На главную
Во имя Отца, и Сына, и Святого
Духа.
Празднуемое ныне нами событие - тысячелетней давности. Наши
отдаленные предки – язычники – осадили город Царьград, центр Византийской
империи. Когда положение горожан стало безнадежным, народ в отчаянии
собрался в храмах и молился, готовясь к неминуемой смерти. В одном из
храмов среди народа стоял и молился блаженный Андрей, всеми почитаемый за
свое благочестие. Во время службы ему было видение: он увидел Пречистую Богоматерь,
идущую по храму к Царским Вратам. Подойдя к ним, Богородица после молитвы
сняла с Себя омофор – покрывало, и распростерла его над молящимся
народом. Это видение, которое, кроме
блаженного Андрея, видел еще один человек – Епифаний,
было принято как знак того, что Пречистая берет город под Свою защиту. И действительно, на другой день осада
была снята, город и его обитатели спасены. Вот в кратких словах история
сегодняшнего праздника.
Но, что интересно: в Царьграде, который теперь зовется
Стамбулом, городе, спасенном Покровом Богоматери, этот праздник не
празднуется. Его даже нет в греческом календаре, а вот мы, славяне,
потомки тех самых язычников, которым не удалось взять Царьград, празднуем
этот день с особым торжеством, почти, как праздник двунадесятый.
В чем же дело? Как понять это?
Скорее всего, нам - украинцам и русским, этот праздник так
близок потому, что он более созвучен нашему пониманию Пречистой,
чем людям западным. Во-первых, нам чужд культ Девы как некоей Прекрасной
Дамы, пред которой преклоняются с некоторым налётом рыцарского лоска.
Католики зовут Богородицу Мадонной, то есть – «Моей Дамой». Нам же такое отношение
к Богоматери чуждо, так же, как и чуждо поклонение Богородице как некоей
Царице, и хотя мы и зовём Ее Царицей Небесной, но не ощущаем Ее как
какую-то недоступную королеву, сидящую где-то там наверху на Своем троне. Для нас Она
прежде всего Мать, и при этом даже не только Матерь Божия,
но одновременно и наша общая, родная Мать, Мать каждого из нас, и мы
знаем, ощущаем, что к Ней можно в любую минуту прийти, как приходили в
детстве к своей маме, уткнуться лицом в ее колени, излить Ей всю свою
скорбь жизненную, все свои трудности, прийти к Ней, несмотря на наши грехи и недостоинства, так
как знаем, что Она примет нас, утешит, поддержит, приласкает. Как птенцы
спешат под крыло своей матери, зная, что там их ждет тепло, уют,
безопасность, ограждение от всех зол, так и мы прибегаем под Покров
Пречистой, ища у Нее утешения и прибежища. Наверное, именно поэтому
праздник Покрова так нам близок. Мы ощущаем над всеми нами, как бы распростертый
Покров молитв Пречистой Богородицы.
И еще об одном событии имевшем
место в истории нынешнего праздника можно упомянуть.
Шел 1854 год. Наша Русь-Украина подверглась коварному
нападению врагов, опасавшихся возвеличивающегося значения нашей страны на
мировой арене. Франция и Англия объявили войну, и их мощный флот вошел в
Черное море, чтобы подвергнуть обстрелу приморские города и высадить
десантные войска. Наши войска ждали врага в районе Керчи, но враги
неожиданно напали на незащищенную Одессу. Восьмого апреля в Страстной
четверг вражеский флот к вечеру выстроился против города, направив на
него стволы своих угрожающих орудий. Но так как был уже вечер, то
нападение было отложено до утра. Город был объявлен на военном положении;
несчастное население готовилось к осаде и, быть может, неминуемой смерти.
Церкви города были переполнены молящимися, а все, кто был в силах, пошли
на защиту города. В соборе, у Касперовской иконы
Божией Матери напряжённо молился архипастырь,
бывший в то время одесским святителем, один из выдающихся наших
архиереев, златоуст-благовестник архиепископ Иннокентий (Борисов).
Готовясь к возможной смерти, в соборе состоялось всеобщее соборование
всех молящихся, а архиепископ Иннокентий молясь Господу и прося
молитвенного заступничества Божьей Матери, просил чуда – освобождения
города от разгрома и плена.
На следующий день, в Великий пяток, море оказалось окутанным
густым туманом, столь густым, что не только город не стал
виден врагам, но даже и сами корабли перестали видеть друг друга. Так
простояли они два дня, наугад посылая некоторое количество ядер,
причинивших городу самые незначительные повреждения. Один из самых лучших
английских фрегатов в тумане наскочил на мель и затонул. Наконец, после
тщетных попыток атаковать невидимый город, на третий день в воскресенье,
30 апреля, в первый день Пасхи, вражеская эскадра ушла, не достигнув
своей цели.
Под сильным впечатлением радости спасения из-под пера святителя-златоуста,
уже бывшего автором многих песнопений и акафистов, вылилось новое
вдохновенное творение – акафист Покрову Божией
Матери, который мы и поныне читаем и любим. Особенно помнят об этом событии одесситы – уже который
год - каждую пятницу, с 7-ми часов утра, в Успенском соборе перед Касперовской иконой Божией
Матери читается этот вдохновенный акафист Покрову, а в Великом посту, в
память того, как люди готовились к смерти, в соборах и храмах совершается
таинство Елеосвящения над всеми присутствующими. Именно отсюда берет
начало традиция общего Маслособорования в
Великопостные дни, совершающегося и в храмах Херсона.
Марии
– Матери Иисуса дан особый дар сочувствия всем нам, сопереживания в наших
бедах. Помните, как говорил о ней пророк Симеон:
«и Тебе оружие пройдет душу, да
откроются помышления многих сердец». Перенеся душевные страдания,
стоя у Креста Своего Сына, Она обрела
способность сострадания каждому, испытывающему скорбь или боль.
Вот почему мы так часто и так охотно
обращаемся к Ней со своими нуждами и скорбями… Мы не только верим, но и
знаем на личном опыте, что Она слышит нас и молит Сына
Своего Бога нашего за каждого из нас, умножая таким образом и без
того безграничную любовь Отца нашего Небесного, ему же подобает всякая
слава с Единородным Сыном и Всесвятым Духом
ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
На главную
|