Проповедь прот. Иоанна Замараева
на праздник Пятидесятницы
2012 г

 

На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сошествие Святого Духа на апостолов мы с Вами празднуем сегодня.

Фабула этого евангельского события всем нам хорошо известна. Все мы помним из Библии, как ученики Христа, после Его вознесения на Небо были собраны в одном из Иерусалимских домов и молились, как и положено было, всю ночь перед Ветхозаветным праздником Шавуот - днем даровании Закона Моисею на Синайской горе.

И вот во время молитвы, как бы сейчас сказали случайные люди, на них что-то нашло. Собственно и тогдашние очевидцы, мягко говоря, не очень возвышенно комментировали поведение апостолов. Скептики, глядя на учеников Христовых, констатировали, что бедняги, вместо того, чтобы читать тору и пророков, всю ночь «квасили».

Ну а как мы бы с Вами отреагировали – если бы стали очевидцами картины как, дюжина мужчин в неестественно приподнятом настроении шумно вываливают из дома. Одни из них горланят песни, а остальные лепечут что-то нечленораздельное. Ну, всё ясно, нагрузились в полную меру, так, что и языком шевелить уже не могут.

Я думаю, никто не будет спорить, что такая аналогия Боговдохновленности апостолов с пьяным весельем не только некорректна, но и в определенном смысле кощунственна. Однако евангелист Лука, не постеснялся поместить её в свое Священное повествование. И я думаю, неслучайно. Потому, что даже простое человеческое вдохновение делает людей, хоть немножечко невменяемыми. Вот, например, загорелось Пете купить машину. У него то и зарплата – как кот наплакал – на хлеб с молоком хватает, а на остальное – так, еле-еле концы с концами сводит. О какой машине вообще речь может идти?! Опомнись, бедняга, это вздор в твоём материальном положении думать о личном транспорте. Но у человека планка упала. Он бредит машиной. Полуголодный, весь в долгах, прикатывает домой металлолом с номерным знаком, отдалённо напоминающий старый «Москвич». Всё свободное время он под этой рухлядью, самоотверженно силится скрепить, свинтить, что-то функционирующее. Всё что можно продуть, он продувает, что можно вычистить вычищает, вымывает, заклеивает, закрашивает, смазывает и так до бесконечности.

Говорить о прибавившемся комфорте не приходится, потому, что как обычно в таких ситуациях получается, не человек ездит на машине, а машина оседлала человека. Если рационально подойти, к этому явлению, то это полная глупость. Кроме головной боли и затрат это приобретение ничего в себе не несет своему хозяину. Но он не спешит  расставаться с этим старьем. Получает очередную зарплату и опять почти все деньги тратит на запчасти, обрекая себя самого и семью на голодное нищенское существование. Но это ведь сумасшествие? Или вдохновение? Как хотите, так и считайте. Обычное, человеческое вдохновение. Оно ни доброе, ни злое. Ни Божие и не дьявольское.

Есть, правда, и дьявольские вдохновения. Например, Гитлер по молодости со сверстниками просиживал вечера в пивбарах и после восьмого-десятого бокала им приходили особенно смелые идеи, которые в то время звучали полным безумием.

Между прочим, последнее нужно отметить. Любое значительное вдохновение безумно. В момент появления, оно не рационально и кажется совсем нереальным.

Любое вдохновение, требует жертв и со стороны самого носителя идеи и окружающих. Не надо думать, что Гитлер или Сталин были людьми счастливыми. Любая неудача приносила им нестерпимую боль. Человек, одержимый идеей, с большим удовольствием пойдёт на костер, чем будет смотреть, как дело его жизни рушится.        

Можно еще категоричнее сказать, настоящее вдохновение – фатально – оно ведёт человека к гибели. Настоящий библиофил, если увидит интересующую его книгу, он её обязательно купит, на последние деньги, которые предназначались для лекарства. Это лекарство ему необходимо, он подохнет на следующий день без этой микстуры, но навсегда остывшие руки будут крепко сжимать переплет приобретённого раритета.

Апостолы из 12, кроме Иоанна Богослова все до единого были казнены в разное время за проповедь Евангелия. Да и евангелиста Иоанна, враги христианства норовили живьем зажарить в кипящем масле.

Любое проявление духа, оно враждебно обычному комфортному протеканию жизни и на физическом и на душевном уровне. Ну вот представьте себе, какой ни будь дворянин в дореволюционной России. Всё у него есть – имение, прислуга, богатство, большая счастливая семья. Жизнь – наслаждайся и Бога благодари. А он стечением обстоятельств заразился революционной идеей. Фальшивая идея, но вполне достаточная, чтобы захватить человека целиком, сделать его одержимым. И он-то не дурак, он знает, что закончит жизнь на виселице. Сам лишится самого дорогого, – своей жизни, осиротит детей, жену свою молодую вдовой сделает. Но его это не останавливает. Он одержим этим революционным духом. Он одухотворен. За утопию, эти мечты о свободе, равенстве, братстве, установленных внешним насильственным, кровавым путем он готов на виселицу.

Все эти примеры, конечно достаточно примитивны и заземлённы. Весьма ущербно сравнивать дух апостольский с духом революционным. Но, как мы уже отметили любое проявление духа, причём в любом спектре и преломлении противоборствует плоти. Революции, как правило, в результате отягчают участь рядовых граждан. Приводят к неимоверным страданиям и бедствиям. Но революционер, я имею в виду настоящий, убежденный, искренний, он ведь, так сказать, жизнь свою полагает за други своя. Они ведь жертвуют собою во имя счастья и благополучия человечества. Другими словами, тот же человеческий дух, с маленькой буквы этого слова, причем, нацеленный в неверном направлении, всё равно восстает против плоти. Причём не только плоти, но и души. Плоть-то, что это такое, что мы подразумеваем под этим словом? Это физиологическая составляющая человека. Поесть, поспать, погреться на солнышке – это вот то, что нужно нашему телу. Душа – это сфера наших эмоций, психики. Послушать музыку, посетить музей, посмотреть телесериал - это - сфера душевная. А вот дух - он не дает покоя не только телу, но и душе. Потому, что тот же самый революционер, он испытывает не только физический дискомфорт, он не только лишает себя тёплой постели и меняет своё ложе на нары, но и жертвует, например, радостями общения в хорошей компании, среди друзей, возможностью посетить театр, развлечься и т.д.

Ну, вот почти три века христиан жгли на кострах, рубили им головы, бросали на арены цирка на растерзание хищным животным. А среди христиан были не только рабы, бедные и несчастные люди. Очень много было и таких, кому было что терять – богатых, знатных. Но одухотворенная преданность Христу побеждала и плоть свою и душу.

Вообще, христиане, очень рано заметили противоборство плоти и духа. В язычестве, даже развитом Греко-римском таких наблюдений еще не было. Помните языческую мудрость: «в здоровом теле – здоровый дух». А христианство провозглашает другой опыт. Дух бодр – плоть же немощна. Не в смысле, конечно, что это хорошо, когда немощная, болезненная плоть, но часто смотришь – детина здоровый, лоснящийся, хоть на рекламу снимай с голосом за кадром: «пейте соки нашей фирмы», а внутренней жизни нет никакой. Есть такие люди. Вот всё вроде бы при них, и при уме, и в теле, - а человек – полное желе. Иногда, кажется, что он даже пространственно-временные характеристики утратил. Духовные, я имею в виду. Физически – всё при нем. Психо-физическая структура существует, а даже представлений о жизни – никаких.

Не то, чтобы вообще не различал добро от зла. Ну на каком-то, опять же, стихийном уровне, там, где напрягаться не надо – да, он различает. И человек вроде как и не злой… Но он ничего не хочет. Устойчиво. Бывает – хочет, бывает – не хочет. Ну, живёт - и живёт. И даже не просто живёт, а как бы… ползает. Вот эта какая-то немотивированность

По-моему, я уже вспоминал - когда, мне было лет 12, жил я при храме в Киндийке и там сантехник – мой тезка Иван работал – трубы отопительные проводил. А я крутился возле него – мне всё это было интересно. Ну и общались мы с ним как то. Так вот я запомнил одно его высказывание. Он говорил, что плохо если у человека нет цели в жизни - даже выпить. На тот момент мне казалось это полной глупостью, да и сейчас, если это изречение понимать примитивно – дескать, алкаш ищет 100 грамм - похмелиться, то ничего умного здесь не обнаружишь. Но если память наша не слишком коротка, то мы вспомним, что Иисус, говоря о Царстве Божием, любил сравнивать его с пиром, когда Царь – хозяин готовит обильное роскошное угощенье своим друзьям.

Есть хлебосольные люди, для которых угостить человека, вкусно накормить, напоить его, составив ему компанию, чуть ли не главное в жизни. А есть люди никакие. Вот он вроде как ничего плохого не делает, никого не огорчает, но и не радует. Он никакой. Ни холодный, ни горячий. Так сказать, температура окружающей среды. А это, собственно, смерть. Покойник, у него температура какая? Зимой он холодный, летом теплый. И всегда в костюмчике. Летом ему не жарко, и зимой не холодно. За свою жизнь я много отпел умерших, но не помню, чтобы кого-то положили в гроб в футболке и шортах или в шубе.

Помните, знаменитое изречение апокалипсиса: «ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!   Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».

Потому, что вот эта теплохладность, вот эта температурная идентичность окружающей среде, энтропия, так сказать, свидетельствует о том, что ты умер. Издавна в Церкви так и говорят: он духовно мертв. Духовная смерть. На вид не скажешь - цветущий, здоровый, молодой, привлекательный. Но абсолютно пустой. Что с ним? Духовно мертв! Или вообще не рождался духовно. А это трагедия почище кончины физической. Потому, что касательно телесной смерти Иисус нас успокаивает - Он говорит - «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить». И, наоборот, Господь нас предостерегает: «истинно говорю тебе, если кто не родится от Духа, не может войти в Царствие Божие». Потому, что: «Рождённое от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух».

Ученики Христовы ждали обещанного духа. Они молились и просили, чтобы удостоиться этого священного безумия, одержимости оставив всё, победив плотское, двинуться в тяжкий путь апостольства. Путь лишений и мученических подвигов. Апостол Павел в одном из посланий описывает судьбу апостольскую.

В трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;  много раз был в путешествиях, в опасностях от разбойников, от единоплеменников, язычников, в опасностях в городе, в пустыне, на море, между лжебратиями. Я был в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.

Почти все апостолы жизнь свою закончили на плахе. И это не были люди из какого-то другого теста. До сошествия на них Святого Духа, это были самые обыкновенные люди, как и мы с Вами. Евангелие достаточно откровенно описывает эгоизм учеников Христовых, тщеславие, их незадачливость. Но совершенно всё стало по-другому после 50-цы. И памятуя ныне это великое событие, мы просим, чтобы и нас Господь одухотворил, и на нас ниспослал Духа Святого, животворящего, возрождающего и дающего жизнь вечную. Аминь.

 

На главную

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана