Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

476 25.12.2008

              Многообразие Божьего творения. Вода (продолжение)

              О.Георгий Кочетков. О Церкви

              Митрополит Антоний Блум. Новая жизнь после крещения

              Фрагмент фильма об отце Александре Мене

              Продолжение телебеседы прот. Иоанна Замараева. Богословие в нашей жизни

Здравствуйте, дорогие телезрители! 

Восторгаться премудростью Божией, как мы неоднократно подчеркивали с вами, это одно из самых важных способностей духовно чуткого человека.

Как мы говорили, самая обыкновенная вода, оказывается самым большим чудом во вселенной. Очередной пример можно привести. Когда она замерзает, то в твердом виде вода проявляет еще одно феноменальное свойство, насущно важное для жизни. Помните, раньше молоко продавалось в бутылках. И что происходило, если Вы случайно забывали его во дворе, когда температура падала ниже нуля?

Молоко состоит на 87% из воды. Вода в молоке замерзла и расширилась.

Почти любое другое вещество, как вот этот расплавленный парафин, будь оно твердое, жидкое или газообразное, сожмется, когда температура понизится. Сжимаясь, оно становится более плотным. Вода тоже сжимается во время снижения температуры к точке замерзания, но ниже пяти градусов по Цельсию происходит что-то совсем другое. Она вдруг расширяется и становится менее плотной. Замерзая до твердости, она становится еще менее плотной, достигая почти 9%-ного увеличения объема. Чугунный сосуд, наполненный обыкновенной водой Н2О, помещен в мензурку с жидким азотом, чтобы заставить воду внутри него быстро замерзнуть. Когда вода расширяется и замерзает, она пытается расшириться, а сосуд ее удержать в том же объеме, и - совершенно безуспешно (видеокадры). Симпатичный взрывчик такой получается.

Как видите, вода обладает большой силой. Ничто не может остановить ее расширения при замерзании. И это свойство жизненно важно для всего живущего на Земле. Потому, что именно благодаря этому явлению лед плавает. Он занимает большую площадь, чем жидкая вода, не прибавляя при этом в весе.

И таким образом, находясь на поверхности воды, лед служит слоем изоляции, защищающим воду подо льдом от дальнейшего замерзания. Если бы вода, как другие жидкости, становилась более плотной при замерзании, лед бы тонул, а на поверхности образовывался бы новый лед, который так же опускался на дно водоема. И так до тех пор, пока не замерзли бы все реки и ручьи полностью. Прекратилось бы течение и, конечно же, погибла бы вся рыба и все живущее под водой. Озера промерзали бы совершенно, и даже океаны могли бы стать, в конце концов, сплошной массой льда. Летом солнечный жар растапливал бы только тонкий слой на поверхности, образуя полужидкую слякоть. И, соответственно, жизнь на земле имела бы мало шансов на сохранение.

Но Бог сотворил Землю для жизни. Поэтому Ему пришлось, выражаясь человеческими представлениями, подсуетиться и внести некоторые очень важные изменения в структуру молекулы воды.

Все это вышесказанное все мы с Вами изучали в средних школах. Иногда интересно вспомнить. Но, как писал Пушкин:

                                «О, сколько нам открытий чудных

Изучая воду, современные ученые пришли к сногсшибательному выводу, что Готовит просвещенья дух!» она обладает интеллектом.

------- Фрагмент фильма:

У воды есть память. Результаты экспериментов, проведённых во многих странах мира, показали: вода воспринимает и запечатлевает любое воздействие. Запоминает всё, что происходит в окружающем пространстве. Воде достаточно просто соприкоснуться с веществом, чтобы узнать о его свойствах и сохранить эту информацию в своей памяти. Догадывались ли об этом наши предки, когда превращали обычную воду в целебную, используя для этого сосуды из серебра?

Рустум РОЙ, профессор Пенсильванского университета, член международных академий наук США:

- На сегодняшний день это лучший производимый антибиотик. На столько хороший, что в Афганистане и в Ираке Американские войска используют серебряную воду. Один атом на сто миллионов, чтобы уничтожить всех микробов в ране. Вот и президент Соединенных штатов использует для дезинфекции рук. И я задал себе вопрос, - как же может существовать такая вода? 

Запечатлевая информацию, вода приобретает новые свойства, при этом её химический состав остаётся прежним.

Рустум РОЙ:

- Что действительно было господствующей точкой зрения, это то, что важен химический состав воды. Так вот, сенсационная новость заключается в том, что всё это чепуха. Структура воды намного более важна, чем химический состав. 

Далее в нашей телепрограмме Отец Георгий Кочетков, с рассуждениями о христианстве и церкви. 

Вопрос из зала:

- У меня такой вопрос, если подлинности не учит церковь, а приставка «само» - Вы сами сказали, что это не приемлемо, - то что остаётся?

Отец Георгий Кочетков:

- Нет, церковь то учит, просто есть Церковь и церковь, понимаете. Церковь, как духовное общество – это одно. Общество, которое напоено Духом Святым – благодатью. И церковь, как учреждение, как организация, где есть профессионалы, есть более верующие, есть менее верующие. Более праведные и менее праведные люди – это другое, - это разные вещи.

Из зала:

 - Но мы больше имеем дело с учреждением.

Отец Георгий Кочетков:

- А вот давайте иметь дело не только с учреждениями. Вот мы как раз сегодня специально затронули этот вопрос. Я очень люблю слово «церковь», но я, как вы слышали, почти не упоминал его. Выступавшие после меня ввели это понятие, я даже немножко досадовал по этому поводу. Потому что, я так и думал, вы поймёте – Церковь как учреждение, как обычно, как чаще всего понимают. Если уж не как здание, то как учреждение, институцию социальную. Вот. А социальная институция наша церковная – больна, и больна очень тяжело. А вот Церковь с большой буквы – это другое дело. Она может исцелить и церковь с маленькой буквы, вот эту церковь – институциональную. Может. И дай Бог, чтоб это произошло, всем бы от этого было бы только хорошо. Но надо, как говориться, вещи называть своими именами. Если кто-то болен, не надо делать вид, что он здоров. Так что, Церковь с большой буквы, Церковь, как традиция живая, учит всему этому. Я ничего сегодня не придумал, я говорил вещи, которые я могу обосновать изнутри традиции. Есть замечательный пример всему этому, но, к сожалению, многие вещи, которые являются искажением традиций, стали восприниматься, особенно за последние десять лет, как сама церковная традиция, как будто это говорит сама Церковь. А вот это уже страшно, это уже даже не вопрос стилизации, это хуже. Это вопрос подлога 

О жизни и проповеди Иисуса Христа давайте посмотрим маленький фрагмент фильма Франко Дзеферелли (беседа Иисуса с Фомой).  

Еще один фрагмент видеозаписи слов ныне покойного митрополита Антония Блума, давайте с Вами послушаем.

 Антоний Блум:

- Когда мы приходим креститься, мы должны помнить, что мы погружаемся в воды, которые являются символом – смерти и воскресения. Очень просто себе это представить, и ребёнок может это понять, больше, может быть, чем учёный человек, который хочет видеть символы. Если человека погрузить с головой в воду – это его смерть. И когда нас погружают с головой в крестильные воды, мы должны это ощутить как момент, когда смерть пришла к нам. Если только мы не будем вызваны из этой стихии смерти голосом Божьим. И второе действие - мы восходим, выходим из этих вод. Это символ нашего Воскресения. Мы выходим и в первый раз мы дышим, и дышим по-новому. Мы очищены от нашего первородного греха – отречения от Бога, чуждости Богу. И мы входим в область новой жизни. Мы делаемся теперь Христовыми. Мы на себе несём как бы чистоту, святость Христа, вместе с Его вечной жизнью, которая нам дана. Но, Боже мой, что это значит? Это значит, как апостол Павел нам говорит, что раньше, перед крещением, мы оскверняли только себя самих, а после крещения, когда мы оскверняем нашу плоть и нашу душу, мы оскверняем Самого Христа. Он очень трагически об этом говорит, когда он взывает к верующим: неужели мы возьмём члены тела Христова, т.е. наши члены – руки ноги, всё тело - и отдадим это всё в осквернение блуднице. И не обязательно в блудном грехе, а во всём том, что является блудом по отношению к Богу. Действием, чувствами, мыслями, желаниями, поступками, которые никак не совместимы с нашим единством со Христом. Вот в этом трагическое значение крещения, в этом предельное значение его. Мы делаемся телом Христовым, и всё то, что мы совершаем над своим телом, над своей душой, над своей жизнью, мы совершаем, как бы, как богоубийцы или как богоотрекающиеся уже вторично от Христа, после того, как мы стали едины с Ним. Это очень большая ответственность. 

Также давайте продолжим просмотр сохранившихся материалов об отце Александре Мене - выдающемся пастыре 20 века.

 Отец Владимир, священник Сретенской церкви в Новой Деревне:

Известно, что о. Александр его крестил Александра Галича, и у Галича есть песня про этот храм. «Когда я вернусь» - песня «про наш храм».

Александр Галич исполняет песню о храме.

Отец Александр Мень:

- Слова Христовы «Блаженны изгнанные правды ради» справедливо написаны на гробнице Александра Галича, на его могиле, и на могиле многих других людей, но здесь это особенно звучит.

Но я бы хотел подчеркнуть, что это – «блажен». Блаженство – это значит высшей степени счастье. На самом деле, полнота раскрытия человечеству своего «я». Его блаженство заключается совсем не в том, чтобы не иметь препятствий. А в том, чтобы  препятствия преодолевать, в том, чтобы быть победителем, несмотря на то, что вокруг бушуют чёрные бури. И быть изгнанным правды ради – это не несчастье, а величайшая честь.

Андрей Смирнов, режиссёр, актёр:

- Меня вызвали в детский сад, когда первой моей дочери было три года. Тётя-воспитательница им рассказывала, что вот какой хороший Ленин, и поэтому вы всем должны быть обязаны, благодарны – Ленину. Вот то, что солнышко светит, речка течёт, деревья зелёные, вообще, тем, что вас любят – это всё Ленин.  На что трёхлетняя Гунька сказала: «Не правда, это всё создал Бог». Воцарилась тишина, тётя-воспитатель спросила: «Какой дурак тебе это сказал?», на что Гунька ответила: «Не дурак, а мой папа, он умнее вас». Меня, естественно, тут же вызвали, а у меня ещё вид был такой, который действовал, конечно, на воспитателей и других идеологических работников… У меня были патлы до плеч, борода, рваные джинсы, ну, такой «хипарь». Значит, пришёл я к этой тётеньке – директрисе детского сада. Она говорит: «Что Вы себе позволяете, что Вы ребёнку жизнь портите, начиняете какими-то бреднями голову!» А я был, к сожалению, не выдержанным, раздражительным, я начал орать. Я заорал, что я режиссер фильма «Белорусский вокзал», я профессиональный идеологический работник, я лучше Вас знаю, как воспитывать моих детей, а Вы не суйтесь! Ваше дело следить, чтобы дети… В общем, какие-то грубые слова ей наговорил. Она встала, открыла дверь в коридор и сказала: «Да я Вас понимаю, но зачем ребёнку жизнь портить? После этого я обратился к отцу Александру. Что делать? Ведь всё вокруг, на каждом шагу - двойная жизнь, т.е. приучать детей ко лжи с первого шага. И он меня поразил, у него лицо стало жёстким в этот момент, он сказал: «Зачем приучать ко лжи? Болтать не надо».

Павел Мень, президент Фонда имени протоиерея Александра Меня:

- Он говорил, что  мы счастливые люди, что пришли вот в это время, потому что вот то-то, то-то, то-то. Он всегда видел положительное в том, что он живёт в этой стране, что он живёт в это время. И всегда находил что-то положительное в том, что ему дано в этот момент. Для него было самое важное, как человек выражает себя в творчестве. Не даром в творчестве - он всё время говорит о творчестве. Что мы призваны сотворчествовать с Богом в Его деле среди людей. 

Ну и заключительная, богословская часть нашей телепрограммы.

Богомыслие и богословие – это основы духовной жизни каждого человека. Человек не сможет правильно выстроить свою жизнь, не задаваясь вопросами – а как Бог ко мне относится, что Он думает о том, чем я занимаюсь в жизни? В конце концов, Бог – Он Кто? Что Он хочет от меня, что, наоборот, для Него противно? А это как раз вопросы богословия.

Само слово «богословие» большинство людей как-то настораживает. Дескать, богословие – это сугубо внутрицерковное понятие. Какая-то наука для особо посвященных. Будущие священнослужители в семинариях, в академиях изучают богословские дисциплины – вот пусть и изучают – им положено. А мы люди простые, проблемы у нас житейские – к нам каким боком это относится?

Относится. Потому, что любой серьезный вопрос жизни, он не решаем без учета таких факторов, как предназначение человека, его душа, смысл. Без всего этого невозможно корректно выстроить иерархию ценностей.  

А между тем, в наше время даже в церковной ограде в значительной мере утрачен интерес к богословию. А в нашей стране, по разным причинам, это дошло до последнего предела. Множество людей, принимающих святое Крещение, даже не знают, что такое Символ веры. А священнослужители есть, которые ни разу в жизни не прочитали от начала до конца Библию. Исторически это, конечно, понять можно.

Вообще, на сегодняшний день люди – причем, по всему миру – одинаково дезориентированы, одинаково плохо понимают, в чем «сермяжная правда». Ну вот что-то словно закрылось, казалось бы, насовсем. Достаточно посмотреть, как организована материальная жизнь. Не сказать, что плохо. Местами даже очень целесообразно. Но вот куда все движется, и что является краеугольным камнем? Приоритетными являются жутко банальные вещи: «надо быть богатым и здоровым». И ВСЕ. И вот все время надо стараться делать именно это. И какое тогда, к шуту, богословие? То есть, последние остатки устремленности куда-то, хотя бы за какие-то эмпирические рамки, вымываются из сознания. В этом смысле наш век удивительно равнодушен – и к философствованию, которое в каком-то смысле всегда является базой для богословия, и, тем более, к богомыслию какому-то.

Тем острее для нас сейчас стоит эта проблема. Все мы с Вами плоть от плоти этого времени. У нас в клеточках шевелится то же самое, мы тоже в этом всем росли, мы пережили все то, чего хочется нашим современникам, эти желания и у нас копошатся внутри. И они почти столь же нарочиты, как у всех людей мира сего. Все мы люди мира сего. Просто кому-то больше повезло.

Так вот, богословствование позволяет человеку хотя бы главное держать в фокусе. И усилия богословия все-таки в этом смысле даром не проходят. Люди научаются и начинают лучше друг друга слышать, лучше друг друга видеть, что тоже еще важно. Я имею в виду не просто банальное вежливое поведение, когда дают другому высказаться, а умение слышать другого в чем-то еще более глубоком. Слышать и видеть того человека, который обычно от нас скрывается. А, значит, в каком-то смысле - слышать и видеть Бога и Божие действие, которое в каждом из нас совершается неодинаково. Все это очень важно.

Так что, строго говоря, этот духовный рост, который позволяет человеку раскрепощаться от пут мира сего – он напрямую, а особенно в наше время, в весьма серьезной степени связан с богословской зрелостью.

К тому же в наше время мир не поверит и серьезно не увлечется каким-нибудь даже самым дерзновенным действием. Миру нужны доказательства, убедительность, рассуждения и прочее. Все мы с вами такие. Нам надо много чего наговорить, прежде, чем нас «прошибет». И это, в каком-то смысле, тоже свидетельство, если не зрелости, то исторической взрослости человечества. Все-таки прожитые годы, несмотря на справедливость известного тезиса о том, что «история никогда и никого ничему не научила», - все эти прожитые годы и века все-таки как-то отложились в опыте человечества, особенно европейского, и это никак не обойдешь.

Так что мы с вами, общаясь в телеэфире и затрагивая вопросы веры, богословские вопросы, не просто отдаем дань чему-то такому, что традиционно считается важным. Это важно по существу жизни. Важен навык думать о своей душе, о ценностях вечных, о Боге. Именно навык – без него ничего само собою не получается. Это как обыкновение посещать храм в воскресные дни. Если нет такого правила, просто так заставить себя придти на богослужение - на грани невозможного. Ну, разве что, проходя мимо, иногда зайти в храм перекреститься и свечку поставить. А так, чтобы целенаправленно побывать на богослужении и сознательно в нем участвовать – это на грани непосильного. Поэтому выработать этот самый навык размышлять о Боге, о людях и о себе – это наша с Вами задача, ради которой и выходит наша с Вами христианская телепрограмма. И, Бог даст, мы еще с Вами о многом размыслим. А на сегодня все. Я с Вами прощаюсь и желаю всего доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана