Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

623 09.06.2011

Сексуальная революция – хлёсткое такое словосочетание и всем известное. Но боюсь, далеко не все понимают глубинный смысл этого понятия. Отец Яков Кротов рассуждает по этому поводу. 

Яков Кротов:

- Современный мир, христиане в современном мире много грешат на сексуальную революцию. Я сам не прочь - как старый сексуальный революционер, я считаю, что сексуальная революция не должна кончаться, а она всё кончается и кончается. Если всерьёз, я помню, как спросил одного джентльмена, как он полагает, что такое сексуальная революция, о которой он столько ворчит? И джентльмен дал ответ, который, я думаю, даст любой мужчина, сексуальная революция это, ну - он так покраснел, конечно - сексуальная революция, это когда можно одновременно иметь несколько половых связей. Так вот, с точки зрения науки, с точки зрения этики, сексуальная революция произошла в очень строго определённый момент это 1948-1949 год, и связана с появлением противозачаточных пилюль. Это только с точки зрения нас, мужчин-кобелей, сексуальная революция это когда я могу иметь много связей, ну, тогда такая сексуальная революция и при Соломоне была. Сексуальная революция, друзья мои, это когда разрезана связь между деторождением и любовью, когда женщина не боится, что её превратят в детородную машину. Когда женщина может рожать каждый год - я знаю массу замечательных многодетных матерей - но она это делает потому, что она этого хочет, а не потому, что ей приказал духовник, потому что ей это нравится, потому что она чувствует тут хорошо - это замечательно. А жить, как жила первая жена Алексея Михайловича - у неё было тринадцать детей, потом она скончалась, от второй жены у него было ещё трое, рекордсмен в своём роде. А сколько выжило? Мы все помним, выжило трое в результате из этих шестнадцати детей. Мать Пушкина не помнила всех своих детей, из них выжило трое, которых она знала по именам, а остальные все похоронены - безымянные могилы, - ну, родился, ну, похоронили, ну кем-то батюшка крестил, а какая разница? Как щенки. Поэтому, вот она - сексуальная революция. Она, как и другая любая революция, заключается в освобождении - если у человека много сексуальных связей, это не свобода. Не потому, что у меня есть или было много сексуальных связей, ну, фантазия у меня же есть или была, так даже фантазия, и та лишает меня свободы, когда я об этом фантазирую, а если это в реальной жизни, то это какая-то просто пьеса Гольдони -   комедия положений. Кто я такой, чей я? Распыление антропологическое происходит, это сексуальное порабощение. Сексуальная революция происходит там, где человек приобретает свободу любить, где он не позволяет никому  и ничему становиться между собой и другим - любимым человеком. На это сразу идёт встречный вопрос: а, пардон, почему нельзя сразу с двумя женщинами? На это следует встречный ответ: а если твоя жена будет одновременно с двумя мужчинами? А если в твою стиральную машину сосед придёт класть бельё? А если твой персональный компьютер… Тут все встанут на дыбы, потому что компьютер и называется персональным - он личный. Значит, персональный компьютер никому нельзя давать, это азы, как и зубную щётку, как и жену, как и самого себя, вот она персоналистская сексуальная революция. Ничто не должно становиться догмой: сколько должно быть детей, допустимы ли противозачаточные пилюли или какие-то естественные средства, аборты или предотвращение беременности, и разные другие вопросы. Но важно помнить, что единственный на самом деле революционер в сфере секса - это Господь, давший заповедь на Синае: «Не прелюбодействуй», потому что естественном порядком человек – раб прелюбодейства, раб кровати. Наши основные саваны - это наши простыни, причём, чужие! Так вот от этого освободись, соблюди вот эту заповедь, и ты будешь величайший сексуальный революционер, а там уже, что будет, то будет.

О духовных проблемах современности рассуждает профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов.

А.И.Осипов:

- Открываем Евангелие. Первый человек, который вошёл в Рай, который ни одного дела не сделал за свою жизнь, кровью напитана вся его жизнь - преступник, разбойник, сам сознался: достойное мы по делам нашим получили, это он на кресте говорит, раскаялся в последний даже момент. И услышал: сегодня же будешь со Мной в Раю. Кого Христос поставил примером? Вспомните, пошёл вперёд фарисей, который перечислял то, что исполнил, все заповеди исполнил, всё сделал, Господи, давай, где Твоё Царство? И мытарь, который бил себя в грудь и говорил: Господи, прости меня, я знаю, кто я - тварь, а не человек. Суд: он вышел оправданным. Даже женщина, взятая в прелюбодеянии, помните, ее привели на суд. Равви, скажи, что с ней сделать? А Он молчит, пишет пальцем на земле и всё. Опять пристают, хотят против Него дельце устроить, и, наконец, Он поднял голову и сказал: ну, кто из вас без греха, пусть первый бросит в неё камень. Совесть ещё была, они один за другим разошлись. Тогда Христос поднял голову, и спросил: женщина, где твои обвинители, никто тебя не обвинил? Говорит: нет. И Я тебя не осуждаю, но иди и впредь не греши. Помните, женщина, которая омыла ноги Его слезами, утёрла волосами своими? Посмотрите, сколько примеров в Евангелии - это поразительные вещи! Оказывается, спасётся, не тот, кто горд своей праведностью, нет, нет, а тот, кто увидел, что он никто перед лицом Божьим, перед лицом совести, вот кто спасётся. Сейчас это в высшей степени важно. Сколько мы сейчас находим лжеправедников, вы слышите, сколько мы находим этих лжестарцев! Чем увлекаемся мы, и губим и себя, и их. Истина в чём состоит? Помните, Христос в Евангелии сколько творил чудес, тот кто читал, помнит, что Христос часто говорил: никому не рассказывай, никому не говорите. Воскрешая дочь Иаира, говорит: никому не рассказывайте. Всякая добродетель глубоко целомудренна, прячет себя, скрывает себя. Напротив, страсти выпячивают себя. Человекоугодие, тщеславие, гордыня, желание прослыть праведником и т.д. Какая беда, которая происходит сейчас на наших глазах. Одна из огромнейших опасностей нашего времени это лжестарцы. Почему опасность? Потому что они увлекают народ чем? Исканием чудес. Вы посмотрите, что ищет народ? Прозорливость. Он сказал, как меня звать, он назвал мне мои грехи, - ищем чудес и прозорливости. Кто ищет спасение? Мы ищем исцеление от разных болезней, устроение своей личной жизни. Никто не ищет, как избавиться от тщеславия, от зависти, от лицемерия. Вы слышите? И эти старцы, к сожалению, удовлетворяют эту похоть, языческую похоть людей, и творят лжечудеса, лжепрозрение и т.д. Вы знаете, огромная опасность это в наше время, тем более, что их, простите, что употреблю это слово, разводиться всё больше и больше. Неуемное тщеславие ищет, жаждет, где бы меня ещё кто-то прославил. Учтите, что истинные праведники скрываются от людей, не показывают себя, бегут от славы человеческой. Бегут, как огня бояться этого, поэтому истинный духовник никогда не скажет: благословляю, переезжай оттуда, покупай корову, а не овцу, женись не на той, а на этой. Никогда этого не скажет, даже в этих вопросах скажет: я думаю, что, может быть, вот так, но ты сам подумай. Святые отцы по этому вопросу говорят вот так, но может, это было его время, надо подумать. Я думаю вот так, но обратись ещё. Один из признаков лжестарчества, пожалуйста, имейте ввиду, это приказы, т.е. благословения, это не важно, каким словом назвать. Благословляет, и всё. Сколько трагедий сейчас, сколько приходиться слышать, сколько трагедий семейных, личных, даже бытовых, материальных! Как язычники в древности, мы ищем чего? Чудес и предсказаний, - какая беда! Если вот наш народ пойдёт по этому пути, то я думаю, что несдобровать нашему православию. Ещё раз повторяю, православие призывает человека к чистоте жизни, к чистоте совести, а не к тому, чтобы не перепутать, что болит - печёнка или селезёнка, и как избавиться от этого. Очень важно особенно, чтобы не увлеклось сегодня подрастающее поколение, не вздумали и не подумали, что суть христианства заключается вот в этих чудотворениях. Один из великих преподобных - Кассиан Римлянин - пишет: часто люди, развращённые умом и отрекшиеся своей жизнью от Бога, вы слышите, своей жизнью отрекшиеся, творят великие и знаменные чудеса, вы слышите, как предупреждает! Вы думаете, что он сказал что-нибудь новое? Сам Христос сказал, что в последние времена явятся лжехристы, лжепророки, которые совершат великие знамения и чудеса, чтобы, если возможно, прельстить, вы слышите, прельстить и избранных, т.е. христиан. Это одна из огромных опасностей, которая сейчас стоит перед нашим народом и перед  молодёжью, прежде всего. Опасно подменить христианство, которое призывает человека к тому, чтобы человек стал хоть немножко человеком, чтобы душу свою очистить, чтобы увидеть, что я совсем не то, кем я должен быть, покаяться перед Богом, обратиться к Нему, и таким образом очиститься. Православие к чему призывает -  будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть! Представляете, к какому величию зовёт оно, а не к тому, чтобы стали прозорливцами, пророками, старцами, и я не знаю кем. Осторожным надо быть в наше время сегодня, это одна из огромнейших опасностей, стоящих перед верующими нашей Церкви.

О внутренней жизни современного человека в свете евангельского образа жен-мироносиц продолжает рассуждать православный миссионер отец Виктор Веряскин.

В.Веряскин:

- Ну, я ещё раз скажу вам, у нас парадоксы такие, у нас до сих пор ведутся дискуссии в России и в Украине, надо ли преподавать Закон Божий в школе, как его вести. Мы уже преподавали Закон Божий и Сталину, и Ленину, и Чернышевскому – все они вышли из Духовных семинарий, и обратно заходить, туда не заходили, видимо, так учили в духовных семинариях, чувствуете? Видимо, надо что-то менять, помните, старый анекдот, как в публичном доме посещаемость падает и падает, они и кровати переставили, и шкафы переставили, комоды переставили, а потом говорят, ну что - мебель, может пора девочек поменять? Ну, шутки шутками, но иногда мы думаем, почему в обществе ничего не изменяется? Переставляем кое-что - власти,  партии, правительство, кровати, комоды. А поэтому Бог и говорит: не переставляйте, бесполезно, Я поменяю вам вашу природу, Я дам вам новые тела и помещу вас на новую землю под новым небом, в новые условия. И тогда будет иначе, вообще будет не публичный дом, а совсем другое заведение. Ну, шутки шутками, друзья дорогие, но надо идти от страха к любви, и к любви, правильно понимаемой. «Ищите? Нет Его здесь». Тоже интересный вопрос. Ну, ты же слушала три с половиной года эти лекции, ты конспектировала, - куда ты пришла? Не туда, о чём записывала. В чём дело? Почему такое несоответствие того, что слышу, того, что пишу, и того, что делаю? А это нормально - апостол Павел говорит: я иногда сам делаю не то, что хочу, а что ненавижу, то делаю, помните? Это уже не я делаю, а живущий во мне грех. Апостол Павел тем отличался от нас, что он себя не отожествлял со своим телом. Одна из задач молитвы и медитации - научиться не отожествлять себя со своим телом, отделять себя. Мы же говорим: о, разъелась, в дверь не пролажу! Это не ты в дверь не пролазишь, а твоё тело. Твоё «я» - тонкое, звонкое, прозрачное, худенькое. А вот твоё тело, так выражаются – дебелое. Термин такой есть старинный. Нет, не от слова «дебильный», а от того, что большое, расплывшееся и т.д. Но, в любом случае - задача: я – это дух, а тело – это материя, это вещество. И должно быть соответствие, если дух утончённый, то и тело изящное, утончённое. Иногда бывает и несоответствие, но опять, надо подумать о том, каково несоответствие пропорции, какова причина несоответствия и т.д., и найти правильное соответствие. «Идите, скажите ученикам и Петру». Тоже интересный вопрос. Ученики, какие во множественном числе? Это и Фома: пока не увижу, не поверю. А слушайте, неверие - не препятствие, Христос его не забыл (Фому), и тут говорит: идите, и ему тоже скажите - Фоме неверующему. А Пётр вообще отрёкся, и Петру - скажите. Не только сомнение - не препятствие, что Бог о тебе забудет, и тебе Евангелие не возвестит, и тебя не спасёт, даже отказ от Него - не препятствие, вот это здесь показывается. Иногда некоторые бояться, говорят: я же сомневался, я же отрёкся, я же отказался - вы ошиблись, я вообще не местная, я здесь проездом, я ничего не знаю… Ну, шутки шутками, а в разной форме мы иногда малодушествуем, стесняемся сказать, где мы работаем, какое у нас образование, кто у нас родители, в какой стране мы живём, иногда стесняемся сказать это за рубежом. Мы стесняемся. А надо честно сказать: сомневаюсь, честно сказать: отказывался. А Бог говорит: а для Меня это не препятствие, - ты отказывался во времени, а Я - в вечности. Я видел, каким ты был до этого, я видел, как ты отказывался, это было только на словах, а в душе ты, оказывается, уважал свои взгляды. Я  вижу тебя, каким ты стал после, Я-то из вечности на тебя смотрю, а ты сам себя во времени видишь, - поэтому нет препятствий для Бога. Он тебя примет и сомневающимся, и отказавшимся, и Он говорит Марии Магдалине: передайте и Петру, что Я его не отвергаю. И каждому из нас Он тоже говорит: Я не отвергаю ни твой интеллект сомневающийся, ни твою волю, оказывается, не действующую, Я не отвергаю твои чувства, не то чувствующие, что надо чувствовать, - ничего не отвергаю, и всё приму. Идите и скажите. Вот то интересно, что оказывается, наша задача, если мы услышали это Евангелие – поделиться с другими. Идите и скажите ученикам и Петру. На самом деле, это тоже наш маленький подвиг, а, может быть, и большой подвиг - сказать об этом бабушке своей, маме, мужу, соседям, коллегам по работе. А мы иногда думаем, а чего я им должен говорить, они и так видят, что я в храм хожу, что они о Боге не слышали? А они сомневаются, в отличие от меня, а они отказывались, в отличие от меня, а они комсомольцами были, а они храмы рушили. Скажите всем. Всем ученикам - и Фоме, и Петру, и тем, кто сомневались, и тем, кто отказывались, и тем, кто рушили, скажите: это не препятствие. Вы рушили храмы? Это было в туманной юности, когда вы были комсомольцы, когда всем приказывали в Советском Союзе. Сегодня вы уже другие, оказывается, а для Бога не препятствие ваше временное, потому что для Бога храмы, тоже ничего не значат, потому что это временные физические формы. Для Бога значит больше, если Дух в тебе есть, если есть в тебе любовь в чувстве, если есть в тебе деятельность твоей воли и т.д. Вот это для Бога значит, а храмы существуют для настройки. Пошёл в храм, настроился, пошёл действовать, так говорят все великие богословы и подвижники. Должна быть литургия после литургии. Если нет литургии после литургии, то та первая литургия ничего не значит и не является ценностью.

-----

И последняя, богословская часть нашей телепрограммы.

О непрерывности и неисчерпаемости Божественного Откровения мы говорили с Вами на прошлых телебеседах. Постепенно христианский мир прозревает всё новые и новые истины, открываемые нашим Небесным Отцом. Но загадок неразгаданных, конечно же, до сих пор гораздо больше, чем понятого.

Вот что, например, означает наше ожидание Христа во славе – Его Второе Пришествие на землю? Разве мы это представляем, да и как вообще может выглядеть вот эта самая реальность явления Христа во славе? Вещь, на самом деле, тоже достаточно невообразимая, и, тем не менее, к которой нужно быть готовыми. Причем, это на самом деле колоссальная экзистенциальная проблема: как Его встретить, как Его не проглядеть, как это случилось некогда с израильским народом – Христос пришел на землю, а Его не узнали. И не мудрено - появился Он на свет как совершенно неприметный человек. Не царь и не герой.

Причем, о Первом Пришествии Христа, казалось, было достаточно сказано пророками еще за многие столетия. Пророк Исаия за семьсот пятьдесят лет говорил о Мессии в поразительных подробностях: «Он, - писал пророк, - был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое… но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились… за преступления народа претерпел Он казнь…» (Ис.53,3-8). Исаия даже о месте погребения Христа прорек: «Ему (Иисусу) назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого…»

Вообще, надо сказать, что чудо Откровения Бога о Христе для народа израильского состояло во многом и, в первую очередь, если говорить о хронологии событий, в том, что Иисус появился на свет, как самый простой человек, даже более того – «в образе раба» (Флп.12,8). Никаких громов и молний, никаких фейерверков. И это, пожалуй, было самым пронзительным в дохристианском Откровении. И, тем не менее, когда Христос жил на земле, как человек, кто-то вообще проходил мимо, не обращая на Него никакого внимания, а те, кто даже признал в Нём Мессию, вряд ли задавался вопросом: как это могло случиться, что родился Сам Господь? Ну, мол, родился и родился.

Хотя это должно было бы для всех быть потрясением, что это вот – ОН, что Сын Божий посреди нас, Тот Самый, Которого тысячу лет ждали. И вот Он ходит, как все, ест, как все, спит, утомляется… Но при этом – ветру повелевает… Проблема в том, что люди, причем, верующие, религиозные люди, в своем большинстве, так и не смогли переварить вот это чудо.

Но и мы с Вами разве можем представить себе, что, вдруг, быть может уже при нашей жизни придет Господь, пусть даже на этот раз придет во славе, как Царь – всё равно не очень понятно – апостол Павел, говоря о грядущем событии, использует явные аллегории. «Сам Господь, сказал нам, написано в послании Фессалоникийцам, и мы теперь говорим это вам, что мы, которые будем еще в живых ко времени пришествия Господа, все равно не опередим тех, кто к тому времени уже умрет. Господь Сам придет с небес, и Его приход возвестит голос архангела, громкий как труба Божья - (такие вот интересные образы, применяет апостол) - и умершие с верой во Христа воскреснут первыми. Потом и мы, живущие, будем подняты с земли и присоединимся к ним в облаках, встретим в небесах Господа (опять крылатая фраза) и уже всегда с той поры с Господом будем.

Значит, Христос явится как Царь, собрать Свое царство-воинство, так сказать. И вроде как, не заметить Его будет и невозможно.

Но на самом деле, это тоже предмет для беспокойства, потому, что не очень то понятно, зачем Павел вообще пишет об этих вещах. С одной стороны, казалось - какая разница как всё будет происходить в тот «последний» день, а с другой стороны, если в Библии что-то написано, то в этом есть какой-то практический смысл, который сейчас не очень понятен. Ну явится Христос и явится – в облаках или в безоблачном небе. А может быть и это - скорее всего, предстанет Он перед каким-то внутренним взором людей – какая разница, тем более, мы с Вами вряд ли доживем до этого момента. Вероятнее всего нам придется «воскресать», так сказать, т.е., осваивать новые тела, которые любезно будут подарены нам Всевышним. Ну а те люди, которые доживут до тех времен, будут, наверное, поражены тем, что их плоть внезапно изменится и станет такой же, как и у всех воскресших, т.е., как у Иисуса Христа после Его выхода из погребальной пещеры.

Вряд ли мы сможем вообразить, как на самом деле всё это будет происходить, и умеренный здравый скептик с полным основанием скажет – нечего фантазировать – придет время – увидим. И, тем не менее, коль Слово Божие нас предупреждает о грядущем явлении Христа, значит, какой-то смысл в этом все же есть.

Мы много чего не знаем. Даже в рамках той полноты Евангелия, которая нам открыта. Вот как бы некое пространство жизни нам дано, но в этом пространстве – одни загадки. Не в смысле неразрешимые вещи, нет, разрешимые. Собственно, в этом и состоит перспектива жизни здешней, временной, представляющей собою, как преддверие той самой Вечной Жизни, и поэтому нам много чего должно открыться еще тут, на земле.

На этом давайте и остановимся с Вами на этот раз, и, если даст Бог, продолжим наше Богословие в следующий четверг. Всего доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана