Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

15 04.10.2007

 Добрый вечер, дорогие телезрители. Есть книги разные старинные в дорогих окладах из золота и драгоценных камней. Есть, простые на вид, но редчайшие и гораздо ценнее первых. Есть классика, которая не стареет и которой мы многим обязаны. Есть современное издание супер популярных произведений, которые сейчас нас волнуют, а может, будут интересны и завтра. Но послезавтрашний день, будет принадлежать Библии так же как позавчера. Потому что, меняются условия жизни, цивилизация дарит нам комфорт и новые возможности, но люди любят и страдают, ненавидят и радуются сегодня, так же как и тысячи лет назад. Сегодняшний человек хочет быть счастлив не больше, чем гражданин древнего Вавилона. И трагедия человечества сегодня такова, как и на заре человеческого существования. Богоотступничество, игнорирование тех нравственных законов, которые лежат в основе мироздания. Нарушение, которых подвергает человека в бездну скорбей и страданий. Как мы уже подчёркивали с вами, Богу не безразличны наши проблемы, и Он пытается нас вытащить из болота греха, и Он пытается воспитать человека в доброте и правдивости. И для этого как мы говорили с вами, Он избирает особый способ, который в Библии называется «Заветом». На нашем современном языке слово «завет», означает не что-либо иное, как именно договор. Чем хорош договор? Это отношение к свободе, это не вынужденная вещь, человек может вступить в договор, а может, и нет. Но никто не принуждает. Бог не действует насильственным образом, Он действует в соответствии с интересами человека. Т.о. это замечательный способ, который, используя, Бог может достичь цели, не насилуя человека. Все взаимоотношения Бога с человеком описанные в Библии осуществляются именно этим механизмом – заветами, договорами. В договоре, как мы подчёркивали с вами, всегда есть две стороны. Одна сторона предлагает нечто, другая сторона отвечает чем-то другим. И есть ещё третья вещь печать – знак того, что завет заключён. В каждом завете, который Бог будет заключать с человеком, будут эти три элемента – две стороны и знамени Завета знак. И вот Бог, заключает первый из этой цепочки договоров с Ноем. Читаем ещё раз девятую главу Бытия: « И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им – плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и обладайте ею. Да устрашаться, и затрепещут все твари и птицы небесные. Всё что движется на земле, все рыбы морские в ваши руки отданы они. Всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу, как зелень травную даю вам всё». А во второй главе человеку по замыслу давалась только зелень травная в пищу. Это не значит, что до сих пор люди ничего живого не ели. Ещё Авель принёс жертву от скотов. Ели без разрешения, так сказать. А здесь уже даётся это разрешение , но это не важно. Далее: « Поставляю завет с вами, что не будет истреблена всякая плоть водами Потопа. И не будет уже Потопа на опустошение земли. Естественно, что Бог обещает человеку то, в чём он заинтересован – выживание. Но что требуется от человека. «Только плоти с душою и кровью её не ешьте». А почему? Древним было запрещено употреблять в пищу кровь. МЫ говорили с вами в прошлый раз об одной важной вещи характерной для древнего человека. Мне не хватает храбрости, что я должен съесть? Сердце льва, мне не хватает скорости, что я должен съесть? Заднюю лапу зайца и т.д. Было представление о том, что качество необходимое человеку он получает с пищей. Но особое отношение древних, было к крови. На протяжении всей Библии, кровь и жизнь – синонимы. Мы говорили, откуда это берётся. Древний человек, получая рану или нанося рану животному, видел, как вытекает оттуда кровь. И вместе с кровью, жизнь становиться всё меньше и меньше. Это было очевидным, кровь – носитель жизни, значит, если мне нужна жизнь. Я её приобретаю с силами того, кого я ем. Итак, если я ем существа, которые здесь бегают с кровью, то я этим самым прибавляю себе жизни, получая её из природы. Тогда, тем самым, природа является источником моей жизни. Бог же говорит, - я возьму на себя заботу о твоём выживании, тогда откажись от того, что ты берёшь эту жизнь из природы. Да, тебе нужна белковая пища, пожалуйста, ешь, но не думай, что ты берешь жизнь из природы. Ты думаешь, кровь носитесь жизни? Вылей. Жизнь даю тебе – Я. Вот что говорит Бог. И Ной соглашается с этим, вступает с Богом в договор. И мы вами вместе с ним как его потомки, тоже в этот завет включены. И бог поставляет печать, знак заключённого Завета – радугу. Радуга, конечно, была и раньше. Бог не творит нечто новое, как и знаки последующих договоров тоже. Он берёт то, что уже существует и придаёт этому другой смысл. Радуга становится некоторого смысла. Мы в прошлую субботу подчёркивали с вами, что, не смотря на то, что все живущие либо вовсе не знаем, либо не задумываемся о каком-то там давнем Ноевом завете. Но результат его действия очевиден. Если исходить из животных инстинктов, почему бы нас курицу или зайца, например, не съесть живьём? Для здоровья это полезнее, и зов предков. Но есть некоторые вещи, которых мы как бы не осознаём, но это для нас противно. Конечно, в человечестве есть разные извращения, есть такие, что кровь пьют кружками, но я сейчас не об этом. А о том, что характерно для большинства людей. Вот так завет с огромным количеством поколений как бы входит в нашу плоть и кровь. Мы уже о нём не помним, не знаем, но он в нас действует. С другой стороны в нас действует ощущение, что есть некоторая высшая реальность, в руках которой, моя жизнь, что я сам не владелец своей жизнью, есть такое ощущение. Ощущение, что кто-то за всем этим следит. И наконец Бог говорит, - вот я поставлю радугу – напоминание завета. Приятно смотреть на радугу, хотя ничего там особенного, полоски цветные и всё. В мире полно красоты, а люди смотрят на неё и улыбаются. Не осознанно за этим стоит, - моя жизнь в Его руках. Человечество выживет, Бог взял на себя выживание человечества.
--------------------------
Итак, договор между Богом и человеком через Ноя – заключён. Казалось бы, всё хорошо, но нет, сразу после этого Библия рисует несколько картин, которые показывают, что на самом деле ничего не изменилось. Завет этот ещё только-только начинает действовать, человек, только начинает поворачиваться от своего падения, от своего ухода от Бога, ещё всё впереди. И одна из таких картин это сцена, в которой один из сыновей Ноя – Хам, являет своё хамство, открывает ногату отца своего, и рассказывает об этом братьям. Для нас не очень то понятно сейчас, что бы это всё значило. В Библии, правда, потом будет сказано, в Моесеевом законе, - запрещено открывать ногату отца своего и матери. Но пока это ещё не сказано, пока такого закона нет, вроде бы Хам ничего не нарушает. Но и без этого закона есть некоторые ощущения. Мы уже знаем, что нагота это символ беззащитности. И если человек открывает наготу другого человека, то этим он обнаруживает, что он бессилен, он беззащитный. Я стою одетый, а он раздетый. Он нечтожен, а я велик. Вот что получается. Сын заявляет, что он главнее, чем отец. Отец заключил договор, касающийся всех его потомков, всего его человечества. А ближайший же его потомок говорит, нет, я главнее, я сильнее своего отца, что он там делал, меня это не касается, я – главнее. Вот что здесь ужасно. На самом деле это и есть хамство. Хамство это когда я говорю, что я главный, а кто-то ничтожный. Когда я ставлю себя выше другого это и есть хамство. Чего-чего, а этого мы можем видеть вокруг себя много раз в день. И что страшней всего мы можем это увидеть в себе самих. И ещё одна картинка в одиннадцатой книге Бытия, рассказывается интересная история, о том, как люди, которых стало очень много, собрались в Вавилоне, и решили построить башню. Чтобы как там написано сделать себе имя, прежде, чем рассеемся по лицу земли. И не какую-нибудь башню, а башню до неба. Что это значит? Завет с Ноем говорит, что жизнь человеческая, берётся не из земли, не снизу. А она идёт от Бога, а Бог обитает на небесах. Бог на небе так – там источник жизни. И люди говорят, - построим башню, возьмём небо штурмом, опять таки для того, что бы наша жизнь была в наших руках. Если она на небесах мы там её и достанем. Мы сделаем себе имя. Имя в Библейском понимании – это сущность того, кто носит это имя, это не просто условное название, это суть, сущность. Если говорят, - мы сделаем себе имя, то это означает, будем сами владеть своим существованием. Вот точно тот же греховный порыв. Я – сам, я – главный. Я буду делать всё по-своему. Понятно, это духовный смысл того, что здесь написано. Но стоит ли здесь какое-то реальное событие? Похоже, что какое-то есть. МЫ знаем, что Вавилон, точнее междуречье, Вавилон возник в тех местах, гораздо позже, - это как бы колыбель цивилизации. Первая известная в истории империя человеческая, родилась там, в Междуречьи. А что такое империя? Империя – это когда, все люди собраны вместе, и насильственно удерживаются некой центральной силой, это и есть суть всякой империи – собрание людей по воле единой власти. Важно, что основано это сборище людей на насилии. Мы знаем, как это в истории всегда происходит. Это насилие, что бы удерживать людей, которых становиться всё больше и больше, и должно всё время расти. И давление внутри этого сообщества человеков, тоже растёт. И рано или поздно всё это взрывается. И взрыв этот, что-то вроде национального движения. Похоже, что как раз что-то вроде этого и произошло там на Междуречьи. В какой-то момент, люди, наевшись насилия досыта – взрываются. Взрываются так, что вся эта империя разлетается осколками. И именно это, по-видимому, и написано в этом мифе о Вавилонской башне.
-----------------------------
Разделение языков. Люди досели единые, собранные в одно – разделяются на разные народы. Языки и народы это по Библии одно и тоже. И эти народы перестают понимать друг друга. Эти народы сохраняют какое-то понимание внутри, но друг друга они не понимают. А не понимают, значит – враждуют. Значит, здесь описана первая катастрофа, из тех, которые мы знаем по истории очень и очень много. А при крахе последней империи мы все с вами присутствовали, и видим, что механизм взрыва точно такой же. И всё, что в этом мифе о Вавилонской башне, брать ли это со стороны духовной, как штурм небес. Или брать со стороны событийный, как распад первой империи. Во всех случаях это показывает, что грех в человеке продолжает действовать. Грех, который заставляет человечество, искать своего собственного существования, основанного естественным на насилии, а не на любви. Потому что все помышления человека – греховны. А это насилие и приводит к созданию империи, которая, затем – взрывается. Таким образом, этот миф говорит нам о том, что, во-первых, грех никуда не делся, он продолжается. И, во-вторых, ещё одну важную вещь. МЫ с вами как-то привыкли, безоговорочно считать, что слова народ, нация, понятия однозначно положительные, и этому есть серьёзные основания. Действительно, множественность народов – рождает разнообразие культур, красочность языков, неповторимость искусств, национального колорита. Некоторая замкнутость наций в самой себе, помогает сохранить её самобытность, сформировать уникальную индивидуальность, всё это хорошие вещи. Но если человек умудряется семейную жизнь превратить в ад, противостоянием друг к другу. Брат убивает брата, то с разделением человечества на народы, кровь полилась рекою. И не было не одного дня в истории мира, что бы здесь или там не было войны, где человек одной национальности убивает человека другой национальности. Обратите внимание, что об этом говорит Библия. Человечество разделяется на народы из-за греха. Богом за мысленно единое человечество, соединенного во единого Адама любовью, но грех приводит к разделению людей. Люди настолько сильно отталкиваются друг от друга, что не могут быть вместе, не понимают друг друга. И на этом отталкивание людей друг от друга, некоторая часть этих людей, связанная кровными узами, собираются поближе друг к другу и таким образом получаются народы. Не благодаря любви друг к другу, а благодаря отталкиванию от других. МЫ едины в народе, потому что мы не такие как другие. Механизм создания народа – отталкивание от других. Поэтому вот эту неоднозначность, рационалистичность и нужно всегда помнить, особенно в наши дни, когда вопрос этот зачастую становиться камнем преткновения для многих. Грузино-абхазская трагедия – это по сути дела это, просто, будничный день землян. Украина обрела самостоятельность – это большая победа. Но ошибкой будут любые крайности, от пренебрежительности и не принятия инородных культур, тогда национализм обретает нездоровый греховный характер, до полного безразличия к своему народу. Когда для человека такие слова, как своя родина, своя нация, свой народ, становиться пустым звуком. Отрабатывая правильное отношение к национальному вопросу, мы должны помнить, что патриотизм – это любовь к своей стране, а ни ненависть к другим. Я прощаюсь с вами до следующей субботы, всего вам доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана