На главную
Во имя Отца, и Сына, и Святого
Духа.
И снова мы уже успели отпраздновать и новый год, и Рождество Христово а вот теперь уж -
Крещение Господне – прекрасный зимний праздник. Каждый год мы обращаемся
к этой вечной, священной теме, тому таинственному событию, которое
произошло почти 2000 лет назад, в Палестине на не очень большой речке
Иордан.
Вы хорошо помните по Евангелию о том, как пророк Иоанн выходит из пустыни и
призывает всех к покаянию и, как символ духовного очищения погружает
желающих в воды этой реки.
Сам Иоанн, как Вы помните, был почти ровесником Иисуса
Христа, родился от престарелых родителей, которые уже не ожидали детей и
поэтому, скорее всего, он очень скоро их теряет. А затем попадает на воспитание
в одну из мессианских групп,
которые существовали к тому времени в Израиле. Это люди, которые ожидали Пришествия возвещенного пророками Мессии – Христа.
Ессеи чем-то напоминали монахов, хотя у них были семьи. Вместе с женами и
детьми они вели отшельническую жизнь в пещерах Кумрана.
Жили подвижнически, очень скромно. Переписывали и изучали Священное
Писание. Сравнительно недавно было найдено очень много рукописей в этих Кумранских пещерах. Об Иоанне Крестителе еще
говорится, что он какое-то время жил в пустыне, носил кожаные одежды,
конечно же не такие, которые сейчас продаются в
фирменных магазинах. Это была обыкновенная грубая, плохо обработанная
шкура. И питался Иоанн саранчой и диким медом. Может еще какие-то
коренья, травы служили ему пищей, но об этом Евангелие нам не говорит.
И вот однажды призывает его Бог, и он выходит на проповедь и
начинает: «Я - глас вопиющего, приготовьте путь
- идет Господь!». И это - главная и единственная тема его проповеди.
«Приблизилось Царство Божие, вот сейчас придет Мессия, приготовьте Ему
путь». Его спрашивают: как приготовить? Он говорит: приготовьте путь
покаянием.
Что такое покаяние? Многие люди путают покаяние с
раскаянием? Но слово «раскаяние» это совсем другое понятие. Раскаяние –
это сожаление о содеянном, скорбь, может быть
даже отчаяние, исступление, слезы, истерика. И, наоборот, покаяние может
быть даже радостным. Покаяние – это поворот, перемена. Я был таким, а
стал другим. Вот неправильно я жил, а теперь - хватит! С сегодняшнего дня
я все понял, и теперь все будет по-другому. И если, мои намерения – не
просто слова, не просто обещания, к которым я сам не очень-то серьезно
отношусь, а действительно перемена,
которая во мне произошла, тогда это и есть покаяние. Ведь и сам термин
«покаяние» в греческом оригинале обозначается словом «μετάνοια»,
которое буквально переводится как перемена.
Что нужно менять и зачем. История человечества трагична.
Льется кровь, льются слезы горечи. Почему? Да потому, что злоба живет в
сердцах людей, алчность, зависть, лживость. И никакие социальные
преобразования не смогут человека сделать счастливым, если эти болезни
наших душ не будут исцелены и вместо этих пороков не воцарятся в наших
сердцах – любовь, доброта, снисхождение, правдивость, верность. Значит,
для всеобщего благоденствия необходима перемена – μετάνοια,
покаяние, - перемена от зла к
добру, качественное изменение людей друг к другу.
Во-вторых, как мы уже неоднократно говорили, человек не
может полноценно себя реализовать без общения с Богом, без
ориентированности на Бога. Поэтому нужно изменить отношения с Богом. Если
мы отвернуты от Бога, значит нужно к нему повернуться лицом, восстановить
с Ним взаимоотношения. И тогда Господь, который есть источник сил,
источник вдохновения, источник жизни озарит человека и у нас появятся
новые возможности, новая энергия, сила жизни подлинной. И вот к таким
переменам, к такому покаянию и призывал пророк Иоанн Креститель.
Но есть еще один аспект покаяния. Зло – это не только
механика отрицательных взаимоотношений между людьми. Зло это еще и грязь,
духовная загрязненность и наших душ и всей среды обитания человека. Лично
мне неоднократно приходилось слышать об ощущении людей, которые вселяются
в дома, где раньше жили не очень хорошие люди, где были сплошные ссоры,
обиды. В таких домах очень долго еще будет ощущаться тяжесть,
необъяснимый холод, тревога, внутренний необъяснимый дискомфорт. Особенно
тяжело жить в домах, где совершено убийство или самоубийство. Стены как
бы пропитаны этим горем, этой злой силой. И дело здесь не в самовнушении.
Бывает, люди ничего не знают и долго не могут понять – откуда эти
тягостные ощущения. И вот эту духовную грязь необходимо нейтрализовать,
уничтожить.
И не случайно, когда Церковь празднует Крещение, во всех
церквях раздается вода, святая крещенская вода. Вода, которой можно
побрызгать на всё, и это будет очищено, освящено.
Но откуда у этой воды очищающие и
освящающие свойства? Потому что, как мы уже неоднократно подчеркивали с
Вами, всякое празднование, всякое отмечание праздника в Церкви - это не просто
воспоминание о священном событии, а его переживание. И если мы переживаем
праздник Крещения Господня, то это значит, что мы говорим: "Для нас
- в этот момент Господь не видимо, но реально, сквозь толщу времени и
пространства стоит в водах Иорданских".
Вы помните, что Иоанн не сразу допустил Иисуса ко крещению. Он сказал Христу: кто я такой, это я у
Тебя должен креститься, а не Ты у меня. Иоанн, будучи пророком, ощущает
свет праведности, исходящий от Иисуса. Христу не в чем было каяться. И
как раз, наоборот, вхождением Богочеловека Христа, Его присутствием сама
вода освящается. И эта святая вода освящает дома, землю, всякие предметы,
но важнее всего - когда мы приходим к
нашему крещению, когда мы принимаем водное крещение, то, как бы в
эту воду отдаем свои грехи. Крещение смывает с нас скверну первородного
греха. Вся грязь наших прошлых грехов омывается с нас в нашем крещении.
Почему, с чего вдруг эта вода имеет такое свойство? Потому что это не
просто вода, а вода Иорданская, в которой стоит Христос. Это Он очищает
нас от грехов через эту воду, Он стоит в этой воде для того, чтобы,
образно говоря, в эту воду сошла свинцовая тяжесть наших грехов. И через
воду же Иисус взваливает на Себя наши грехи. Помните, как сказано в
библии - что Иисус принимает на Себя наши грехи? А потом Он принимает и
смерть за наши грехи, которые Он берет на Себя. Грехи всего мира, всех
народов. Стоя в воде Иорданской, Он принимает на Себя и те грехи, которые
мы, спустя две тысячи лет на него возложили и наши потомки, которые будут
спустя столетия, а может и тысячелетия.
Вот такая прекрасная возможность открывается нам сегодня и
во всякий день нашей жизни. Человек существо духовно-материальное и нам
хочется не только представлять, догадываться, но и ощущать, соприкасаться
со святыней. И она, эта святыня нам дана. Через воду, мы физически
соприкасаемся со Христом. Если, конечно мы
подходим с верой и благоговением, с открытым сердцем. И пусть эта встреча
с Иисусом будет для нас в радость, здравие и спасение. Аминь.
На главную
|