Проповедь прот. Иоанна Замараева
в День Сретения Господня
2017 г

 

На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сретение Господне. Именины нашего храма.

Говорят, стены слышат, видят, чувствуют. Конечно, не в прямом смысле, но в этом что-то есть. Начали строить наш храм примерно в году 1884-м. По камешкам, по  досточке собирали, по последней копеечке жертвовали. А люди жили здесь простые, в основном, бедные. Дом под камышом – это было роскошью. Большинство, в землянках обитали. О том, что такое водопровод, знали только понаслышке. Большинство жителей этого района зарабатывали себе на хлеб сушкой сухарей для нужд армии. Отсюда и название – сухарное.

Развлекались уличными боями. Мужское население сухарного встречались с представителями сильного пола забалки и дрались стенка на стенку. Балка – как раз и была, как правило, линией фронта.

Насколько это хороший способ провести досуг, вопрос спорный. Однако, по всей видимости, был в этом положительный момент. Воспитывалось мужество, которое позже придется очень кстати.

Когда первый раз закрыли наш храм в 1930 году, так сказать, по просьбе трудящихся, то было два варианта развития событий. Обычно, как поступала советская власть с храмами. Либо молитвенное здание превращалось в складское помещение, либо разрушалось. И вот для Сретенского храма был намечен второй вариант. В 1938 году приступили к его разрушению. Но, интересный момент. Разобрана была только верхняя часть здания. Что-то остановило тогда бравых коммунистов. К сожалению, никаких сведений разъясняющих сие обстоятельство, не сохранилось. Вероятно возмущение жителей сухарки имело место. Как засвидетельствует дальнейшая история, это предположение небезосновательно. Почувствовав народное недовольство сухарненских драчунов, к соседней забалковской церкви власти даже не прикоснулись. Там даже колокольня сохранилась нетронутой – а такое было весьма редко. Если уж оставляли храм, то колокольню, как правило, взрывали. Свято-Духовский собор, например, оставили, а колокольню разрушили. Так же Екатерининский храм или Рождество-Богородичная церковь в Киндийке.

Самая первая возможность возобновить Богослужения в нашем храме появилась только в 1941 году при немецкой оккупации. И сразу же эта возможность была использована. Храм не стали восстанавливать в первозданном виде, а просто вынесли мусор и начали совершать общие молитвы. Когда возвратилась советская власть, то храм закрывать не стали. Вообще тогда к Церкви отношение сильно изменилось. Слишком много было сделано Церковью для победы Советских войск над Германией и в моральном плане и в материальном. Священники сами шли на фронт, благословляли солдат перед сражениями. Верующие собирали деньги и ценности для производства танков и боевых самолетов. Не учитывать этого было невозможным. Поэтому, в послевоенное время, пока жив был отец народов Иосиф Виссарионович, церкви уже не трогали.

А вот когда преставился и на его место восшел приснопамятный Никита Сергеевич, для всей Церкви наступили вновь черные дни. Хрущев торжественно пообещал показать по телевидению последнего священника. И вновь началась безбожная вакханалия. Храмы закрывали один за другим. Решили закрыть и наш Свято-Сретенский храм.

Я думаю, что молодым людям сегодня уже никак не объяснить, что означало в те годы советской власти сказать «нет». При Хрущеве уже почти не расстреливали и сажали меньше «ни за что». Но организовать круглосуточные дежурства народа вокруг храма – это в те времена вполне можно было расценить, как контрреволюционное восстание. По идее за такую наглость вся сухарка должна была бы в лучшем случае уехать в Сибирь. Почему этого переселения не произошло, совершенно непонятно.

Одно ясно, выйти защищать храм в то страшное время, могли только сухарнинские драчуны по духу. По большому счету – это было полным безумием.

Но безумству храбрых поем мы песни. Каким то чудом никого тогда не арестовали, а храм Сретения Господня – наш с Вами храм остался открытым. Огромная заслуга в этом еще приснопамятного отца Алексея Алексеенко и Алексея Филипповича Замараева, которые похоронены здесь же в церковной ограде.

Борцовский дух нашей церковной общины помогал нам и в дальнейшем. Когда мы встали на защиту отца Михаила Пшеничного от произвола уже церковной иерархии. Когда мы отстаивали современный язык в наших Богослужениях, нашу детскую литургию, орган и прочее. Нас шельмовали и проклинали. Во всех храмах области постоянно твердили, что мы вероотступники.

Но проходит время и в других храмах постепенно вводятся те же изменения, которые были проведены у нас, только раньше. Один из наших гонителей архиепископ Ионафан всерьез увлекся переводами Богослужений и собственнолично перевел литургию Иоанна Златоуста на современный русский и украинский. В Свято-Духовском соборе уже установлено звукоусиление и воспроизводятся церковные песнопения в звукозаписи – сам слышал. Это теперь так, а раньше нужно все это было выдерживать. И спасибо всей нашей общине, всем прихожанам храма сего за мужество и стойкость.

Много нас или мало? Если оглянуться и сосчитаться на воскресном Богослужении, то вроде и немного. Но не надо забывать, что с 97-го года, наш храм получил статус кафедрального собора. Здесь рукополагаются священники и отправляются на служение в другие приходы. Только по Херсону наш Владыка открыл 2 десятка приходов. И почти на каждом приходе бывшие прихожане нашего храма составляют костяк, актив общины. Поэтому, если сегодня собраться всем нам вместе, то храм бы всех нас не вместил бы.

Очень много людей начинали духовную жизнь именно в нашем храме. В нашем храме впервые встретились с Богом. Поэтому не зря наш храм именуется Сретенским – храм встречи. Встречи друг с другом и встречи с Богом.

Пусть не будет больше октябрьских революций. Пусть не будет больше Лениных, Сталиных, Хрущевых и подобной братии, а храм наш стоял тысячу лет – до самого второго Пришествия Спасителя. Аминь.

На главную

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана