Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

664 03.01.2013

В Церковном словоупотреблении есть ключевые слова, такие, как - «Откровение», «Божий Промысл», «Грехопадение», «Покаяние», «Прощение грехов»,  «Искупление», «Спасение», «Вечная Жизнь» и пр.

Сами по себе термины очень непростые, за которыми целые пласты живого религиозного опыта и богословствований.  Отец Яков Кротов буквально несколько слов скажет в связи с таким сложным понятием, как «Искупление». 

Яков Кротов:

- Что такое искупление? В конце 11 столетия один английский богослов Ансельм Кентерберийский написал трактат под названием «Кур Деос Хомо». Это вовсе не про кур, «кур» по латыни «почему». Значит, это о том, почему Бог стал человеком. И это был революционный трактат своего времени, а, может быть, именно для того, чтобы тогдашнее время стало нашим. Дело в том, что в этом трактате Ансельм доказывал, что Бог стал человеком вовсе не потому, что надо было выкупить людей у Сатаны. Образ выкупа, искупления, он ведь содержится уже в Новом Завете у апостола Павла, и в течение веков так понимали, что Христос - Он победил Сатану, вывел людей из преисподней. И Воскресение Христово довольно долго рисовали исключительно как сошествие Спасителя во Ад и выведение оттуда праведников. Конечно, люди и тогда спрашивали себя: а что же это за сильный такой Божий противник Сатана, что у него нужно выкупать человечество такой ценой? Если Бог это Бог, а Сатана это сатана - не в трактовке дуалистов, манихейцев, для которых Бог и Сатана это как чёрный и белый квадратики – равны. А Бог это БОГ, а Сатана это сатана, тогда всё - никаких там вообще распятий, Голгофы и прочего. И видимо, надо действительно согласиться с тем, что ответить на вопрос: зачем Бог стал человеком, в чём смысл пришествия Христа, наверное, невозможно вообще. Образов, которые это выражают, огромное множество, но ответить нельзя, в любом случае о выкупе здесь говорить невозможно, это сравнение. Единственный способ объяснить человеку что-то непонятное, неизвестное. Что такое непонятное? Это нечто, что не связано  с живым повседневным опытом самого человека. Поэтому двухлетнему ребёнку про сексуальную жизнь объяснить ничего нельзя, можно нарисовать картинки, и показывать по двести раз всякие неприличности – он не поймёт, у него нет внутри ещё того горения, которое появляется у кого в пять лет, у кого в восемь, а у кого позднее. А как только появилось, уже не нужно объяснять, уже можно обращаться к этому пониманию на основании личного опыта. И в православных служебниках есть такая пометка: с какого возраста исповедовать - с того, с которого пробуждаются страсти. Т.е. это не математически определяется: 7 лет – пошёл на исповедь. Может быть, раньше, может быть, позже. Страсть - какая? Эгоизм, гордыня, самоутверждение - это извращённая любовь к другому, когда человек не порабощает себя другому, открывает себя другому - в гордыне человек закрывается для другого, и это может начаться очень рано, может начаться и попозже, но начинается у всех. Так вот, объяснить, зачем Бог стал человеком, можно только, апеллируя к тому, о чем человек уже знает. Например, если в мире, где живёт человек, вот у него бывало, что он покупал раба или, наоборот, выкупал раба. Он продал сына в рабство на время, такое бывало, а теперь выкупает. Радость? Радость. Спасение? Спасение. Он словно самого себя освобождает, потому что в этом ребёнке - залог его бессмертия. Как у Авраама с потомством: Бог обещает не бессмертие Аврааму, а то, что его потомство будет бесконечно и бесчисленно. Наверное, лучший способ попытаться понять, что такое жертва Христова, зачем она нужна, это не вглядываться в Христа - это уж как Господь даст Себя видеть в Духе или не даст - это вглядеться в свою жизнь, понять, в чём гибель, какие были катастрофы, что самое страшное, возможно, какой невроз меня преследует, чего я больше всего боюсь, больше всего стыжусь. И вот это возвести в 77-ю степень, в квадрат и в куб, и вот это и будет спасение. Только так для себя можно и нужно - на своём языке, на языке своего опыта - воспроизвести то загадочное и непонятное, что произошло, когда Бог становится человеком.

Алексей Ильич Осипов, профессор Московской Духовной академии,  рассуждает о путях познания истины.

А.И.Осипов:

- Бог является основным Законом нашего бытия, мне приходилось много раз об этом говорить. Он здесь, Он всюду, как закон тяготения - пронизывает весь наш мир, Он - близ нас есть. Оказывается, Он может помочь. Но эта помощь Божественная наступает только в том случае, когда человек открывает двери своей души и говорит: Господи, помоги мне! Вот выскакивает человек, открывает двери: Господи, помоги мне! До тех пор, пока двери закрыты, пока ещё я сам справлюсь, мне никого не нужно, человек ничего не может. Не может он тогда ничего получить. Помните, как битва знаменитая при Калке? Монголо-татарское шествие ещё шло, и там собрались несколько князей русских, и был бой с разведывательным отрядом. Что произошло, почему вся армада двинулась потом на нас? Один князь выходит: я один с ними справлюсь - и с дружиной на них. Его разбивают в пух и прах. Эти все князья стоят и смотрят, как иссекают всех. Другой: я сейчас! И - один за другим, не вместе, не дружно. А могли бы разнести в пух и прах, что называется, а они действовали по одиночке. И увидели враги: Русь разъединена, раздроблена, мы их всех по одному прикончим. И это случилось. Наступило порабощение, порабощение Руси. Вот по какой причине. Я! Так вот, христианство говорит, что тот человек, который не понуждает себя в жизни к добру, к жизни по совести, по христианской совести, и тот, который не увидел, что он действительно не способен справиться сам по себе, тот никогда не откроет двери Богу. Никогда не сможет обратиться к Богу с истинной молитвой, и никогда, к сожалению, и Бог не сможет ему помочь, потому что Бог не может нарушить человеческой свободы. Т.е. человек сам себя лишает Божественной помощи. От меня, оказывается, зависит, от моей личности, но вот это обращение к Богу возможно только тогда, ещё раз повторяю, когда человек действительно осознает, увидит,  когда он борется, борется и пытается жить честно, и видит - не могу, спотыкаюсь - то здесь, то там, через пень в колоду. Хочу молиться, только начал: «Отче наш», уже на третьем слове улетел неизвестно куда. Вот это критерий, из этого состояния проистекает покаяние блудного сына, и Бог показал, как Он ждёт обращение человека, как Он ждёт этого: открой человек дверь, Я приду к тебе, обитель для тебя сотворю, и будет Царство в твоей душе, ибо Царство Божие внутри человека есть. Вот оно где христианство заключается! Таков критерий. Вы знаете, ведь очень важно, когда мы пытаемся что-то оценить, то мы должны сравнить, а по какому признаку мы оцениваем, что хорошо, что плохо? Где оно, это хорошо? Где оно, это плохо? Где хорошо - для нас важно. Христианство говорит, что Бог есть Любовь, и нашей свободы не нарушает, но каждому готов помочь, но помогает тому, кто открывает двери своим покаянием, проистекающим из познания себя. И ветхозаветными праведниками были не те, которые думали, что придет Мессия и спасёт, - все верили. Праведниками названы не просто те, кто верили, а те, кто убеждались, что им нужен Спаситель. От какого зла? Не от внешнего просто порабощения, а от внутреннего зла, от внутреннего греха. От порабощения от какого-то давления и порабощения страстей. Вот кто является праведником, - они были христианами до Христа. Почему христианами? Потому что всё их духовное состояние было таково, что они уже обращались к Христу - настоящему или грядущему - неважно. И когда пришёл Христос, все они были приняты в Церковь Божью. Вот теперь мы, исходя из этого, можем понять и что такое язычество. Это совокупность многих явлений, но оно может по полочкам быть разложено, и оно может быть определено, может быть выявлено и понято, исходя из его отношений понимания Бога, понимания человека, если хотите, понимания смысла жизни, понимания духовной жизни. Если хотите, эти основные положения, по которым мы можем говорить о язычестве, том язычестве, которое и было, и есть, и будет. Первое, если хотите, Бог - кто такой? Если христианство говорит, что Бог есть Любовь, готовый ответить на человеческую активность, свободу, обращение к Богу, то язычество понимает Бога совсем иначе - как магическую силу, которой человек может воспользоваться, но каким образом? Всякое шаманство, колдовство, экстрасенсорика в большинстве случаев на Бога смотрят, как на некую силу, которой я могу воспользоваться, только надо знать, как к ней подойти, как ее открыть. Я, получая эти силы, могу воздействовать на другого человека. Бог рассматривается как средство, а не как цель жизни, не как смысл жизни. Не в Боге видится благо, о чём говорит христианство, а Бог является средством к какому лишь благу? К земному благу.

Православный миссионер о.Виктор Веряскин продолжает размышлять о предназначении человека на примере жизненного пути Иоанна Крестителя.

В.Веряскин:

- Цельный человек, духовный органичный человек - у него слово меньше расходится с делом, он к другим относится так, как относился бы к себе, и как хочет относиться к себе, что называется золотым правилом нравственности. Как хочешь, чтобы к тебе относились, так и ты относись к людям. А мы двоимся: ко мне пусть по милосердию относятся, а к другим - по справедливости, это и есть двойные стандарты. Поэтому, друзья дорогие, давайте будем молится: Иоанн Креститель, ты обличал фарисеев, только не дай, чтобы в нас эта фарисейская закваска засела. Как Христос и Его апостолы говорили: берегитесь закваски фарисейской, закваски лицемерия по отношению к себе и по отношению к другим. Третье. Третий признак фарисейской религиозности, которую обличал Иоанн Креститель, это религия внешней рекламы. Обратите внимание, как написано о фарисеях: они любили к себе привязывать коробочки с заповедями, пришивать кисточки с указаниями, и они внешне изображали, что они ревнители Закона Божьего, они всё соблюдают, оказывается. И сегодня в другом виде всё у нас проявляется - мы можем одеть более длинную юбку, мы можем одеть не такое цветастое и пёстрое. И мы этим внешне говорим: я же более строго отношусь к своему одеянию, я более христианин, и я более православный. Но когда это вызвано желанием произвести внешнее впечатление, а внутри человек на самом деле не такой, то это и есть лицемерие, это и есть фарисейство. Фарисейство это религия внешней рекламы. И поэтому - хорошо, когда мы с вами искренне можем стоять перед камерой и искренне говорить. А можно позировать. И вы знаете, очень часто приходят политики и стоят в храме, потому что там присутствует телевидение, и правильно свечку держат, иногда правильно, иногда не правильно, и больше они ничего знать не хотят. Почему? Да потому, что они себя уже прорекламировали. Они - за храм, они - за религию определённого патриархата, оказывается, больше им ничего не надо, внутри ничего нет. Вы помните кинофильм «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон Бич опять идут дожди»? Показали, что совместные учения уже проводят вместе и ЦРУ, и КГБ. Учения нормально прошли, культурная программа - в баньку сходили, берёзовыми вениками попарились, концерт послушали, что ещё делать? А сейчас модно в храм ходить, давайте пойдём в храм, для рекламы, для моды - пришли и стоят. А поскольку не понимают внутреннего смысла, молитвы, духовности, предназначения, то им скучно два часа, не только на лекции, на литургии тоже скучно два часа, и они начали между собой спорить: как считаешь, там кто изображён - Иоанн Креститель или Николай Чудотворец? Он говорит: я думаю, Николай Чудотворец. А я думаю, Иоанн Креститель. Спорим на 40 щелбанов? Чем занимаются на литургии?  Рассматривают, спорят. Свечницу подзывают, спрашивают: мамаша, скажи, это Иоанн Креститель или Николай Чудотворец? Она говорит: свят, свят, да вы что, ребята, это вообще Мария Магдалина! Насколько они к смыслу и содержанию не причастны, настолько внешне они присутствуют в храме, позируют, что-то делают. Это религия внешней рекламы, это фарисейство. И я не говорю только о высокопоставленных людях, это относится к каждому из нас. Ведь можно пойти в храм, уступая занудству тёщи. Говорит: сходи хоть раз с внуком, причастись, поприсутствуй. И человек не чувствует, не понимает, делает над собой усилие, чтоб отвязались, пойду, постою. На самом деле, когда мотивация не та, когда цель не та, когда внутреннего совершенно нет позыва и потребности, а человек рекламирует что-то для кого-то, то это фарисейская религиозность, религиозность внешней рекламы. А еще фарисейская религиозность, которую обличал Иоанн Креститель, это религиозность борьбы за первенство, это очень серьёзный вопрос, потому что, оказывается, вы же знаете, есть диптих церквей, и там стоит на пятом месте Московский патриархат, а хотят же на первом, и поэтому говорят: ну, Константинопольский - он, конечно, древнее, но мы многочисленнее и т.д. Давайте уже и критерии изменим, уже 21-й век, что ж мы будем по патриархатам судить 5-го века, когда была пентархия. Нас много, а вас мало. Серьёзный вопрос. Я нарочно такие примеры привожу, а давайте, спроецируем на себя, а ведь нам хочется иногда быть первее. Хочется занимать какое-то место нормальное. Кстати, апостол Павел писал Тимофею: кто епископства желает, доброго дела желает, только надо проверить мотивацию и соответствие. Епископ должен быть такой-то и такой-то. Соответствуешь – претендуй. А не соответствуешь, что ты претендуешь на первое место без соответствия, вот тут и начинается фарисейство, очень серьёзный вопрос. Поэтому, почувствовал признание быть пророком? Нормально. Но не обязательно быть первым пророком, потому что пророков несколько может быть. Пророчествуйте по очереди,  пишет апостол Павел. А мы говорим: я на канале связи прямом, меня распирает, через меня информация идёт, молчите все, сейчас буду говорить. А к нам в собрание однажды пришла одна женщина, говорит: я Богородица, молчите все, сейчас буду говорить. Мы говорим: «Богородица», посидите там на последней скамейке, лекция закончится, у нас будут вопросы и ответы, и тогда зададите свой вопрос. Она говорит: нет, прекращайте лекцию, я буду вещать, я Богородица! Вы смеётесь, это реальный случай, который был недавно у нас в Симферополе. А я говорю: Вы знаете, у меня сомнения. Апостол Павел говорит, что духи пророческие послушны пророкам, и если бы Вы действительно были Богородицей, Богородица, она ведёт себя иначе, как то нам известно. Она вот так вот по-хамски себя не вела, мне кажется, поэтому, посидите до конца лекции. А она обиделась и ушла. Не стали слушать Богородицу. Мы смеёмся с вами, друзья дорогие, но есть ложный мистицизм, есть ложные дарования, есть ложные проявления духовности. Поэтому нужны критерии, очень серьёзный вопрос. Настоящий носитель духовности, он всегда скромен. Больше того, Эйнштейн сказал: настоящая наука всегда скромна, потому что, чем шире круг наших знаний, тем больше на его окружности точек соприкосновения с неизвестным. И поэтому, чем больше мы знаем, тем больше мы не знаем, тем скромнее мы себя ведём. Так себя ведут истинные учёные. Настоящая наука скромна, настоящая духовность скромна.

-----

И последняя церковно-историческая часть нашей телепрограммы.  В прошлый раз мы очень кратко охарактеризовали стиль христианской проповеди самого начального периода – скажем, первого десятилетия по Воскресении Христовом и Пятидесятнице. Мы подчеркнули с Вами, что эта апостольская проповедь была обращена к иудеям, не признавшим в Иисусе Христа-Мессию. И схему этой проповеди мы вполне можем увидеть на примере проповеди апостола Петра, записанной в Деяниях.

Дескать, Вы, ожидающие Мессию, прозевали Его. Он вот недавно жил среди Вас, ходил, проповедовал, исцелял больных, возвращал зрение слепым, поднимал на ноги паралитиков. А вы Его руками язычников распяли. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов ваших, - и получите дар Святого Духа».

Иоанн Предтеча тоже начинал свою проповедь с призыва покаяться и креститься – но, давайте вспомним - что означало покаяние и крещение в устах Иоанна.

Как мы уже говорили, призывает его Бог, выходит он на проповедь и начинает: «Я - глас вопиющего, в пустыне приготовьте стези Господу». Приготовьте путь - идет Господь. Это - главная и единственная тема его проповеди. Приблизилось Царство Божие, вот сейчас придет Мессия, приготовьте Ему путь. Его спрашивают: как приготовить? Он говорит: приготовьте путь покаянием. И это - главное слово в проповеди Иоанна: покаяние.

Что есть покаяние? В русском языке сложилось так, что мы за этим словом чувствуем нечто вроде раскаяния, скорби о нашем безобразии, сожаления, т.е., набор негативных эмоций. Но, как мы многократно подчеркивали с Вами, слово «покаяние» - это Евангельский термин, по-гречески обозначающийся словом «метанойя» - изменение ума, перемена сознания, чувств - изменение сердца, в смысле сердцевины, нутра, того, что мы собою представляем как личность. Радикальное изменение – был злым, стал добрым, был жадным, стал щедрым, был вором и обманщиком, а стал честным и порядочным. Т.е., покаяние – это изменение всего, что в центре нашего существа. Если там гнездились пороки, то покаяние - это отвращение от всего греховного. Если до покаяния я был от Бога отвёрнут, значит, после – к Богу устремлён.

Так вот, Бог идет к своим людям, взывает Иоанн, Он сейчас придет – покайтесь! Причём, по-настоящему перемените свои жизни, сделайте их плодотворными – принесите плод покаяния.

Ну а внешним знаком того, что вы решились на такой шаг, пусть будет жест, который на русском языке обозначается словом «крещение». Это, опять-таки, некоторый соблазн, поскольку «крещение» от корня «крест» - это с одной стороны. А с другой, этим же словом обозначается христианское Таинство Крещения, которым большинство из нас крестили ещё во младенчестве. И Русь была крещена также христианским Крещением, которое по смыслу тесно связано со всем, что совершил на земле Иисус Христос, в том числе и с голгофским Крестом.

Но при Иоанне Предтече ещё ни о каком кресте никто не думал. Ещё и Христа никто не знал. Поэтому Иоанново крещение, на самом деле, вовсе никакое не крещение, а символическое омовение. К слову сказать, этот Иоаннов обряд ни на одном другом языке крещением не именуется. В оригинальном греческом применяется слово «баптизма», что в переводе так и означает – «омовение», «погружение», или омовение с полным погружением в воду. Так вот, Иоанн предлагает желающим покаяться, совершить вот такое обрядовое омовение.

Для любого из нас с Вами с головой окунуться в воду – ничего не стоит – лишь бы вода не сильно холодной была. А вот для иудея – это не так просто – психологически имеется в виду. Обрядовых омовений в иудейской традиции достаточно – по самым разным поводам. Но вот такое полное омовение с погружением иудеи совершали только с прозелитами, то есть с людьми-язычниками, которые обращались к вере в Бога единого. Вот если язычник обращается в веру истинную, то его принимают через полное погружение в воду (и, естественно, обрезание). Здесь же Иоанн обращается не к язычникам, а к народу Божьему, и предлагает им такое же омовение, как и басурманам. Совершенно естественной была бы высокомерная реакция, мол, что ты такое нам предлагаешь, мы же не язычники какие-нибудь, мы - народ Божий, куда нам еще входить-то! И, тем не менее, в Евангелии написано, что приходили к нему креститься «весь Иерусалим и вся Иудея». Все подряд приходили креститься к Иоанну на воды иорданские. И это важно отметить, потому что, читая Евангелие, мы, как правило, слишком увлекаемся осуждением фарисеев, книжников и вообще всех иудеев, а это не совсем справедливо.

Так вот, Иоанн этих бедных иудеев крестил, как неверных, начинает Пётр свою проповедь и опять призывает их окунаться в воду, как басурман. Но уже это в воду погружение – не простой ритуал – это Таинство вхождения в Церковь, Таинство единения со Христом и со всеми верными в Духе Святом. Это - приятие внутрь себя Христовой закваски, которая при благоприятных обстоятельствах должна всквасить всего человека, исцелить и исправить его природу, повреждённую грехом. Христово Крещение – это очень серьёзно, о котором, если даст Бог, мы поговорим с Вами в следующий раз. Всего доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана