Херсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенскомсоборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослуженияиз Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

529 13.03.2009

Есть ли воля Божия в том, что сегодня происходит в нашей стране, в нашем обществе, когда мы задыхаемся от лжи, нищаем от грабительства властьпридержащих? Если Бог Благой и желает всем добра, значит все происходит вопреки Его Воле. А если, как говорится в Библии, и волосок с головы каждого из нас без воли Божией не падает, то что ж это за Бог такой? И зачем тогда прилагать какие-то усилия для устроения своей жизни? Не лучше ли опустить руки и просто положиться на Бога, плывя по течению. Причем, такой вот уход от проблем достаточно характерен для славянского менталитета.

Подобные вопросы очень часто звучат в адрес Церкви и, надо сказать, что давать вразумительные ответы здесь непросто. Попросим Владыку Кирилла Гундяева что-то сказать по этому поводу.

Кирилл Гундяев:

До конца мы не поймём, как сочетается Божье всемогущество, Божья воля, Божий промысел о мире и человеке с человеческой свободой. Но совершенно очевидно, что каким-то образом сочетается, и вот приблизиться к пониманию этой тайны мы можем, в первую очередь, опираясь на Слово Божье, на то, что Сам Бог сказал о Себе и о Своём отношении к людям, а также - опираясь на традицию Церкви. Ну, в первую очередь, что совершенно очевидно? То, о чём вы говорите, вот это желание, стремление плыть по течению, не прилагать усилий для устроения своей жизни. Вряд ли эти качества проистекают от религиозного мировоззрения, скорей всего - от лени. А лень является одним из весьма распространённых пороков в нашем народе. Нередко она ещё сочетается с мечтательностью. Мы очень любим мечтать, мы создаём фантастические картины жизни, отождествляем себя с этой мечтой, а вот сил на реализацию прилагать не желаем. Ну, всё это хорошо известно из нашей русской классической литературы. Наши писатели говорили об этом нашем национальном пороке. И, конечно, черта эта не имеет никакого оправдания в вере нашей, потому что Господь, сотворив мир, призвал человека трудиться, усовершенствуя творение. Бог вручил человеку райский сад, который тот должен был возделывать. Заповедь о труде как непременном условии человеческого бытия, дана Богом. А потому всякая ссылка на волю Божью, Божий промысел для оправдания безделья является ошибочной и даже греховной. Ну а теперь о том, что действительно требует серьёзного осмысления. Бог Всемогущий, сотворив человека, пребывающий вне времени и пространства, знает всё, а потому можно сказать, что в Его деснице, в Его руках судьба человеческая и судьба всего творения. Можно сказать так ещё и потому, что Бог в силе остановить человеческую жизнь, как Он в силе и остановить человеческую историю. Всемогущество Божье является реальностью. И, конечно, с этой реальностью таинственным образом сочетается наша человеческая деятельность и наша свобода. Я сказал, что до конца мы никогда не поймём, как это сочетается. Весь мир поддерживается силой Божественной энергии, силой Божественной благодати. Если бы Бог не давал космосу и всему миру Свою энергию, мира бы не существовало. Мы питаемся тоже Божественной энергией, но у Божественной энергии, у Божественной благодати есть препятствие непреодолимое, потому что так восхотел Бог. Этим непреодолимым препятствием является наша свобода, когда она реализуется ко злу. Человеческую свободу даже Бог не преодолевает. Почему? Он, конечно, может преодолеть любой человеческий выбор. Но Бог принимает человеческую свободу, потому что Сам свободен. И свою Божественную свободу Он отобразил в свободе человека, и человеческий выбор признаётся Богом. И если мы совершаем грех и зло, злоупотребляя нашей свободой, то тем самым возводим препятствие, непреодолимое препятствие для действия Божественной благодати. «Бог дождит, - как говорит Слово Божье, - на праведных и на неправедных», потому как, действительно, дождь изливается на всех людей, и подобно тому, как солнечные лучи касаются каждого человека. Но мы же умеем скрываться от солнечных лучей, мы же умеем скрываться от падающего на нас дождя, вот так и человек умеет скрываться от действия этого Божественного энергетического потока, поставляя преграду, некий непроходимый экран. Грех есть непреодолимая преграда для действия Божественной благодати. А вот что получается, когда мы выходим из этого благодатного потока? Замечательные слова находим в Священном Писании: «Воля Божья благая и совершенная». Благая, то есть «направленная к добру», и совершенная, потому что действия этой воли, реализация этой воли, в том числе, приводит и к совершенству. И если человек постоянно открыт к действию Божественной благодати, если он не закрывает себя злом, то он увлекается этим потоком Божественной силы и энергии, он делает свои дела, он справляется со своими профессиональными обязанностями, он возделывает сад, он не отказывается от этого. Но силой Божественного благодатного потока он устремляется к совершенству, к полноте жизни, к Царствию Божьему. А что происходит, когда мы выставляем эту преграду? Мы отказываемся от этой Божественной энергии, мы нарушаем волю Божью. И если мы делаем это сознательно и свободно, если мы в этом не раскаиваемся, то что происходит? Бог отступается от нас, Он перестает входить в нашу жизнь, поток Божественной энергии нас обтекает и не затрагивает. Мы сами со своей свободой, подобно листу осеннему, оторванному от дерева. Нас подхватывают разные потоки, увлечения, мода, стереотипы, советы, рекомендации, наше какое-то собственное разумение. И подобно этому оторванному от дерева листу мы летим, нам кажется, что мы свободны. Это не свобода, это хаос. И никогда в результате этой свободы не будет полноты жизни, будет некая иллюзия жизни, иллюзия счастья и иллюзия свободы.

 

По обыкновению, давайте послушаем с Вами несколько слов блаженной памяти митрополита Антония Блума.

Антоний Блум:

- Когда Адам увидел перед собой Еву, он воскликнул: «Это плоть от плоти моей! Это кость от костей моих!» И тут все переводы невозможны, потому что они ничего не говорят, но еврейский текст говорит «я» - это [иш], а «эта» - [иша], в переводе надо было бы сказать «он» и «она», мужское и женское, или сказать по иному: «Это я, это ты», «Это я, поставленный перед собой». Когда Адам увидел Еву, он на неё посмотрел, и он мог сказать: «Теперь я себя вижу, но, Боже, я не подозревал в себе такой красоты, такого величия! Это моя дивность, которую я вижу перед собой». И Ева также воспринимала Адама. И так вся тварь под руководством человека должна узнать Христа и вырасти в неизвестную нам полноту, о которой говорит апостол Павел, что придёт время, когда Бог будет всем и во всём, когда мы познаем Его так, как мы Им познаны, когда вся тварь соединится с Творцом силой действия Святого Духа и приобщением через человечество Христа к творческому и спасающему Слову Божьему. И человек поставлен быть вождём всей твари. В англ. переводе, в нем. переводе, в рус. переводе говорится о том, что человек послан для того, чтобы властвовать, управлять, править. Да, это правда, после падения, но изначально человек был призван самому вырасти в полную меру святости и единства с Богом, и ввести всю тварь в это единство. Падение этому положило конец. Человек потерял свой путь, и он уже не может вести тварь к полноте. Но Сын Божий стал Сыном Человеческим. И Он изначально трудится над тем, чтобы то, что стало невозможным для человека, рано или поздно вновь стало возможным, и чтоб в нём вся тварь нашла себе вождя - не властелина, а того, кто знает путь, не властелина, а того, который уже является полнотой бытия. Как это дивно! И поэтому нам надо помнить, что изначально человек был призван принадлежать всей твари, всей своей тварности, и Богу - тем, что в него Господь вдохнул Себя Самого, соединить небо и землю, всю тварь с Творцом.

 

Очередную инсценированную логию Иисуса Христа в изложении евангелиста Иоанна давайте с Вами послушаем. 

Фрагмент Евангелия от Иоанна (3..)

  

Православный миссионер отец Виктор Веряскин рассуждает о духовном преображении личности христианина.

Виктор Веряскин:

- Эйнштейн однажды заметил, что если бы его собирались убить, и у него оставался бы лишь один час, чтобы придумать план спасения, он посвятил бы первые 55 минут правильной постановки вопроса, а чтобы отыскать на этот вопрос ответ, - сказал Эйнштейн, - мне хватило бы оставшихся 5 минут. Очень важный вопрос, оказывается, уметь сформулировать проблему, уметь поставить вопрос. И когда тебе ясно, что ты хочешь, и к чему ты стремишься, и что тебе надо, тогда, оказывается, ответ легко найдётся. Почему правильно в песне и поют: «Ты скажи, чё те надо, я те дам, чё ты хош». Скажи прямо, оказывается, сам себе, Богу и уму своему, чётко поставь вопрос, чётко сформулируй проблему, и тогда скорее и эффективней получишь ответ. Очень интересный вопрос с Леонардо да Винчи. Он в своём дневнике написал: «Нужно тренировать свои способности и таланты, прежде всего мышление». И он говорит, это не трудно. Что делать нужно? Нужно просто останавливаться время от времени на пути своего следования и смотреть на потёки на стенах, на угли и огни в печке, на облака или на грязь, или на лужи, и там вы сможете найти совершенно потрясающие идеи и образы. Это научно называется интенция, направленность нашего сознания. Надо учиться его направлять, фокусировать, концентрировать, внимать всему вокруг, быть наблюдательным. На западе это называется «медитация», в православной аскетике - «созерцание», правильно организованное.

 

И последняя - богословская часть нашей телепрограммы.

Продолжая наши с Вами рассуждения о Блаженном Августине - основоположнике Западного богословия - надо сказать, что в какой-то момент он слишком проникся на тот момент еще весьма новомодным учением под названием неоплатонизм. Как Вы хорошо знаете, плох был тот богослов, который в свое время, после Оригена, не переболел бы неоплатонизмом. Вообще, таких поискать! Вот Арий, наверное, не переболел неоплатонизмом, по каковому поводу сонм последующих историков Церкви и догматического богословия пеняли на то, что арианство – это чистой воды реанимированный аристотелизм, да еще и углубленный. И потому этот недоучка Арий и сорвался в известную ересь. А если бы он был добрым и порядочным неоплатоником, как все честные православные, то всё было бы замечательно. То есть он бы не думал, что всякое бытие есть оформленное и индивидуализированное бытие, и вот эти глупости, связанные с деструкцией доникейской Троицы, его бы миновали.

Дело в том, что неоплатонизм исповедует бытие как благо. А изменчивость и разрушение благом не является. Отсюда знаменитый тезис Плотина: что небытие есть зло. А что есть истинное бытие? Истинное бытие – это как раз бытие чистой идеи. Которая содержит в себе весь потенциал изменений, но сама не изменяется в принципе. Она неизменна, она неподвижна, она сохраняет свою массу покоя, и поэтому, она, собственно, и есть истинное бытие. Плотин из этого развивал известную мистику «восшествия к Единому», которой, как мы с Вами помним, не было у Платона.

Так вот, если это эмпирическое бытие изменчиво, то давайте перенесем этот тезис на положение человека, отпавшего от Бога. Человек оказался в плену у этой вечно изменчивой стихии. И сама воля человека в значительной степени разрушительна. Потому что эта воля принципиально оторвана от мира идеальных образцов. На что эта воля может быть направлена, спрашивается, если она Бога не знает?

Скорее всего, именно здесь исток вот этих августиновых категоричностей. Ну, Вы помните, мы неоднократно с Вами подчеркивали, что Августин считал, что сам человек в деле своего спасения не участвует. Спасти человека может только Бог. Потому что, если воля падшего человека на этот идеальный мир направлена быть не может, а идеальный мир – это то, что от Бога, и то, что созерцает Бога, и то, что находится на попечении Божием, - получается, человек, отпавший от этого попечения, лишен всего этого Божественного мира.

А как сделать так, чтобы человек вернулся к Богу? Августин считает, что только Господь может человека Своей – и вот тут-то появляется знаменитое августиново слово - Своей неодолимой силой развернуть человека к Себе. А как иначе? Если вопрос стоит ребром, ничего другого предложить невозможно. Технология спасения – это дело Божье. Неодолимая сила – это равно более позднему термину в Западной Церкви - «непреодолимая Благодать». Причем, Благодать – это то, что не пощупаешь, не помнешь и так далее. Августин считает, что человек разворачивается лицом к Богу только за счет этого неодолимого действия Божественной Благодати.

А все эти восточные ухищрения, связанные с тем, как воля человеческая встречается с волей Господней, и как они дружатся, как возникает этот странный синергетический симбиоз, этого ничего в августинизме, конечно, мы не найдем. Во многом, за счет того, что Августин ставит вопросы слишком категорично. И ищет решения слишком однозначного. И во вполне однозначном контексте, который, к слову говоря, не является изначально совершенно христианским! Потому что христианство намного шире и вовсе не приговорено Господом соответствовать всем доктринальным особенностям неоплатонизма.

Ну, вот на этом давайте с Вами остановимся на сегодня и, если даст Бог, продолжим наши размышления в следующий четверг. Всего доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана