На главную
Говоря языком мирским, сегодня годовщина смерти Девы Марии – Матери Господа нашего Иисуса
Христа. Если представить себе лицо неверующего человека, который
вспоминает о смерти близкого человека или выдающейся личности, то, как
правило, улыбка покидает его облик и выражение лица становится серьезным,
может быть печальным. А, мы с Вами – чада Церкви, именуем нынешний день
праздником – большим двунадесятым праздником.
Что означает сие? Разве мы с Вами не ценим, не дорожим
жизнью? Разве не сетуем о том, что близкий нам человек мог пожить еще,
хотя бы несколько лет. Да и сам факт смерти навевает скорее мысли
грустные.
Между прочим, до сих пор есть языческие культуры, где люди
воспитаны воспринимать смерть со смехом и радостью. В частности я видел
документальный фильм негритянских похорон. Зрелище впечатляющее.
Покойника провожают вприпрыжку, пританцовывая и с веселой музыкой. Очень
веселой. Философия этой негритянской радости в общем простая. Отмучился
человек. Страдания закончились.
Подобная философия наблюдается и в буддизме и в индуизме.
Основной постулат буддизма, какой? Жизнь – это высшее зло. Почему?
Потому, что – отвечает буддист - в ней гораздо больше горьких моментов,
страданий, чем приятного. Какова цель и смысл
религиозной практики буддизма? - Смерть. Не простая, конечно смерть.
Смерть - абсолютная и вечная. Полное растворение в океане Божества.
Буддисты, конечно, не настолько наивны, как неверующие самоубийцы. Петлю
на шею – и все закончилось. Ничего подобного. Жизнь самоубийцы отнюдь не
оканчивается, она только начинается. Просто происходит выкидыш,
преждевременные, грубые противоестественные, роды, а точнее аборт, но с
той лишь разницей, что расчлененный плод с оторванными и искалеченными
членами продолжает жить в духовных сферах страшным уродцем. Буддисты эти
вещи хорошо понимают. Они – люди духовно грамотные. Поэтому идут
достаточно рациональным путем. Они учат, что невозможно расправиться с
жизнью до тех пор, пока душа человека не освободится от желания жить. Каким образом этого
можно достичь. Аскезой. И здесь, надо сказать, восток имеет громаднейший
аскетический опыт. Буддийское, индуистское монашество – йога – явление
впечатляющее. Полное освобождение от желания
жить. Это достигается колоссальными духовными усилиями в борьбе со
страстями. Как раз этот участок аскезы – борьба со страстями очень похож
на опыт христианских аскетов и поэтому у рядового обывателя возникает
искушение сделать наивный вывод, что – смотри – а разницы то ведь нет
никакой между христианским монашеством и йогой. Разница есть колоссальная
даже в технологиях духовных упражнений, но, в первую очередь – это
противоположность целей. Диаметральная противоположность. Смерть – жизнь.
Для буддиста – высшая цель – это вечная и абсолютная смерть. Для
христианина – это вечная абсолютная жизнь. Христианский подвижник если и
борется со страстями, то не для того, чтобы угасить свою жизнь, а для
того, чтобы обрести свободу от любых форм зависимости, быть полным хозяином
своего тела и души. Безусловно, в приемах
аскетических есть параллели между христианской и буддийской
практикой. Но есть и разительная разница. Не помню точно - о каком
христианском святом идет речь – давно читал, описывается случай, как один
монах в храме уставился на прелестную даму и не сводил с нее глаз. После
богослужения игумен и братья укоряли его, что он грубо нарушил монашеский
этикет и принцип бегства от искушений. На все эти упреки будущий святой
ответил, что считает невозможным закрывать свои глаза на такую красоту,
на столь выдающееся произведение Небесного Творца.
А вот другой пример, уже из практики буддийской святости. Увидев молодую женщину, отшельник стал
представлять ее старухой беззубой, сгорбленной. А потом рисовать ее
покойницей. Далее полусгнившим трупом с обнаженными костями и т.д. Это,
между прочим, приводится в качестве добродетели. Для буддиста такие
картинки – это нормально, в то время как в христианстве вы ничего
подобного нигде не найдете.
Для христианина – жизнь – это высшее благо, это самый ценный
дар Божий. И успение Божией Матери, которое мы
ныне с Вами празднуем – это не конец жизни, а начало. Это рождение в
жизнь вечную.
Успение. Слово очень хорошее. В нем звучат и такие слова как
успех и спелость. Мария больше чем состоялась в своей жизни. Поэтому Она
была успешной. И, наконец, она поспела для рождения в вечность. Она была
готовой к этому рождению.
Есть
смерть, а есть успение. Смерть – это выкидыш, аборт. Многие люди
совершенно неподготовлены к жизни по ту сторону. Они не сформировали душу
свою в утробе своего тела. И поэтому их ждет то, что жизнью по большому
счету не назовешь. А есть успение. Это, когда плод созрел здоровым, сильным, прекрасным, жизнеспособным и мы
рождаем этот плод – нашу душу в мир иной, в мир немеркнущего, лучезарного
света, как это некогда случилось с пречистой, преблагословенной
славной Владычицей нашей Богородицей. Аминь.
На главную
|