Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

173 27.09.2009

Воздвижение Креста Господня 

Спекуляция 

 

Сегодня величайший праздник Церкви – Воздвижение Креста Христова. И главное, конечно, не в том, что при императоре Константине Великом были организованы успешные раскопки и найден был деревянный брус, на котором был распят Иисус. И дело даже не в том, что Крест окончательно утвердился как главный символ, герб – знамя христианства. Главное - в человеческом прозрении, которое позволило людям понять спасительность Креста, смысл человеческих страданий, которых в нашей жизни, с одной стороны, так много, а с другой, может быть, и недостаточно для того, чтобы стать нам людьми настоящими, великими, достойными высокого предназначения, такими, какими хочет видеть нас Бог.

----- Фрагмент Богослужения 

Что такое хорошо, и что такое плохо? Великолепно быть здоровым, сильным, богатым, получать от жизни максимум удовольствий. И гадко, когда у тебя сплошные проблемы, неприятности. Когда у тебя ни гроша, а ты попадаешь в жуткие перипетии. Когда тебя предают, обворовывают, грабят. Эти истины настолько просты и очевидны, что десятки тысяч лет человечество в этом нисколько не сомневалось. И только христианство бросило вызов этой «несомненной», «безоговорочной» правде. «А мы проповедуем, - пишет апостол Павел, - Христа распятого, для Иудеев -  соблазн, а для Эллинов - безумие.

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, — поет Церковь, — и святое Воскресение Твое славим...».

Да, любой из нас стремится к радости, но путь к настоящей, подлинной радости лежит только через страдание. Нас влечет победа, но духовная победа достигается лишь через смерть, через жертвенную самоотдачу себя Богу и ближним. «Кто хочет идти за Мною, - говорит Христос, - отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною». Конечно, сами по себе тяготы и страдания могут и не быть «крестом». «Взять крест свой» — значит «отвергнуть себя», победить себялюбие, учиться жить для других.

Сейчас принято бранить кинематограф, особенно американский. Действительно сегодня - громадная масса голливудского примитива. Но с глубоким христианским оттиском, справедливости ради надо отметить. Не зря американцы на долларах написали: «В Бога мы веруем». Практически в любом американском боевике, главный герой становится таковым, лишь пережив ад. Вспомните, например, «Рембо» – «Первая кровь». Сильвестр Сталлоне играет бывшего воина Вьетнама, пережившего все ужасы той войны, образно говоря, изрядно повисевшего распятым на кресте. Личность Рембо кристаллизовалась в тягчайших подвигах и смертельных опасностях на грани человеческих возможностей. И  режиссер достигает цели – все симпатии зрителей обращены к искусному герою-страдальцу. 

А Вы попробуйте перекроить сценарий – возможно ли представить себе Рембо с иным прошлым – изнеженным сынишкой богатенького банкира? Вряд ли.

И в этом - глубокая правда практически всех голливудских фильмов, какими бы примитивными они ни казались. Американцы - они более религиозны и некоторые вещи понимают лучше нас с Вами. Своих детей они не кормят до пенсии – окончил учебу – пошел вон – куда хочешь – снимай квартиру, ищи работу или бомжуй. В штатах, как мы уже говорили с Вами, нет такого понятия, как золотая молодежь. Там сын миллиардера ничем не отличается от сына рабочего, потому что тот же Тед Тернер прекрасно понимает, что – устрой сыну или внуку райскую жизнь – окончится все адом. Это у нас богатое дурачье губит своих отпрысков. Посмотрите на лица этих полупьяных юнцов, все вечера гоняющих шары в боулинге или бильярдной. Это не Рембо – это слизняки, бесхребетные и безмозглые. А самое главное – бездушные.

Только трудности, только страдания могут сделать человека человеком. Только Крест Христов и наши с Вами маленькие жизненные крестики могут привести нас ко спасению и Жизни Вечной.

----- Фрагмент Богослужения 

И вторая тема, обсуждаемая в Кафедральном соборе Сретения Господня – спекуляция.

Помню, разговор у меня интересный получился с таможенником николаевского аэропорта – это было еще в 84-м году - после летних каникул я возвращался на учебу в Ленинградскую Духовную академию. Ну и прихватил с собой трехлитровый бутыль спирта – ребят угостить по случаю. Бутыль был закатан железной крышкой. Таможенник подозрительно глянул на него, затем взял в руки и тряхнул емкость – ну и характерные воздушные пузыречки сразу дали знать, что это отнюдь не вода. Проверял ручную кладь человек военный – я не обратил внимания, в каком он был звании, но мне почему-то кажется, что это был офицер. По крайней мере, душой он был точно офицер – в его облике и поведении было что-то благородное, не так часто в жизни встречающееся. Он меня спросил: «Что это у вас в бутыле?» - Я отвечаю: «Спирт» - «А вы знаете, что спирт не позволено перевозить самолетом в целях безопасности? Во-вторых, откуда у вас спирт?» Ну, как Вы помните, при советской власти спирта в свободной продаже не было – его, так сказать, «доставали». Я говорю: «Подарили мне этот спирт». Он: «Кто подарил?» Ну, я улыбнулся ему и произнес фразу, которая на него произвела впечатление. Как бы совершенно случайно с языка соскочило: «Ну я же не Павлик Морозов!» Сказать такое в моей ситуации было, по меньшей мере, не рационально, потому что для абсолютного большинства из тогдашнего поколения, воспитанного пионерией и комсомолом, это мое высказывание было вызывающим, и могло только ухудшить мое положение. Но мне повезло. Передо мной оказался человек из мыслящего меньшинства, который во мне, вероятно, увидел единомышленника. Он молча сунул бутыль обратно в сумку и показал жестом, мол, проходи.

Сказать, что нынешнее время в нравственном отношении благополучное – отнюдь. Скорее, даже, наоборот. Сегодня воруют еще больше, чем это было при совдепии. Но есть существенный нюанс – сегодня вещи называются своими именами. Ну, нет такого, чтобы памятник поставили человеку только за то, что он украл. При всем желании, не услышите Вы такого, чтобы детям в школе ставили в пример в качестве героя человека, скажем, присвоившего чужих пять миллиардов – дескать, смотрите, детки, на портрет дяди Васи и вдохновляйтесь его доблестью. А в Советском Союзе – негодяй числился героем именно за свое негодяйство. Это же надо, именем такого мерзавца, как Павлик Морозов – детский кинотеатр назвать! Ну, фабулу Вы помните – Морозов-отец спрятал хлеб, чтобы семья не погибла голодной смертью, а сынишка пошел в сельсовет и рассказал, что, мол, отец зерно от вас прячет, и показал – где. Ну, это по официальной версии – на самом деле там все было по-другому. Так вот этот поступок гаденыша – в данном случае неважно - исторический или легендарный - был взят в качестве эталона коммунистической нравственности, и этой фальшью зомбировали несколько поколений подряд.  

----- Фрагмент Богослужения  

В прошлый раз мы говорили с Вами о спекуляции, когда человек зарабатывает себе на хлеб насущный перепродажей каких-либо вещей, которые продает дороже, чем покупает, ну а разницу, соответственно, кладет себе в карман. Постыдное занятие - по советским понятиям, и аморальное, и криминальное. Однако, как мы подчеркивали с Вами, это ложная установка, которая искусственно вдалбливалась в головы людям, чтобы всех до единого держать под тотальным контролем – не дай Бог кому-то обогатиться. Все должны быть примерно одного достатка, и все - ходить по команде.

Всем нам хорошо бы чаще тестировать те моральные установки, которые привиты нам бывшей государственной системой. Конечно, не только бывшей - сегодня свои пункты, не менее серьезные – о них мы тоже будем говорить, но чуть позже.

А сейчас еще раз вернемся к вопросу о «спекуляции».

Давайте смоделируем с Вами еще одну ситуацию.

Вот представьте себе, приходит к Вам алкаш и приносит ночной горшок, который, как потом выяснится, очень старый – по каталогу, это один из горшков Екатерины II. А Вы купили это изделие всего за 5 гривен. Строго говоря, Вы больше бы и не дали за старую посудину с отбитой ручкой. То, что на него присаживалась Екатерина II, Вас это как-то не сильно возбуждает.

Проходит какое-то время, и перед Вами предстает «новый» русский, который прознал, что Вы обладаете вышеупомянутым раритетом, и готов заплатить за этот горшок любые деньги.

Вы бы его и даром могли ему отдать, но вспомнили, что Вам очень нужны деньги, а судя по лощеной физиономии охотника за горшком Екатерины II, у него эти самые деньги в большом количестве имеются. И Вы, сами от себя не ожидая, произносите волшебное слово – 50. «Нет базара, - восклицает «новый» русский, - и открывает свою барсетку.

Итак, Вы заработали без одного доллара полста тысяч долларов. Это был честный Ваш заработок или бесчестный? Быть может, Вы аморально поступили, когда затребовали с человека такие деньги в то время, когда сами-то Вы за эту посудину отдали всего 5 гривен?

Ну, вот подумайте – в чем может таиться проблема? Быть может, Вы обидели покупателя? Но на самом деле он рад – представляете, сколько удовольствия он получит, когда соберет своих дружков и в разгар пьянки торжественно поставит на стол эту емкость, и объявит всем, что это изделие конца 17-го века, и в него по ночам справляла свою нужду, не кто-нибудь, а  сама императрица Екатерина Алексеевна Великая. Это будет такой ажиотаж, что этот горшок пустят по кругу, из него коньяк пить будут! Это окажется лучшей покупкой жизни «нового» русского – представляете, как Вы его осчастливили – за такое можно было смело и сто тысяч запросить!

С другой стороны – этот толстосум вполне мог обойтись и без горшка Екатерины II, и радостей жизни от этого вряд ли у него существенно уменьшилось бы. Вот ни у кого из нас нет подобного раритета и, по-моему, никто из-за этого не страдает.

На самом деле, все мы окружены тысячами совершенно разных вещей, которые нужны нам постольку-поскольку, в большей или меньшей степени, но без которых можно было бы обойтись без существенного снижения качества нашей жизни.

И, тем не менее, иногда нам хочется приобрести какой-то полезный или просто приятный предмет. И нет ничего греховного, нет ничего аморального, если кто-то на наших желаниях зарабатывает деньги. Практически всё, что мы покупаем с Вами – одежду и обувь, косметику и посуду, компьютеры и книги – все это мы приобретаем через посредников – спекулянтов, которые, с одной стороны, зарабатывают на нас деньги, а с другой - обеспечивают нам комфорт.

Любому из нас хотя бы иногда приходится бывать в супермаркетах. Так вот представьте себе, если бы во время одного из Ваших посещений магазина произошло нечто невероятное в стиле современной фантастики – как в фильмах сейчас – там, шаровые молнии, короткое замыкание в электропроводке, искры, электродуга, короче – временной прыжок в прошлое, и Вы вдруг оказываетесь за прилавком обычного советского магазина начала 80-х. Впечатление было бы глубоким – звонкое полупустое помещение с витринами, всплошную уставленными двумя видами консервированной рыбы и коробками спичек. А в холодильной камере – посиневшие тушки куриц, умерших от голода, причем, последний вид товара – это если «завезли».

Тогда очень скромно зарабатывали на покупателях, но прилавки были пустыми. Хотя жить можно было, и многие тоскуют по тем временам. Много чего не было в те времена из того, что есть сегодня, и люди могли, оказывается, быть счастливы и без импортной сантехники, и без мобильных телефонов, одеваясь в одежду, сшитую на нашей «Большевичке» и обуваясь в обувь, изготовленную Херсонской областной фабрикой. Абсолютное большинство вещей, нам принадлежащих, на самом деле, не являются предметами острой необходимости. Стол не обязательно должен быть полированным, и стул - не обязательно мягким.

Но если ты захотел итальянскую мебель – почему бы на тебе не заработать?

Помню, в 1986 году я купил видеомагнитофон за пять с половиной тысяч рублей – это все деньги, которые были на сбережении у родителей. За эту сумму в то время можно было приобрести хиленький домик. Но тогда мне хотелось именно «видак». Сейчас он вообще ничего не стоит – их выбрасывают на помойку. Причем, за границей, «видик» в то время стоил гораздо дешевле – на треть, а то и наполовину. Понятно, что на мне недурственно заработали, но могу ли я обвинять посредника, который предоставил мне то удовольствие, за которое я готов был хорошо платить? На самом деле, с меня взяли ровно столько, сколь я согласен был отдать, и обвинять продавца за наценку, какой бы она ни была фантастичной, никакого морального права у меня нет.

 Совсем другое дело, когда речь идет о предметах первой необходимости – о пище, например, о лекарстве. Рассказывают, как в голодные годы за кусочек хлеба - были случаи - требовали отдать драгоценность, золотые обручальные кольца, например. Вот это уже совсем нехорошо, и, я думаю, нет смысла объяснять, почему.

Аптечный бизнес нынешний во многом грешен, а точнее сказать, преступен. Я, конечно, не могу говорить о всех аптеках нашего города – для того, чтобы быть категоричным, нужно, по меньшей мере, их все обойти. Может бать, есть и хорошие аптеки не только по названию – дай Бог, надеюсь, но проверять и сравнивать – это не по моей части. Во всяком случае, то, с чем мне пришлось столкнулся – полный кошмар.

Дело в том, что целыми днями, месяцами и годами мне приходится просиживать перед монитором комп’ютера, и это сильно сказывается на зрении. Плюс, возраст уже почтительный – все это не в плюс. Короче, спасает мою зоркость ксалатан - глазные капли. Это не дешевые капли, но другие мне не помогают. Приходится платить – зрение того стоит, но как и за что?

Однажды в одной из аптек мне пришлось заплатить за этот маленький, но полезный пузыречек, 220 гривен. Много это или мало? Для немца или англичанина – мелочь, а для нашего брата-украинца – очень даже прилично. Далеко не каждый может себе позволить купить ксалатан, а следовательно, многие покупают более дешевые капли, от которых, судя по моему опыту, мало толку. И люди - зрение теряют. И это, ведь, трагедия – что может быть страшне, чем перестать видеть свет Божий!

Но откуда цена этих капель – может, там золотая взвесь? Я не поленился открыть Интернет и поинтересоваться стоимостью этого лекарства за рубежом. В Москве ксалатан можно приобрести за 10-12$ США. Это от 80-ти до 100 гривен. А уже на наших аптечных оптовых базах ксалатан стоит примерно от 17$, т.е., примерно – от 140 до 160 гривен. А в аптеке я сподобился, как было уже сказано, купить эти же капли за 220 гривен. В результате получается почти в три раза выше цены производителя! Разбираться, почему уже на украинских оптовых фирмах лекарства дорогие, я вообще не берусь, а вот, что касается последнего звена – здесь и к бабке ходить не надо – все абсолютно понятно. Просто, ясно и выразительно - наша местная «картина Репина».

Садится аптечный курьер в машину и отправляется на оптовый склад аптечной фирмы, которая за первым поворотом, не будем уточнять какой. Там он закупает самые разные лекарства – тот же самый ксалатан – по 140 гривен. Купил, значит, он много чего, бросил коробочки в багажник, проехал 200 метров, и все это выставил на аптечную витрину уже с новой ценой – не 150 гривен и не 160 – чего мелочиться – 220, чтоб мало не показалось!

Представляете, какой подъем! За счет Вашего нескромного желания сохранить свое зрение. А куда Вы денетесь! На оптовую фирму Вам дорога закрыта – оптовая фирма, оказывается, не имеет права Вам, как физическому лицу, продать лекарства – у нее нет лицензии за розничную продажу. Поэтому платите, сколько Вам говорят. Или слепните.

Я согласен, что медицина – это бизнес, лекарственные препараты – это товар, за который надобно платить. Хозяева аптек должны где-то брать деньги на зарплаты, на оборудование, на развитие сетей. Но часто похоже, что фармацевты забывают самое главное, что имеют дело с человеческой жизнью и человеческим здоровьем, а это уже сфера священная. Она может либо служить Богу, либо Богу Всевышнему противостоять. Но, не надо забывать - перед Ним каждый из нас однажды окажется в момент Великого и Страшного Суда.

----- Фрагмент Богослужения 

На этом мы завершаем нашу Богослужебную телепрограмму, и я прощаюсь с Вами до встречи через неделю. Всего Вам доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Малая Пасха", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio, просматривать или скачивать video в mp4  или аудио в mp3 файлах себе на жёсткий диск без всяких ограничений.

 

 


 


Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана