить свою зарплату не обязательно, тем более, если она у тебя итак меньше прожиточного минимума. Начни с малого – найди в доме вещь, в которой нуждается твой приятель, а тебе она, ну, не очень нужна, и расстанься с ней. Если ты завистник – поспособствуй тому, на кого тебя жаба давит, быть ещё более успешным.

Вспомни, быть может у тебя перед кем-то старый долг – не обязательно денежный – попробуй возместить, пока тот живой. Сослуживец тебе настолько неприятный, что и глядеть на него тошно – заставь себя общаться с ним периодически, хотя бы минут по пять. А если ты крикун - с полуоборота заводишься, попробуй очередной раз удержать за собой контроль. 

Борьба со своей порочностью – дело на самом деле нелёгкое, а иногда даже кажется - и непосильное. Кто-то не может удержать свой язык, а кто-то детородный орган. У одного кулаки чешутся, а у другого рожки да хвостик наружу пробиваются.

Тот, кто пробовал всерьёз воевать с грехом, знает, что в борьбе со змеем, и не только зелёным, чаще всего, побеждает змей. Хотел покончить с блудом, а впал в прелюбодеяние. Пошёл мириться с соседом – до драки дело дошло - и так во всём. Нужно быть реалистами. Без помощи свыше радикально изменить своё нутро мало кому под силу. Поэтому все мы нуждаемся в поддержке благодатной, в силе, которую может подать нам только Бог.

Подлинное покаяние, настоящая перемена человеческих ума и сердца, действительно - дело за гранью человеческих усилий. Здесь должно произойти нечто сверхъестественное. Если ты злой, как собака, а хочешь стать добрым и любвеобильным – в сотрудничестве с Господом сделать это возможно, но задача эта даже для Всевышнего, наверное, посложнее воскрешения четверодневного Лазаря.

Посему, «μετάνοια» - покаяние, изменение нутра от гнусного к прекрасному – это таинство во всех смыслах этого слова. Это колоссальный скачок в духовном развитии человека, который возможен лишь благодаря таинственному действию Благодати Святого Духа, безусловно, при активном, полноценном участии и самого кающегося. Без помощи Божьей ничего не выйдет, и без твоего личного подвига – также ничего не получится, потому, что Господь даёт силы, оказывает помощь тем, кто прилагает собственные усилия. Прилагай усилия и проси помощи свыше!

Каким образом Господь пошлёт тебе силы, каков механизм действия Благодати Святого Духа, от нас сокрыто. Да и, по словам Христа: «Дух дышит где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит…».

Однако в Церкви, основанной Иисусом, есть особый чин, действо, которое так и называется Таинством Покаяния, в котором на исповедующего свои грехи призывается Божественная Благодать, «немощное врачующая и оскудевающее восполняющая». Об этом, если даст Бог, наши с Вами следующие рассуждения.

------ Фрагмент канона Андрея Критского

На этом мы завершаем нашу Богослужебную телепрограмму, и я прощаюсь с Вами до встречи через неделю. Всего Вам доброго.

 

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Малая Пасха", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio, просматривать или скачивать video в mp4  или аудио в mp3 файлах себе на жёсткий диск без всяких ограничений.

 

 


 


Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана