Проповедь прот. Иоанна Замараева
на праздник Пятидесятницы
2009 г

 

На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сошествие Святого Духа на апостолов празднуем мы с Вами сегодня.

На 50-й день после Воскресения Христа, когда ученики Иисуса были собраны в одном из Иерусалимских домов, с ними произошло нечто. Евангелист говорит, что ночью, когда они пребывали в молитве, комната наполнилась Некоей Субстанцией, Которая чем-то напоминала языки пламени.

Если бы это видение пережил современный человек, может быть, у него возникли бы другие ассоциации – там с электрическими разрядами, плазмой и тому подобным. Но для людей того времени, самая близкая аналогия была с огнем – Евангелист Лука так и пишет: «и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные».

И вот это огненное Нечто, вошло в учеников, и они стали иными, не похожими на самих себя, как бы одержимыми, но в положительном смысле этого слова. В них вселился Дух. Но не дух злобы, как это часто приходится нам наблюдать, а Божественный Дух - бесстрашия и любви, святости и чистоты.

Ученики Христовы переживали совершенно необычайное состояние – эта клокочущая внутри них энергия, сказочно приподнятое настроение. Оставаться внутри помещения при таком подъеме жизненного тонуса было, по всей видимости, несносно. И они вышли из домика, почти выбежали на улицы Иерусалима и, громко славя Бога, направились к Храму. При этом их прославление было, мягко говоря, странным. Они мололи языком, что-то несусветное - быть может, в какой-то мере это было похоже на магнитофонную запись речи, если ленту прокручивать в обратном направлении. А может - с детским лепетом можно было сравнить их славословие. Прохожие поняли это по-своему – дескать, напились бедняги, причем, в такую рань, да еще так, что и языком толком шевелить не могут.

Как бы то ни было, такое поведение привлекало внимание прохожих, и мало-помалу вокруг них стала собираться толпа.

И вот дальше, произошло самое интересное. Те, кто вслушивался в звуки, издаваемые апостолами - не то гортанью, не то чревом, начинали их, вдруг, понимать.

В какой-то момент, людям даже показалось, что ученики Иисуса овладели иностранными языками. Евангелист Лука описывает удивление свидетелей этого события: «Как же мы слышим от этих галилеян каждый собственное наречие, в котором родились?». И дальше Лука не поленился перечислить всех иностранцев, наехавших в этот день в Иерусалим на празднество – «Парфяне, и Мидяне, Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокийцы, жители Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, пришедшие из Рима иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне». И вот поразительный феномен – каждый из них слышит апостолов и в какой-то момент начинает их понимать.

Да, может показаться, что ученики Христовы с помощью Духа Святого мгновенно овладели иностранными языками. Но такой вывод будет неправильным по многим причинам. Ну, во-первых, речь на любом иностранном языке не вызывает тех ассоциаций, которые описывает евангелист. Ну вот, любому из Вас, неоднократно приходилось слышать людей говорящих на иностранных языках - английском, немецком, французском, итальянском или любом восточном, скажем – китайском, японском, арабском… Неужели кому либо из нас пришло бы в голову, услышав, скажем, немецкую речь, заключить что перед нами русский, но в стельку пьяный. Нет, конечно.

То, что произносили апостолы – это были звуки, которые нельзя было идентифицировать ни с одним из существовавших тогда языков.

Есть, правда, одна гипотеза, на самом деле не очень убедительная – считают, что Дух Святой даровал апостолам знание праязыка. Ну, праязык – это, якобы, самый первый язык человечества, когда все люди говорили одним общим для всех языком. И вот, якобы, этот праязык сохраняется в подсознании человека. Мол, этот язык, гораздо сложнее и информативней современных и одной фразы достаточно, чтобы передать слушателям колоссальное количество информации. Конечно, интересная версия, но маловероятная.

Скорее всего, лепетание учеников, строго говоря, вообще нельзя было назвать языком. Эти звуки на самом деле сами по себе ничего не означали, кроме эмоциональной составляющей. А Благовестие, исходившее от апостолов, которое люди могли уразуметь, шло невербальным путем, минуя речь – от духа, к духу.

Этот вариант нам, конечно, тоже не очень понятен – как это «от духа к духу», как это говорить без слов и слышать без речи. Но, если принять эту гипотезу, становится понятным, почему учеников Христовых сочли невменяемыми. Все сходится к тому, что Лука описывает случай, так называемой глоссолалии. А глоссолалия, как Вы знаете - это выкрики людей, охваченных экстатическим состоянием.

В первых христианских общинах нередко бывали такие случаи, когда тот или иной молящийся, вдруг впадал в транс и начинал что-то невнятное лепетать. Остальным присутствующим на молитвенном собрании от подобных практик, было, мягко говоря, неуютно, а для посторонних – это было шоком. Апостол Павел в послании Коринфской церкви писал, мол, представьте себе – вы сошлись вместе и начинаете эту глоссолалию - «и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» (1 Кор 14:23)

Надо подчеркнуть, что христиане изначально отрицательно относились к экзальтированным людям, которые своими глоссолалиями вносили в Богослужение разлад и бесчинство, и в некоторых церковных общинах эти трансы категорически воспрещались. Но апостол Павел, будучи сам противником глоссолалий, особенно на молитвенных собраниях, призывал христиан к лояльности по отношению друг к другу. В одном из своих посланий он увещевал христиан: «не запрещайте говорить и языками…». Дескать, что ж делать с этими людьми, которых хлебом не корми – дай побыть в молитвенном трансе. Хотя тут же апостол оговаривается: «только чтобы все было благопристойно и чинно». Мол, да - тяготы друг друга носите… терпите, мол, у всех свои недостатки! А самих же любителей экстатических простраций Павел уговаривает сдерживать свои эмоции и не досаждать нормальным, так сказать, братьям и сестрам. Апостол приводит неотразимые доводы – он говорит: смысл то, какой от этого лепетания, тем более на общем Богослужении? Если вы привлекаете к себе внимание общины, но вас никто не понимает. Получается – вы только мешаете остальным. Он так и пишет: «если вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы произносите? Вы будете говорить на ветер… если я не разумею значения слов, продолжает апостол, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня так же чужеземецТаким образом, заключает Павел, «лучше пять слов сказать своим умом, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке».

Правда, в те времена встречались еще такие небезынтересные люди с даром истолкования. Толкователь, чтобы понять находящегося в молитвенном трансе, должен был сам войти в это экстатическое состояние. Ну и затем, выйдя из транса, такой вот переводчик мог пересказать всем остальным – о чем шла речь глоссолалщика.

Да, так вот апостол Павел не приветствует такое языкоговорение, причем, с полным правом, потому, что и сам неоднократно бывал в молитвенном трансе и на своем личном опыте знал, каково это.

Как Вы, наверное, знаете, в некоторых протестантских церквях глоссолалии практикуются и сегодня. Начинается молитва, люди раскачиваются, машут руками и входят в транс – начинаются так называемые «языки». Как и в старые добрые времена, человек лепечет что-то – и сам не знает что, но на таком предельном эмоциональном подъеме.

Осуждать тех же пятидесятников за практику глоссолалий, я думаю, у нас недостаточно прав, потому, что, ведь и сам апостол Павел, убеждавший своих духовных чад избегать подобных экстазов в церкви, тем не менее, писал, чтобы таковых не ущемляли - «языки» не запрещали.  

Но, то с чем, категорически нельзя согласиться – это с тем, что в большинстве пятидесятнических церквей проповедуют обязательность глоссолалий. Доходит до того, что объявляется – если ты не можешь молиться на «языках» - значит, ты христианин ненастоящий, ты еще не родился свыше, и на тебе нет Духа Святого.

До сравнительно недавнего пятидесятнического движения такая постановка вопроса в мировом христианстве была немыслима. Да, и в апостольский век и позже были в Церкви отдельные лица, которым свойственны были глоссолалии. Где-то ее запрещали, где-то разрешали, но вменить в обязанность молитвенный транс – это уж слишком.

Результат на самом деле выходит плачевный. Если Вы посетите служение пятидесятников – там «картина репина» – в определенное время все, абсолютно все как один начинают лепетать. А трагедия в том, что далеко не всем это свойственно. Для кого-то войти в транс – это дело плевое. Другому нужно в поте лица вгонять себя в транс – а это уже не есть хорошо. А третий вообще на это не способен. Но ему внушают, что – раз ты не говоришь на «языках» - ну «языках» в кавычках – это понятно, значит, ты человек еще не возрожденный, неполноценный. В результате - кто-то страдает из-за этого и ждет – когда, наконец, же на него Дух Святой сойдет и он залепечет, как и все остальные. А третий, начинает прикидываться «языкоговорящим». Я конкретно лично знаю некоторых членов пятидесятнических Церквей, которые стесняются открыто заявить, что у них это не получается и они выжимают из себя нечто подобное, как только могут. Т.е., выходит такая, вполне нездоровая атмосфера.

А экзальтированные люди, которым транс дается легко – нос задирают – гордятся, что они уже спасенные, избранные и ждет их уж давно лоно авраамово.

Понятно, что сие обстоятельство не должно нас отрицательно настраивать против наших братьев пятидесятников или харизматов – на самом деле, в любой Церкви есть свои заморочки, от которых неплохо бы избавляться. Лично я стараюсь быть в добрых отношениях с любыми христианами и даже нехристианами.

Кстати, пятидесятники неоднократно задавали мне вопрос: а умею ли я молиться «на языках»? Я отшучивался – мол, в семинарии и академии учил и новые языки и латынь и греческий и еврейский. Поэтому, по-еврейски «Отче наш» могу произнести, хоть сейчас, но лепетать в трансе – не пробовал – да и не считаю нужным. Иногда завязывался спор: а как же обещанные Христом знамения всем уверовавшим - способность изгонять бесов, говорить новыми языками и т.д.

На это я обычно отвечаю, что Богом не обижен, что действительно Всевышний дал мне язык – дар слова - способность проповедовать людям на понятном им современном языке, говорить живое слово о вещах духовного порядка. Передавать информацию, ведь это, собственно, и есть прямое и главное назначение любого языка.

И вот, кстати, последнее, что нам необходимо сегодня отметить – глоссолалия апостолов, после сошествия на них Святого Духа, с чего мы и начали с Вами разговор – внешне была похожей на последующие глоссолалии разных христиан – либо тех, на которых еще в те времена апостолы возлагали руки после Крещения, или на современных представителей протестантских деноминаций. Но по внутренней сути это вещи разные. Лепет апостолов оказался в результате понятным людям слушавшим их. По очень простой причине – транс апостолов был наполнен действующей силой Благодати Духа Святого. А глоссолалии при иных обстоятельствах – будь то в ранней церкви или у современных протестантов – это уже явление на уровне, если так можно сказать, голой человеческой психики и, в контексте разъяснений апостола Павла – явление важности достаточно сомнительной. Аминь.

 

На главную

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана