Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

658 22.11.2012

За державу обидно! – часто можно услышать возглас. Ну, вот почему у нас в Украине все – через… тернии к звездам, и как на это реагировать? Своими мыслями по этому поводу с нами поделится отец Яков Кротов.

Яков Кротов:

- Я живу в Москве, на Украине я бываю раз в год. Когда я приезжаю на Украину, я говорю именно «на Украину», для меня это очень важно, это знак того, что я - русский человек, свободный говорить на русском языке, так, как я хочу, поэтому я говорю  «Белоруссия», потому что в русском языке соединительные гласные «о» и «е», и поэтому я говорю «на Украину», - простите меня грешного. И когда я приезжаю на Украину в Харьков, я сразу, конечно, чувствую разницу между Украиной и Россией. На Украине и раньше были, и тем более сейчас, всё-таки люди подобрее, люди, как говорят, без вот этой военной косточки, и это замечательно. Тем не менее, я вижу массу и общего, я бы сравнил это с Соединенными Штатами Америки. Мы все знаем по голливудскому кино, что в Соединённых Штатах очень плохо неграм. Негров дискриминируют, большинство наркоманов, преступников, это всё негры. Я говорю «негры», потому что, опять же, я русский. Если американец услышит слово «негр», он будет в шоке, но в русском языке слово «негр» не несёт такого оскорбительного содержания, как «черно…» и т.д. Но дело в том, что некоторые американские расисты, они говорят: а что негры, собственно, возмущаются, вот смотрите, китайцы, их же тоже миллионы, им тоже нет никаких льгот, а неграм – есть: при поступлении в ВУЗы, при зачислении на работу, - с дискриминацией китайцев не борются. Но китайцы делают карьеру, у них огромные предприятия, у них огромная колония по всей Америке безо всяких льгот, почему негры так не могут? Расисты правы, но историк скажет: почему китайцы могут, а негры не могут? Китайцы не были рабами у американцев. У негров рабство стёрло элементарные базовые общественные навыки. И вот, общее между Украиной и Россией - это именно та печальная реальность - социализм, большевизм, жизнь в «совке», можно я буду говорить грубо, они сделали нас рабами. Желание получить общее равенство через господство пролетариата, бюрократии, номенклатуры, кого-то - кто лучше знает - привело к тому, что исчезло всё: была стёрта граница не между городом и деревней, не между мужчиной и женщиной, а между свободным и не свободным человеком. А когда стирается эта граница, она всегда стирается в пользу рабства. Поэтому китайцам не нужна привилегия, они держаться силой семейных, родовых, национальных связей. У нас всё это уничтожено, и сегодня многие люди пытаются наверстать упущенное, организуя национальное, организуя семейное, пытаясь из обломков воссоздать то, что было до 1917 года. Мне кажется, что это опасный путь, мы должны апеллировать не к опыту прошлого, мы должны апеллировать к опыту вечного, а вечное - это наше сердце. Поэтому, вот эти ролевые игры в православных, в украинских патриотов, в русских патриотов, мне кажется, это не очень опасно, но всё-таки вся жизнь может уйти на такую ролевую игру с шароварами, с казачьей кокардой, с русским самоваром и т.д. Давайте вот лучше не играть, а обратимся просто к Творцу, потому что Творец сотворил человека из праха, и вот мы - то, что после «совка» - это опять прах. Прах - это вот та красноватая месопотамская глина, из которой делают древние города. Так вот, мне кажется, что самый быстрый путь - это опять стать людьми, которые не нуждаются в льготах, в привилегиях, у которых есть чувство собственного достоинства, это всё-таки обращение к Богу. Не для того, чтобы возродить страну, упаси Господи, а для того, чтобы жить самому. Заход должен быть с прагматической точки зрения. Вот, Господи, вот я, у меня ничего нет за душой, ничего не знаю, ничего не умею, помоги, но выход должен быть не в прагматику - о, Бог мне помог, я стал успешным бизнесменом, я образец украинца, я образец русского. А выход должен быть в сторону Сына Божия, как сказал Спаситель Иисус Христос, что вы - сыновья Божии, дети Всевышнего, вот так и мы. А Украина, Россия - они за нами, насколько надо, в Царство Небесное войдут, ну, как такое приложеньеце - не более того.

Алексей Ильич Осипов, профессор Московской Духовной академии,  рассуждает о путях познания истины.

А.И.Осипов:

- Человек, который не имеет никаких знаний о религии, но который ищет, он действительно подобен заблудившемуся грибнику. Так где же смысл жизни то? Одни говорят: есть Бог, другие говорят: никакого Бога нет. Одни говорят так, другие говорят эдак. А что же эдак говорят? В смысле, те, которые говорят, что будто бы есть Бог, - он-то ещё ни во что не верит, - что они говорят? Они говорят очень простые подчас вещи, говорят: ну, посмотри только, ну вот жизнь, ну как она возникла, жизнь то? Как могла возникнуть, ты подумал об этом или нет, ну как мне говорили, я помню из школы, что самозарождение жизни произошло в результате миллионов, а может быть, и миллиардов лет. Да? Самозарождение? А вот я тебе сейчас скажу, мне не надо верить, попробуй поверить учёным, что они говорят, они говорят вот так: вероятность самовозникновения молекулы только ДНК равна 10 в минус 80000 степени. Это вверху единица, а в знаменателе 80 тысяч нулей. Ты думаешь, могло такое случиться? Сама собою, да? Вероятность возникновения жизни из случайного соединения молекул, уже готовых молекул, равна 10 в минус 255 степени. Как-то математики подсчитали вероятность возникновения жизни на земле, оказалось, что по законам мира чисел мы не имели права возникнуть, а уж если бы и возникли, то не должны были выжить. Этот верующий говорит, а как ты думаешь, представь себе миллиарды, миллиарды букв, и сыпь их откуда-то сверху, как скоро энциклопедия напишется? Так они лягут все буквы, что энциклопедия - пожалуйста, какая хочешь, хоть «Советская», как думаешь? Да, нет? Ну, а цветной телевизор, может, соберётся, если все детали сыпать? Да, нет? Ну, разве ты не знаешь, что одна живая клетка в миллион раз сложнее любого телевизора, компьютера и любой энциклопедии, как же тогда сыпались атомы бездушные и организовались, когда даже этого не может быть? Как-то один мальчик, придя и школы, торжественно заявил  отцу: папа, никакого Бога нет, нам учительница сказала. Папа говорит: ух, как интересно, да, я вот даже и не знал, ладно, ладно, хорошо, буду знать, спасибо, сынок. На другое утро раненько вышел во дворе, нарисовал круги, квадраты, вообще геометрические фигуры. Сынишка утром выходит, говорит: ой, папа, смотри, кто-то нарисовал! Отец отвечает: что нарисовал? - Вот смотри. – Ну, смотрю, ну само собою это и нарисовалось. - Этого не может быть! – Ах, не может быть? Даже этого не может быть, а жизнь возникла сама собою? Представь себе, что же ты кладешь на одну чашу весов и на другую, вот две чаши: Высший разум, который религия называет Богом, и нет Его, и нет Его. Почему Его нет? Почему Он есть? Посмотри, где же вероятность признания Бога больше, даже просто жизнь сама - это красота, которую Пифагор назвал так, весь мир назван «красотой», по-гречески «космос». Он же назвал! Потрясались все всегда этим, это само собою произошло? Странная твоя вера, а я признаю, и каждый должен признать, что существует Разум, причём, совершенный Разум, Который только и мог создать то, что мы видим.

Что можно сказать о предназначении человека, глядя, скажем,  на жизненный путь Иоанна Крестителя? Размышляет о сем православный миссионер о.Виктор Веряскин.

В.Веряскин:

- Евангелие от Луки, первая глава, с 13 по 16 стих: «Ангел сказал священнику Захарии: услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя Иоанн, и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. Ибо он будет велик перед Господом, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери». Очень интересный вопрос, как человек вообще приходит в этот мир, и зачем приходит в этот мир? И вот, на примере личности и служения Иоанна Крестителя и этого упоминания о нём, можно и нам рассуждать, а как мы появились в этот мир, а зачем мы появились в этот мир, а у нас с вами есть какая-то миссия? Обратите внимание, в то время, в Ветхом Завете, бытовало такое представление, что Бог руководит жизнью мира и человечества очень тщательно - до деталей, и на жизни человека видно, насколько Бог благословляет его, или этот человек Ему не угоден. Например, если человек жил успешно, у него бизнес шёл хорошо, у него было много детей в семье, считалось, что он благословлен Богом. А если были какие-то болезни, несчастья, бесплодие, бездетность, считалось, что, видимо, Господь не хочет, чтобы род этого человека размножался, и, видимо, этот человек чем-то Богу не угоден. Я хочу сегодня вместе с вами заострить на этом внимание. Обратите внимание, отец Иоанна Крестителя был священник. Он был священник, он служил Господу, и в то же время его посещали какие-то, с точки зрения тогдашних людей события, которые намекали, что, возможно, этот священник в чём-то Богу не угоден, потому что детей нет. Они были бесплодны. И вот возникал вопрос: так разве служение в храме и служение священника не делает человека автоматически угодным Богу? В этом парадокс Библии, Нового Завета, учения о духовности, о том, что формальное положение человека, конечно, не является гарантией его угодности Богу. Его статус, его название, его служение не гарантирует ему автоматически, что он Богу угоден, и всё будет у него по благословению. И поэтому и Захария, и его супруга молились: Господи, люди смущаются, о нас ходят сплетни, возможно, мы неправильно служим Богу, раз у нас нет продолжения рода, пошли нам ребёнка, а мы тогда Тебе обещаем, что посвятим его на служение Господу. Это очень серьёзный момент, потому что, когда человек рождается по молитве и по обету, тогда он рождается по Божьей воле, по Божьему плану, по молитве родителей, и, в итоге, он приходит в этот мир, как мы выражаемся сегодня, с одной стороны, иронически, с другой - трагически: одни рождаются по молитве и по обету, а другие - по залёту. Если ты родился без молитвы, без цели и без желания, и ты нежеланный, то у тебя и судьба, соответственно, отразит это всё на тебе. И поэтому Церковь вообще-то говорит: молитесь обо всём, в том числе - и об этом. А самое главное, о чём молитесь: Господи, открой мне моё предназначение, Господи, открой мне мою миссию на Земле. А может быть, в планах Бога нет, чтобы ты имел семью или имел продолжение рода. Ведь так можно посмотреть на жизнь Иисуса Христа и подумать: семьи не оставил, жену не оставил, детей не оставил, видимо, не успешная была Его жизнь в этом смысле, - вы чувствуете? Поэтому, с высочайшей точки зрения, с точки зрения таинственных Божественных планов нет однозначного решения. Не все благословенны, у кого много детей, и не все прокляты, у кого детей нет. Это очень серьёзный вопрос, потому что в Ветхом Завете думали прямолинейно, они думали по принципу: око за око, зуб за зуб, следствие за причиной. И поэтому, когда человек рождался, например, больной, ученики бежали к Иисусу Христу и говорили: Учитель, или он сам согрешил в прежней жизни, в предыдущем воплощении, что родился слепым, или родители его нагрешили, что он за грехи родителей родился слепым и несёт в себе наказание и последствия. А Христос всегда учил видеть, ну, минимум, ещё третий вариант. Он говорит: вы всегда думаете, что причина где-то в прошлом, причина - в грехах родителей или ваших. Иногда причина не в прошлом, и иногда причина не в грехах, иногда причина - в будущем. И не в ваших грехах, а в Божественном замысле о вас. Он родился таким, чтобы на нём проявились дела Божии. В Киево-Печерской лавре есть храм, для многих странный, кто бывал, уже запомнил, наверное, а кто не обратил внимания, обратите, называется «Анно-зачатьевский храм». Храм во имя зачатия. Это что значит? Это значит, что Церковь учит, что зачатие - это священное событие. Некоторые ошибочно думают, что грехопадение состояло в том, что Адам с Евой переспали, и это и было грехопадение. Да ничего подобного! Библия прямо нам говорит, что Бог, когда сотворил людей, эту чету, эту священную пару, Он им сказал: плодитесь, размножайтесь, наполняйте землю. В этом нет никакого греха, грех в другом, когда вы в этом не видите ни цели, ни смысла, когда вы это делаете без молитвы, без мотивации, без задач, какие стоят перед вами, чтобы привести их в соответствие с волей Божьей и с Его целями. Вот главная задача. Поэтому наша задача первая - молимся: Господи, открой мне моё жизненное предназначение. Вот главная молитва. Господи, открой мне мою миссию. Потому что те люди, которые прошли по земле более или менее свято и праведно, они нашли, как выражаются сегодня, воплощение своей цели, свою самореализацию, свою миссию. Мы говорим о князе Владимире, что он - креститель Киевской Руси. Это в двух словах определение его жизненной миссии, главное, что он сделал в жизни. Об исторических деятелях и о сегодняшних деятелях мы говорим: народная артистка Украины Нина Матвиенко - берегиня украинской песни. У нее есть жизненное призвание, миссия, и она эту миссию несёт, выполняет, и поэтому она живёт не зря - она имеет служение, она имеет миссию, она имеет самореализацию и, скорее всего, она эту ценность до конца жизни, даст Бог, пронесёт. Поэтому, первый урок нам, и первый вывод: иногда мы молимся о всякой чепухе, а молится надо о главном, «вспоминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово истины и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Поэтому, когда мы вспоминаем какого-то праведника, какого-то святого, какого-то пророка, какого-то Иоанна Крестителя - Предтечу и Крестителя Господня, мы на самом деле просто выполняем Завет и Завещание Христа и апостолов. Периодически вспоминаем достойных подражания отцов духовного служения и жизни. Поэтому - всё обосновано.

-----

И последний, церковно-исторический фрагмент нашей телепрограммы. 

Следующий вопрос, на котором мы остановились в прошлый раз: где совершилось сошествие Святого Духа на апостолов? Во 2-й главе Деяний говорится о большом скоплении народа, к которому обращает свою речь апостол Пётр, после чего принимают Крещение около трёх тысяч человек. Может, это было в одном из храмовых дворов, где собирались ученики Христовы?

Что касается проповеди Петра – может быть, но само сошествие Святого Духа, очевидно, произошло-таки, в Сионской горнице. В Деяниях так и говорится: «и придя, взошли в горницу, где и пребывали» 1:13. Там они молятся, и там же происходит сошествие Духа. Есть мнение, что это была та самая горница, в которой не так давно была совершена Христом Тайная Вечеря.

Возможно, если сошествие Святого Духа произошло на апостолов из как бы ближайшего круга – из 12-ти, что, вероятнее всего, как мы отмечали с Вами. Потому что, если там было бы большее количество людей, то в одной комнате все они просто не поместились бы, и тогда не очень понятно, где всё это могло быть. Не на улице, потому что улицы восточного города – и тогда, часто и теперь – узенькие и тесные. Тогда, опять-таки, остаётся храмовый двор.

В общем, здесь особых открытий мы не сделаем. По всей видимости, как и принято считать, сошествие Святого Духа было в Сионской горнице, а уже после этого апостолы пошли в народ, так сказать.

Ну и последнее: когда было сошествие Святого Духа, в котором часу? Тут, если Вы помните церковное песнопение: «Господи, иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый, Того, Благий, не отними от нас, но обнови нас, молящихся Тебе». Откуда здесь взят третий час? Из ответа Петра - вторая глава, 15-й стих: «теперь третий час дня», то есть утро, по-нашему - где-то девять утра. Собственно, это ответ Петра на обвинение в том, что они пьяны. Но на самом деле, третий час – это время, когда ученики Христовы уже были в публичном месте – а это было позже.

Само же схождение Духа Святого, надобно полагать, было накануне, поздним вечером или ночью. «Когда подходил к концу день Пятидесятницы, - пишет Лука в «Деяниях» 2;1, - были они вместе, и вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра». Т.е., здесь прямое указание на время - завершение дня Пятидесятницы. А завершение дня – это не утро.

Значит, сошествие Святого Духа совершилось к концу дня, в Сионской горнице, а утром народ, ежедневно собиравшийся в храме на утреннюю молитву, увидел апостолов в слишком приподнятом настроении, и, так сказать, некоторые сочли их пьяными. И здесь уже, при стечении толпы, Пётр произносит свою знаменитую речь, в результате которой принимают веру во Христа аж 3000 слушателей.

Таким образом, последователей Иисуса становится уже прилично – не 12, не 70 и не 120, а более 3000. Хорошее начало. Но - что дальше? Разойтись по домам, как говорится, с верой в душе и точка?

Нет, этого не произошло. Если попытаться посмотреть на первохристианскую общину со стороны критически, то можно было бы сказать примерно так: рождённая Церковь Христова находится в поиске форм своего бытия – и сакральной, и бытовой, причём, поиски эти, мягко говоря, не во всём удачны. Ну вот, тот же самый коммунизм: «Все уверовавшие, - как сказано в 4-й главе Деяний, - были вместе, и всё у них было общее. И то, что имели и чем владели, они продавали. И разделяли это всем, смотря по нужде каждого». Причём, коммунизм, такой, тупиковой модели – скажем, продать свой дом с имуществом, принести в общину деньги и коллективно все проесть и пропить - с песнями, так сказать.

Можно, конечно, ухмыльнуться, но мы не имеем права судить - нам с Вами не понять того внутреннего духовно-душевного состояния, в котором находились самые первые христиане. Дело в том, что по-настоящему уверовавших можно сравнить с влюблёнными. Влюблённый человек, ведь, может наделать каких угодно глупостей, последнее отдать любимой, оставшись в подворотне голодным, голым и босым. Пятидесятницу можно сравнить с большим взрывом, образовавшим космос. Это - колоссальная энергия любви, высвободившаяся и разлетающаяся в разные стороны! Сам взрыв - он мгновенный, краткий во времени - так же, как и коммунизм в первохристианской общине просуществовал недолго – ведь, ни Христос, ни апостолы коммунистические идеи не проповедовали. Это было явлением стихийным – своего рода, пожар любви – хочу всё всем отдать – последнее крайне важно – именно жажда отдавать, а не брать, на халяву чужим пользоваться. Внешне с большого расстояния это не всегда заметно, но разница здесь колоссальная. Владимир Соловьёв – русский философ - с иронией замечал, что де, христианство и социализм – это почти одно и то же, лишь с одной маленькой разницей – христианство призывает поделиться имуществом с ближним, а социализм – отнять имущество у ближнего и поделить его.

Новоуверовавшие, как и влюблённые – это, конечно, люди неадекватные, ну и - слава Богу – в противном случае, представляете, жить с опаской – не дай Бог влюбиться в кого, голову потерять, глупостей наделать – с таким настроем это уже не жизнь будет, а жалкое существование.

Остановимся, давайте, на этом до следующего четверга. Всего доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана