Херсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенскомсоборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослуженияиз Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

483 25.12.2008

              Многообразие Божьего творения. Вода (продолжение)

              О.Георгий Кочетков. К вопросу о национальной идее

              Митрополит Антоний Блум. Частная исповедь, пост

              Фрагмент фильма Зеферелли. «За кого почитает Меня народ?»

              Продолжение телебеседы прот.Иоанна Замараева о духовных судьбах человечества. Фундаменталисты и модернисты.

В последние годы становятся очень популярными флеш-карты памяти. Они во всех мобильных телефонах, электронных записных книжках, мp3-плейерах. В виде брелков очень удобная вещь. Причем в продаже появились уже 8-мигигабайтные флешки, а фирма JVC заявила о создании терабайтной флеш.    

Лично меня это трогает. Смотрю я на эту миниатюрную пластиночку и не могу себе даже вообразить – как туда можно вместить такое огромное количество информации. Это же какие высокие технологии должны быть!

Но, оказывается, любая капля простой воды, которая бежит из наших водопроводных кранов, является еще более совершенным чипом. С ума сойти, если только попытаться представить, что эта капелька содержит миллионы терабайт информации. 

    Фрагмент фильма «Вода»

За кадром:

- У персидских Суфиев существует легенда – некогда один мудрец предсказал, что придёт день, когда вся вода в мире, кроме той, что будет специально собрана, пропадёт. Затем на смену ей придёт другая вода, но каждый, кто будет пить её, сойдёт с ума. Лишь один человек воспринял пророчество всерьёз и начал делать запасы воды. Наступил предсказанный день, и опустели все водоёмы, а тот, кто послушался мудреца, пил воду из своих запасов. А затем водоёмы и колодцы вновь наполнились водой, и люди жадно пили эту воду, и все как один сошли с ума, но тот, кто послушался мудреца, по-прежнему пил воду только из своих запасов и сохранил разум. И остался он единственным разумным среди безумцев, и поэтому безумным назвали его, и тогда он вылил на землю свои запасы настоящей старой воды, и выпил он воды новой, и лишился разума. И безумцы решили, что он обрёл разум.

Курт Вютрих, лауреат Нобелевской премии. Швейцария, США: 

- Основная часть мозга – это вода. Вода и то, что её молекулы так легко подвижны, составляет часть запечатления в мозге. Так что, да, в определённой мере вода вовлечена в формировании образцов информации в мозге.  Если рассматривать органы - сердце, лёгкие, мускулы или мозг - то всё, что вы сможете увидеть при помощи простого яимар-эксперимента – это наличие воды в этих органах. Всё что вы видите – это вода. Ваша голова полна воды. Да и, собственно, ничего такого особого нет, кроме воды.

Эмото Масару, исследователь. Япония:

- Давайте представим, что вот у нас человек, а вот у нас вода. В этой воде содержится много различной информации. Если ввести эту воду в тело человека, человеческое тело усвоит эту информацию, и это может изменить состояние человека.

За кадром:

- Посмотрим, как структурированная вода воздействует на кровь человека. Врач берёт у пациентки кровь из пальца, и по этой капле с помощью специального микроскопа мы можем увидеть состояние её организма.

Перл Лаперла, доктор медицины, иммунолог, Невада. США:

- Вот это красные кровяные тельца,  слипшиеся вместе, потому что они утратили свой электрический заряд. Они слиплись как стопкоманит в виде формации, которую мы называем мисскервей. А вот в этой части находится большое сращение. Это сращение связано с болезнями сердца и артритами, и заболеваниями лёгких.

За кадром:

- Врач предлагает выпить пациентке немного структурированной воды. Через 12 минут врач снова берёт у пациентки кровь и исследует её.

Перл Лаперла:

- Вы можете видеть, что клетки стали оживлёнными, они стали шустрыми. Они восстановили свой электрический заряд, так, что стали отталкиваться друг от друга. Это позволяет им переносить кислород. Мы можем видеть, что вот здесь внутри клетки образуется новое ядро. Я думаю это поистине потрясающе, что вода - простое питьё воды - может это сделать.

За кадром:

- Традиционная восточная медицина уже много веков базируется на вибрациях звучания водной среды организма. Показателем правильности тона звучания является пульс, считается, что он может быть сильным, слабым, холодным или горячим. С учётом этого, опытный врач проводит своеобразное энергетическое сканирование организма, ставит диагноз, назначает лечение.

Огун Болсон, врач. Тибет:

- Мы не лечим водой, потому что человек, его тело - и есть вода. Он просто читает мантры, чтобы исправить плохую воду у себя внутри.

За кадром:

- Каков механизм этого скрытого воздействия, неизвестно. Во всех мировых религиях - христианстве, иудаизме, исламе - принято читать перед принятием пищи молитву, или освящать еду во время великих религиозных праздников. Часто ли мы задумывались – зачем? И откуда в таких не похожих конфессиях появилась уверенность в том, что так правильно поступать. Отчего нашим предкам казалось очевидным то, что наука пытается понять только сейчас. Оказывается, частота молитвы любой конфессии, звучащей на любом языке, равна восьми герцам, что соответствует частоте колебаний электромагнитного поля Земли. Поэтому молитва формирует в воде, входящей в состав абсолютно всех продуктов, гармоничную структуру.

Константин Коротков, доктор наук профессор академик российской академии естественных наук. Россия:

- И сейчас мы уже имеем представление о том, как это происходит за счёт структурирования водяных кластеров, водяных молекул. Поэтому, опять-таки, чисто практический совет: садиться за стол с  очень хорошим настроением. И ни в коем случае не сидеть за столом с агрессивными, жестоко настроенными людьми. Потому что это будет оказывать прямое разрушительное воздействие на наше здоровье. 

Отец Георгий Кочетков в нашей телепрограмме продолжает рассуждения с оглашаемыми о христианстве и Церкви.

Георгий Кочетков:

- Я не думаю, что можно игнорировать многовековой опыт народа, если мы говорим о какой-то национальной идее. Любая национальная идея – это условность, это ясно. Это некое упрощение – всегда. Поэтому национальная идея – это всегда немножко утопия, скорей, некий идеал, нечто недостижимое. Хотя, может быть, и вдохновляющее своей какой-то красотой, возвышенностью часть народа. Может быть, даже большую часть народа. Повторяю, может быть национальная идея? Может. Только не надо её значение переоценивать. Может она быть соединена с православием? Может. Но православие не может превратиться в национальную идею. Даже если мы возьмём сугубо национальную религию, ну, допустим – иудаизм. Вот он чётко предполагает, что это - еврейская вера, но даже тут не подтверждается эта теория. Во-первых, потому, что всегда было много евреев не иудаистов. Во-вторых, потому, что были целые народы, исповедовавшие иудаизм, не еврейского происхождения. Поэтому, даже здесь уж, в таком чистом виде, - а православие это не иудаизм, - и тут не получается. Поэтому было бы очень опасно, если бы мы, скажем, провозгласили православие национальной идеей. Это, во-первых, сразу бы привело к резкой идеологизации веры. Во-вторых, очень грубой смычке с государством, что никому не хорошо, опыт, опять же, показал - ни православию, ни государству. Государство может уважать веру, и, наверное, должно это делать. Так же, как руководители церкви должны уважать государственные структуры, закон, руководство страны и т.д. Как сказано в Писании: «Кому честь – честь», т.е. если положено кому-то воздавать честь, тому воздавайте честь, даже, если этот человек не слишком хорош. Просто, покуда он сидит на своём месте, так сказать, по положению - честь. В каком-то смысле национальная идея является следствием того духовного уровня, на котором народ, данная нация, находится. И наша национальная идея, таким же образом может, она должна следовать за тем духовным подвигом, за той духовной  высотой, на которую народ встал. Если мы падаем, то никакая национальная идея, возвышенной не будет. Даже, если сформулировать очень красивыми словами, толковаться она будет, точно в соответствии с тем уровнем, так сказать духовной жизни, в котором находится народ. Я и сказал, что не надо переоценивать значение национальной идеи. В последний год так об этом говорили, искали, целые институты работали над этим, это было всегда очень смешно. Потому что получалось, что её конструировали. В чём была сила, скажем, формулы графа Уварова? В том, что при всей примитивности этой идеи, этой формулировки, она соответствовала духовным представлениям, уровню чаяния большой, очень большой части нашего народа. И поэтому это имело силу, эта формулировка закрепилась, так же как в своё время – Москва третий Рим, и т.д. Хороша она или плоха, можно было её так понимать или по-другому. Вы знаете, в истории это всё было по-разному. Но это соответствовало духовной жизни, взгляду на первый Рим, на второй и т.д. И поэтому эта идея привилась. А вот идея святой Руси, допустим,  не очень привилась. Это в большой степени искусственная идея. Дело в том, что её никогда не было. Она в истории не очень-то прослеживается. Скорей это конструкция нашего времени. Мы сейчас мечтаем о святой Руси как о граде Китеже, который ушёл куда-то на дно озера. Но я не могу вспомнить в нашей истории – в российской, русской,  эпоху, когда бы идея святой Руси, была бы, скажем, национальной идеей. Это серьёзные вещи, на самом деле, и здесь ошибки могут стоить дороже, чем обретение самой национальной идеи. 

Как обычно - фрагмент видеозаписи слов ныне покойного митрополита Антония Блума давайте послушаем с Вами.

Антоний Блум:

- Ко мне иногда приходят люди, которые вычитывают мне длинный список грехов, которые я по списку знаю, потому что у меня есть те же самые книжки, что и у них. Я их останавливаю, - ты не свои исповедуешь грехи, ты исповедуешь грехи, которые можешь найти в номоканоне и в других молитвенниках, мне нужна твоя исповедь, Христу нужно твоё личное покаяние, а не общее трафаретное покаяние. Ты не чувствуешь, что ты осуждён Богом на вечную муку, потому что не вычитывал вечерние молитвы, или не читал канона, или не постился. И больше того, иногда бывает так, что человек даже старается поститься, например, и потом срывается, и он чувствует, что он осквернил весь свой пост, что ничего не остаётся от его подвига. А на самом деле, совершенно не так. Бог иными глазами на него смотрит, и это я могу разъяснить одним примером из собственной жизни. Когда был доктором, я занимался одной очень бедной русской семьёй. Денег я у них не брал, потому что у них никаких денег и не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать – зверски, не нарушая никаких уставных правил, они меня пригласили на обед. И оказалось, что они в течение всего поста из своего отсутствия денег собирали гроши для того, чтоб купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нём конец моего подвига  постного. И я съел кусок цыпленка, конечно, не мог я их оскорбить, но пошёл к своему духовному отцу и говорю, знаете, отец Афанасий, со мной такое горе случилось, я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно. А сейчас на страстной седмице, я съел кусок курицы. И отец Афанасий на меня посмотрел и сказал: знаешь что, если Бог на тебя посмотрел бы, и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов, и что кусочек курицы тебя может осквернить, Он от неё тебя защитил бы. Но Он посмотрел и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя осквернить не сможет. Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример, для того, что бы не держаться устава, а быть честными людьми, правдивыми. Я съел кусочек этой курицы, но вопрос был в том, что я её съел для того, что бы не огорчить людей. Я её съел не как скверну какую-то, а я её съел, как дар человеческой любви. И я помню, есть место, в писаниях отца Александра Шмемона, где он говорит: «Всё на свете - не что иное как Божья любовь, и даже пища, которую мы вкушаем, является Божественной любовью, которая стала съедобной». 

Далее в нашей телепрограмме фрагмент фильма Франко Дзеферелли о жизни Иисуса Христа (Лк. 9;18-22). 

И последняя – богословская часть нашей телепрограммы.

В прошлый раз мы начали с Вами разговор о ересях. Мы отмечали с Вами, что, в основном, все новое – это хорошо забытое старое. Так, иногда встречается что-то, вроде как новое на первый взгляд, а потом пороешься в памяти, и оказывается, что это уже давно было, просто забыли.

Хотя что-то бывает и новое. Вот сейчас среди православного духовенства – священников - часто можно услышать вполне еретическое утверждение, что единственное христианское устройство – это монархия. На царство надо помазать нового, там, Николая 3-го, восстановить империю, начиная с Финляндии, и организовать авторитарный дух в обществе в стиле домостроя. Это, кстати, ересь, причем, конкретная. Это как-то и доказывать неудобно.

Равно как и христианский модернизм. Может не все знают, что это такое.

Само слово «модерн» ничего плохого в себе не несет. И естественно, что христиане нормально относятся к веяниям современности. В этом ничего зазорного нет. Весь вопрос: до каких пор понятие «модерна» будет естественной нормой, и после чего это станет ничем иным, как ересью?

Вот почему христианский модернизм называют ересью? Также, как и псевдоправославный фундаментализм. И то, и другое – это отход от христианского апостольского Предания. Просто фундаментализм – он жесткий, с неприятным лицом, это вонючие тезисы, вроде «мой народ – богоносец», то-се, царь-батюшка, домострой и прочая лабуда. А модернизм – это с точностью до наоборот. Это фактически тезис о том, что христианство должно не просто учитывать веяния времени, а видоизменяться, подчиняясь веяниям времени. То есть, для модерниста ведущим оказывается что? Время. Все определяет время! Вот, например, допущение гомосексуальных браков – это одно из проявлений христианского модернизма. Ну, Вы, наверное, в курсе, что гомосексуалистов уже венчают?.. В православных странах – пока еще нет. Но в Голландии, например, это уже есть. В Кёльне, например, лютеране мужчину с мужчиной могут повенчать. В Церкви, не в ЗАГСе.

Элементы модернизма, они и в славянском Православии иногда проявляются. Ну, вот тезис такой от некоторых православных  священнослужителей можно услышать, что в наше время всерьез осуждать половые отношения до брака – это как-то несовременно? Дескать, да, во времена апостола Павла – еще понятно, но сейчас, когда человечество повзрослело, когда много чему научилось…, ну какой в этом может быть серьезный, прости Господи, грех?..

С точки зрения такой, рафинированно-догматической, модернизм может состоять в том, что Троица – это, конечно, хорошо, но это тоже достояние истории, это неактуально, достаточно верить в то, что Бог – Творец Вселенной, а Христос – выдающийся пророк. Ну вот эта троичность Бога – это несовременно, непонятно и не нужно… Это модернизм.

А вот еще существует такое течение – либеральное христианство в англо-саксонских странах. Когда священнослужитель на полном серьезе – правда это вызвало скандал в свое время, - может говорить, что он христианин, но в Воскресение Христа не верит. Вот тоже очень иллюстративный пример. Дескать, Воскресение – это такой красивый миф, который в свое время воодушевлял людей своей культуры и своего времени, но сейчас – мы же цивилизованные люди - мы понимаем, что на первом месте нравственный аспект этого события, а было оно или нет на самом деле – это как-то неважно…»

Любая ересь – это опасное заблуждение. Но проблема не только в неправомыслии. Как мы уже говорили с Вами, главная мотивация ереси это гордыня. Вот я самый лучший, самый умный, самый православный, самый благодатный.

Фундаменталистски настроенные православные – они ведь никогда не станут молиться с христианами другого клана. Равно, как и убежденный модернист сам не увидит в нормальном христианине своего брата или сестру. Простого православного он называет фанатиком, православную веру - религией вчерашнего дня и так далее. Так что, конечно, все они наши братья – и фундаменталисты, и модернисты, но с той существенной оговоркой, что это братья, которые забыли свое родство, и поэтому нельзя делать вид, что этого не произошло. То есть самые, как ни на есть, родные братья могут так поссориться, что никогда в жизни друг другу руки не подадут. Так же, как и сейчас в нашем православии можно это наблюдать.

С другой стороны – ну, а как мы можем общаться по-христиански, не вообще, не на улице, не по правилам хорошего тона, а как брат во Христе с братом, который на полном серьезе говорит: «Я христианин, но я не вижу смысла в фанатичной убежденности в Воскресении Христовом. Что вы к этому прицепились, так, как-будто сами при этом присутствовали? Важнее то, как Христос учит жить».

И для кого-то так думать удобнее. Но, согласившись с этим, мы перестаем быть христианами, хотя бы по словам апостола Павла из послания к Коринфянам: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша».

На этом, давайте, сегодня остановимся, и если даст Бог, продолжим нашу беседу в следующий четверг. А на сегодня все. Я прощаюсь с Вами и желаю всего доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана