На главную
Во имя Отца, и Сына, и Святого
Духа.
Вознесение на небо. На какое Небо Вознёсся
Иисус? В заоблачное пространство, в стратосферу? Или на Марс, а может в
соседнюю галактику? На Небо – это куда?
Конечно же речь идёт не о
пространственном перемещении Иисуса. Ни о каком полёте Христа в
межпланетном просторе среди отцов Церкви никогда речи не велось. Небо –
всегда было символом мира духовного, обозначением, если можно так
сказать, качественно высшего уровня бытия. Великий христианский
проповедник первого тысячелетия Иоанн
Златоуст, живший 16 веков тому назад, говоря о небе, о
небесном, восклицает: «Что мне до
неба, когда я сам становлюсь небом...».
Но если Вознесение Иисуса на, так
называемое Небо, это не пространственное перемещение, тогда что?
Изменение телесной природы Христа, новая ступень её одухотворения? Но,
как мы уже замечали в прошлый раз, Воскресшее Тело Иисуса и так уже
обладало свойствами, не поддающимися описаниям в рамках земных законов
природы, оно уже было не вполне материальным, если пользоваться
критериями нашей земной механики. Прохождение сквозь материальные
предметы, появление, словно ниоткуда, исчезновение-дематериализация
и прочее, говорит о том, что Тело Христа уже было, как бы нетелесным, простите за каламбур, неплотским. Его
организующей и связующей основой являлась шекина
– как бы сказать, «Нетварная Божественная
энергия», «Фаворский свет». Материя Тела Христова до последнего кварка
или нейтрино формировалась и переформировывалась под воздействием
духовной составляющей. Казалось всё – вот предел совершенства, предмет
наших чаяний, потому, что такими же телами будем
и мы все снабжены в конце времён.
Но что же тогда представляет собою событие названное
Вознесением Господним? Были разные по этому поводу догадки, в том числе и
еретические. Одно из ошибочных учений, осуждённых Церковью, гласило, что
Вознесение Иисуса на Небо – это окончательное развоплощение Христово. Ну, все мы прекрасно знаем,
как дважды два, что Иисус Христос Богочеловек – в нём осуществлено
соединение двух природ – Божеской и человеческой. Причём, парадоксальным,
антиномичным образом, человеческая природа не
была подавлена или поглощена Божеской природой, Иисус был подлинным,
настоящим человеком. И Божеская природа, соединённая с человечеством
Иисуса, так же не была ограничена рамками времени и пространства. Второе
лицо Святой Троицы Бог Сын, воплотившийся во Христе ни на мгновение не
переставал Быть Богом со всеми присущими
Божеству предикатами – вездесущием, вечностью, всемогуществом и прочими свойтвами.
Так вот было мнение, что Вознесение – это разъединение
освобождение Божеской природы Бога Сына от соединённости
с человечеством Христа, развоплощение.
Ни в коем случае. Церковь учит нас, что – наоборот,
человеческая природа Христа была вознесена ещё на более высокий Божеский
уровень. Такой вот образ Библейский употребляется – Вознёсшийся
Богочеловек Христос «воссел
одесную Бога Отца». Понятно, что это символ – никакого трона Всевышнему не требуется и невозможно оказаться справа Бога или слева, вверху или
внизу – Он везде. Сидение одесную Бога по сути
означает равенство Богу, или, во всяком случае, высокую степень близость
в плане достоинства. Христос воссел одесную Отца.
Но что сие значит? Для Божеской составляющей – ничего нового
– Бог Сын, как был Единосущным и равным Богу Отцу, так им и остался. Он
как нисшел на землю, так и восшёл
- так же образно говорим – поскольку Бог, вездесущ – это понятно. А что
удивительно и совершенно непостижимо – это то, что вознесена была человеческая природа на уровень Божества.
Понять это нам, осознать – не дано. И вправду, как такое возможно, чтобы
человеческое тело, пусть даже Христово - Тело воскресшее –
одухотворённое, «ошекиненное», так сказать,
могло быть вознесено на уровень Божества. Ведь, само человечество Христа
обретает Божеские свойства – в частности, вездесущие.
До вознесения, Христос мог по-разному удивлять своих
учеников – появиться, вдруг, исчезнуть, показаться, в виде незнакомца. Но
Иисус не мог, скажем, находиться одновременно в разных местах - по своей
человеческой природе. А вот, по Вознесении это
уже не проблема, Он заверяет своих учеников, а в их лице и всех нас, что
будет с нами во все дни до скончания времён. Вместе со всеми нами Он
будет не только как Бог, но и как человек, с каждым из нас одновременно,
где бы мы ни находились – т.е., Тело Христа уже обрело Божеские свойства.
Даже если все семь миллиардов людей одномоментно
обратятся к Иисусу, Христос откликнется на воззвание каждого, причем, не
только, как Бог, но и как человек.
Как это оказалось возможным, и что надо было сделать с
человеческой плотью, чтобы она обрела подобные свойства – нам, людям даже
вообразить невозможно – это смелее и выше любой фантастики, граничащей с
безумием.
Ученикам Христовым, которые оказались свидетелями этого
таинственного события, было чему радоваться – и тому, что, как мы уже
отметили, Христос по Вознесении Своём не оставил
землю, не удалился от нас, а,
наоборот, оказался максимально близко к абсолютно любому из нас - и в
отдельности, и ко всем нам вместе взятым. Ну, а во-вторых, событие
Вознесения Господня имеет непосредственное отношение и к нам с Вами – это
тот великий и завершающий шаг по неизведанному пути, который у Иисуса уже
позади, но нам он ещё предстоит. Не всем, конечно. По учению святых отцов
древности, вознесения будут удостоены только праведники – люди, избравшие
путь к Богу, стремящиеся к близости с Творцом, жаждущие обожения. И если, так
называемое воскресение, произойдёт с каждым – и праведным и грешным, то
вознесение – это удел лишь праведников – людей, которые, при земной жизни
научились любить Бога, сумели привязаться к Господу всей душою, всем
сердцем и всем помышлением своим.
Нотка, конечно, грустная – каждый из
нас, глядя на свою жизнь, наверное, вздохнёт – мол, какое, там вознесение
меня может ожидать – дай Бог в аду не оказаться.
Это действительно так, но ещё не вечер. Ночь ещё не
наступила – времени маленько ещё есть. Не
упустим свой шанс. Аминь.
На главную
|