Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

684 26.09.2013

Не секрет, что более 90% мирового капитала - у евреев, и не только капитала. И многим это не даёт спокойно спать.

Но, с другой стороны, ведь можно и восхищаться созданной ими финансовой системой, на которой зиждется вся мировая экономика – на самом деле, ведь, это гениальное построение.

Но начинается всё даже не с гибкости ума и изобретательности, а с психологии взаимоотношений друг с другом, элементарной совести. Вот чем отличаются большинство из нас, украинцев или русских, от того же еврея, даже не современного, а жившего тыcячу лет назад. Скажем, если бы наш родственник одолжил у кого-то деньги и помер. Мы что за него отдавать стали бы? Щас! Уже разбежались! А у евреев – это святое, и стоит поучиться. Отец Яков Кротов - несколько слов по этому поводу. 

Яков Кротов:

- Давайте поговорим про историю 10 века. Был такой, Царство ему Небесное, великий украинский историк Омельян Прицак, он был человек, родившийся, по-моему, в 1910, если не ошибаюсь, был учеником Грушевского, эмигрировал в США, и там, собственно, создавал украинистику. Действительно великий историк, я знаком с его трудами, потому что он занимался и русской историей, и 17-м веком. И он в 1972 году вместе с одним американским исследователем опубликовал древнейший документ об истории древней Руси, она и русская история, и украинская, и какая угодно, а на самом деле, этот древнейший документ не имеет ни малейшего отношения ни к украинцам, ни к русским, ни к белорусам, он - еврейский документ. По учебникам, я надеюсь, все знают, что древнейшие надписи кириллицы на территории бывшего СССР - это кусок горшка, на котором написано странное слово «гороуша» спорят, там был горох или горчица, не понятно. А древнейший настоящий документ составлен до 930 года, это начало 10-го века, нашли его в Александрии, точнее так: он хранился в Александрии на чердаке синагоги - у иудеев есть обычай, любой листочек бумажки, на котором написано имя Божие, уничтожать нельзя - и они хранили документ тысячелетней давности. Это небольшой кусок пергамента, потом он попал в Британский музей, и там его с удивлением прочли, и оказалось, что это письмо из Киева, - представьте, 920-й год, при советской власти об этом документе, конечно, молчали в тряпочку, потому что получается немножечко, извините, неловко, - это документ из Киева, причём, документ из Киева, когда Киев, видимо, входил в Хазарский каганат. Он написан по-еврейски, но на нём стоит виза читана, и это написано хазарскими рунами, значит, кто-то из киевских начальников заверил документ. Ну, на самом деле он не русский, не украинский и не белорусский – он человеческий, потому что, о чём этот документ? Что хотели киевские евреи от египетских евреев? Александрия 10-го века - это мощный средиземноморский город, мощный порт, это один из очередных взлётов Александрии периода арабского халифата. Деньги, и в письме очень трогательно пишется: у нас есть вот такой вот брат, который одолжил своему родному брату сто золотых, на этого родного брата - ну, Киев, сами понимаете - напали разбойники, убили и ограбили, и теперь брат за этого брата должен возместить сто золотых, которые тот успел потратить. Мы собрались, мы скинулись, шестьдесят золотых мы возместили несчастному, сорок висят долгом, мы же все братья в Боге, не поможете ли? На самом деле, в Александрийской генезе, так называется склад старых синодальных документов, десятки подобных писем - со всех концов средиземноморского мира обращались евреи за помощью к богачам.

Отсюда мораль, как говорила одна английская королева из книжки Льюиса про Алису. Вот оно где - и христианство, и спасение, это коллективная ответственность и в грехе, и в спасении. И мне кажется, что очень символично, что история Руси начинается не с разговоров о том, вот мужик деньги одолжил, мужик, это твои проблемы, а должник был убит, мужик, ну ты конкретно попал. Ну что мы можем сделать? Как говорил Спаситель: фарисеи вам что говорят? - Выполняйте всё. Они не выполняют, игнорируйте, а вы выполняйте, что они говорят. Шестьдесят золотых - это очень приличные деньги, это мелкий, и, пожалуй, не очень мелкий бизнес, и община это всё расписала друг на друга. Какая у нас сейчас мораль? Давайте найдём нового украинца или русского, который даст нам три миллиона, мы построим церковь. Послушайте, что, мир перевернулся? Может быть, всё-таки начнём жить, как тогда, в начале 10-го века, и не искать богача, который на всю общину разложит, а строить общину, которая, наоборот, заплатит за свою веру, за Бога, и вообще за всё.

О путях познания истины размышляет профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов.

А.И.Осипов:

- То пространство, время, в котором мы живём, является самым элементарным, самым, если хотите, грубым, как бы рассчитанным на нашу сейчас дебелую плоть. На самом же деле, мир может быть не только многомерен, он может быть сколько угодно, бесконечно, иметь огромное количество измерений. И вот, когда плоть человека приобретает вот те особые свойства, которые мы называем духовными свойствами, тогда это тело уже способно пребывать в иных пространствах, и когда оно входит оттуда в наше, то здесь оно, в этом нашем пространстве времени естественно имеет всё то, что и должно иметь - плоть, кости, всё, что положено. Но лучше духовно выходить отсюда. Одним словом, мы встречаемся с удивительным фактом, вы посмотрите в житиях некоторых святых, той же Марии Египетской житие - во время молитв она прямо видимо поднялась над землёй. Об этом, кстати, пишут многие, что действительно, святые во время молитвы поднимались над землёй на некоторое расстояние, на небольшое расстояние. Многие случаи мы знаем другого рода, когда ходят по воде, как посуху. Видите, как всё связано. Опять, на что указание, и какое поразительное! При правильном духовном подвиге, при правильном, вы слышите, причём, подвиге, который совершается не моментально, а в течении длительного времени, естественно происходит постепенное очищение души, вы слышите, очищение души от страстей. Отсюда, что это такое, очищение от страстей? Кстати, это же очень важно понять, что очищение души от страстей, все страсти наши, вы слышите, все наши страсти, в которых мы каемся и должны каяться, это есть ничто иное, как те добрые, прекрасные, вы слышите, Богом в нас созданные свойства, но повреждённые. Гнев это необходимое свойство человека, потому что с помощью гнева мы отрицаем всё злое, всё негодное, всё грязное. У нас он во что превратился? В гнев на человека, не на зло, не на грех, а на человека. Помните, образ такой прекрасный, гнев - это что? Пёс. Он должен сторожить дом души, а он вместо этого набрасывается на хозяина и рвёт его, не от разбойников его сторожит, а хозяина рвёт. Так вот понимаете, что такое страсти? Это болезни. Болезнь болезней. Чего? Прекрасных богозданных свойств человека. Так вот, если человек ведёт правильную духовную жизнь, то постепенно исцеляется он, исцеляются эти его богозданные свойства, вы слышите, исцеляются, и, наконец, если хотите, по мере этого исцеления, мы видим исцеление вершинной добродетели – любви. Любовь есть союз совершенства, т.е. совокупность всех совершенств. Оказывается все наши духовные свойства, все наши духовные качества, если хотите, наше духовное состояние, оно прямо обуславливает и всю совокупность обстоятельств нашей внешней жизни. Вот это один из законов духовной жизни человека, открытый в особенно яркой степени в христианстве. Хотя нужно сказать, что это понимали и люди других религий, что наше внутреннее состояние обуславливается внешним. Так вот, друзья мои, видите, духовная плоть, т.е. плоть того человека, который оказался очищенным от всех изъянов, от всех болезней, если хотите, от того первородного повреждения даже, которое возникло в результате греха Адама. У Христа не было личных грехов, у Христа не было родового греха, Его душа была абсолютно чиста. Но Он получил плоть, какую? Смертную, тленную и болезненную, т.е. доступную болезням. Вот это-то всё, это всё Он препобедил Своим Крестом, Своими страданиями, вот это всё было препобеждено, побеждено было. Бог вождя спасения нашего teliosh сделал совершенным через страдания. И вот мы увидели, что происходит с самой плотью человека, когда она делается совершенной, когда исцеляется от этой дебелости, она, оказывается, становится духовной, для которой уже не существует никаких преград. И апостол Павел очень хорошо пишет о духовном теле, прям даже называет, вы не думайте, что это откуда-то взята идея. Вот, что он пишет, Первое послание к Коринфянам: «Так и при воскресении мёртвых сеется в тлении». Сеется, знаете, что такое «сеется»? – умирает и истлевает. «Сеется в тлении, восстаёт в нетлении. Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное». Видите, в данном случае он прямо проводит различие между душевным и духовным. Душевное это то, что именуется плотью. Плоть – то, что связано узами, намертво связано с этим трёхмерным миром. Восстаёт тело духовное, и дальше прямо подтверждает, - есть тело душевное, есть тело и духовное. «И вот тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие». Прям до того точно, прям всё вот объясняет - вот этот вот первородный грех и прочие, и прочие вещи. Апостол в данном случае пишет о будущем, но это будущее есть как раз восстановление первозданности, первозданной красоты. Восстановление происходит, апокатастасис человеческой природы. Но при этом происходит ещё и нечто, превосходящее даже саму природу. Происходят некие личностные потрясающие изменения в будущем, будущего воскресения того, чего не имел первозданный Адам.

Православный миссионер о.Виктор Веряскин продолжает свои рассуждения о 3-м лице Пресвятой Троицы – Духе Святом.

В.Веряскин:

- Так в итоге я бы хотел, чтобы мы с вами поняли - хотим быть в духе, дух – это познание, увеличивайте свои познания - это один из аспектов духа. Не единственный, но, на мой взгляд, очень важный, поскольку мы и Бога называем высшим разумом, и Святой Дух здесь называется познанием, и день Пятидесятницы - это день облечения апостолов полнотой Святого Духа, исполнением Святого Духа, это очень важный вопрос. Надо различать, оказывается. В послании к Ефесянам написано: «В день уверования, вы получили залог Святого Духа, задаток Святого Духа, начаток Духа». Так вот, если мы будем различать, что у нас есть залог, задаток, начаток Святого Духа, то это - не полнота Святого Духа, но человек уже рождён от Духа, человек уже живёт духовной жизнью, он просто, не исполнен Духом Святым до полноты, и в день Пятидесятницы происходит исполнение Духом Святым до полноты. И поэтому разница в каждом из нас тоже происходит, мы, может быть, частично духовные люди, младенцы во Христе с задатком, с начатком, оказывается. А что такое задаток, вы помните? Решил купить дом, присмотрелся, договорился с хозяином, внёс задаток, т.е. ты уже на самом-то деле можешь даже вселяться в этот дом, если договор это предполагает, а выплатить потом всю сумму. Т.е. это образная система, которая помогает нам понять - человек уверовавший и через это рождённый свыше, уже может жить духовной жизнью, но частичной, начальной - в виде задатка, в виде начатка, в виде залога. Но он призван к чему? К полноте, и поэтому он дальше идёт исполнятся Духом Святым, и Духом полноты, и поэтому написано:  исполнился апостол Пётр Духа Святого и сказал в силе Духа проповедь, и уверовало три тысячи человек. И написано, что? И присоединились к церкви, так вот, оказывается, надо пребывать в горнице. Надо пребывать в горнице, а горница, мы понимаем часто буквально – второй этаж, возвышенное помещение, мансарда, ну, какая-то вот светлица, горница, как мы понимаем. А митрополит Иерофей Влахос приводит мнение святых  отцов, которые толкуют: горница - это чистый разум, надо пребывать всегда в осознании, и, желательно, не замутнённом, а в чистом разуме. Это очень важный вопрос, потому что некоторые думают, что Дух Святой - это просто сила и энергия. А есть другой аспект понимания Святого Духа - это прояснение ума и разума. Всё-таки Бог - это истина, это разум, это познание, это ясность, это любовь, это доброжелательность, это высшая целесообразность. И поэтому всяческие действия и состояния, в которых не усматривается ни высшего разума, ни высшей целесообразности, ни любви, ни разумности, ни понятности, ни ясности, ни рациональности - они менее всего могут подходить под эти категории и понятия.

-----

И последняя, церковно-историческая часть нашей телепрограммы. Остановились мы с Вами в прошлый раз на особенностях Иерусалимской общины христиан, точнее, назарян – так их вначале называли. Иерусалимские христиане осознавали себя не иначе, как частью народа израильского, и вовсе не намеревались рвать со своим иудейским прошлым. Закон Моисеев и все его предписания они считали незыблемыми, и поэтому язычников, желающих принять Святое Крещение, обязывали обрезываться и исполнять прочие иудейские правила жизни.

Посему вполне понятно их расстройство, когда стал известен факт Крещения апостолом Петром Корнилия – римского офицера-язычника без предварительной подготовки, так сказать. 

Но не прошло и года, как их вновь смутило очередное известие, которое принесли люди из столицы сирийской провинции, Антиохии. 

Речь шла о некоторых проповедниках из эллинистов, добравшихся до Финикии и Кипра. Сначала те благовествовали только среди евреев, но в Антиохии рискнули обратиться со словом Евангелия прямо к язычникам: не к благоговейным прозелитам и не к ищущим и колеблющимся, вроде Корнилия, а к людям, чтившим римских, греческих и сирийских богов (Деян 11: 20). Этот дерзкий поступок не укладывался в головы в общине Иакова. Мол, разве можно приобщать к Церкви Нового Завета тех, кто ещё не ведает истины Завета Ветхого? 

Посовещавшись, решили отправить в Антиохию посланца. Остановились на Иосифе Варнаве, - все знали его такт и умение быть на высоте в самых сложных ситуациях. Именно он принял Павла, когда другие готовы были от него отвернуться. К тому же Варнава происходил с острова Кипр и хорошо знал те края.

Две недели пешего пути пришлось преодолеть Иосифу - через Дамаск и Хамат. Приближаясь к Антиохии, Варнава вряд ли догадывался, что идет в город, который будут называть второй столицей христианства – ну, теперь уж в далёком прошлом, разумеется. Сейчас на её месте ютится захолустный арабский поселок. Но в дни апостолов она была «жемчужиной Востока», резиденцией римского наместника всей Сирии и Палестины. Прошло тогда немногим более 300 лет, как эллинистические монархи возвели и укрепили этот город на реке Оронте, чтобы связать Средиземноморье с Востоком.

Подходя к Антиохии, Варнава мог видеть ровные ряды зданий, утопавших в зелени садов и общественных парков. Среди кипарисов и миртовых деревьев белели роскошные виллы знати. Стены города примыкали к розоватым скалам горы Сильпия, а с другой стороны - к широкой судоходной Оронте. Многоэтажные дома Антиохии были богато украшены. Нередко встречались арки и колонны, обложенные листовым золотом. Мастера, украшавшие этот третий по величине (после Рима и Александрии) город, приноравливались к грубоватым вкусам заказчиков - культурный уровень там был невысок. Столица Сирии, по сути, не знала ни выдающихся ученых, ни писателей, ни художников. 

Почти четверть миллиона жителей населяло Антиохию. Кроме сирийцев, свои кварталы имели греки, римляне, финикийцы, евреи. Древний эротический культ Астарты с его шествиями и исступлёнными оргиями переплёлся с привозным эллинским культом. Знаменитая роща Дафне, посвященная Аполлону, привлекала массу путешественников со всего света. 

Антиохийская публика отличалась живым, свободным нравом. Ей ничего не стоило освистать прославленного актёра или сбросить на землю статую императора. Но до серьезных бунтов дело доходило редко. В городе шла торговля, устраивались спортивные состязания и спектакли, изобретались всевозможные увеселения. Праздники часто продолжались всю ночь. На улицах до утра не гасли фонари. Притоны заманивали клиентов. Кабачки, таверны, а также куртизанки, флейтисты и танцовщицы составляли неотъемлемую часть антиохийской жизни. 

Таким был город, который позднее стал родиной св. Игнатия Богоносца и св. Иоанна Златоуста, а также родиной отшельников и аскетов. 

В этом царстве суеты и разгула, смешения народов, языков и вер евреи составляли замкнутый мир, как бы город в городе. Но при всей замкнутости они не могли избежать частых контактов с греками, сирийцами и другими язычниками. По словам Иосифа Флавия, антиохийские евреи, «привлекая к своей вере множество эллинов, сделали их, до известной степени, частью своей общины». 

Чтобы попасть в иудейский квартал, посланцу Иерусалима пришлось пройти почти шесть километров по центральному проспекту, который пересекал Антиохию. Вдоль проспекта стояли статуи и тянулась крытая колоннада, защищавшая от зноя и непогоды. Через час после того, как Варнава миновал ворота, он был уже среди своих на Сингонской улице. 

Встреча с братьями изумила Иосифа. Он не только нашёл большое число язычников, крестившихся прямо из «эллинства», но увидел, что эти люди горят духом ревности и веры. Все сомнения отпали. Сама жизнь доказала правоту смелых эллинистов, не побоявшихся ввести в Церковь тех, кто еще вчера чтил идолов. 

Возможно ли было отвергнуть этих людей, ушедших из мира суеверий и разнузданных нравов ради чистой жизни во Христе? Апостол Варнава, пишет Лука, «увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем» (Деян.11,23-24).

Иосиф остаётся на какое-то время в городе, но посылает в Иерусалим сообщение, что община Антиохии процветает. Как представителя Церкви-матери его молчаливо принимают в число наставников. Но иметь дело с «эллинами» было труднее, чем с иудеями, воспитанными на Слове Божием. Одного отвращения от прежней жизни было недостаточно. Нужно было полностью перестраивать нравственные и религиозные понятия неофитов, учить их, словно младенцев, что порождало массу вопросов. В какой мере вводить их в религию Ветхого Завета? Чем заменить им правила и обряды, данные Писанием и отцами Израиля? И вообще, должны ли они стать чем-то вроде прозелитов в лоне Церкви?

Но это ещё полбеды. Настоящая проблема была в том, что верующие из евреев продолжали жить по Закону Моисееву, то есть регламентировать свой повседневный быт указаниями отеческой религии. А это неизбежно отделяло их от новокрещённых из язычников. Словом, трудностям не было конца. Иосиф понял, что справиться с ними одному не под силу. И тогда он вспомнил о Павле Тарсянине, которого когда-то так радушно принял в Иерусалиме. Уже несколько лет, как Павел удалился в родной город, и о нём ничего не было слышно. Рассчитывая отыскать будущего сподвижника, Варнава покидает Антиохию и отправляется по северной дороге на поиски своего собрата во Христе в Тарс.

Остановимся, давайте, сегодня на этом и если даст Бог, продолжим наши церковно-исторические рассуждения на следующей телевизионной встрече. Всего доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана