Проповедь прот. Иоанна Замараева
в День Святой Пятидесятницы

 На главную

Говорят, если живую лягушку бросить в кипяток, она моментально выпрыгнет - ошпарится, конечно, но выживет. А вот если положить лягушку в кастрюлю с холодной водой – поставить на газ и нагревать воду медленно, то лягушка сварится.

Может это и неправда – я не проверял – это крепкие нервы нужно иметь, чтобы бросить живого лягушонка в кипяток1.

Тем более, дело, здесь, отнюдь, не в чистоте эксперимента – мол, выживет или не выживет лягушка, брошенная в кипящую воду. Может и не выживет. Это образ, притча, объясняющая нам ситуацию, в которой находимся мы с Вами – люди планеты Земля.

Это мы с Вами в котле, который медленно подогревается на костре. Разве мы замечаем, что воздухом с каждым годом становится тяжелее дышать – в масштабах человеческой жизни – это, ведь, процесс медленный. Вода все хуже и хуже - из водопроводного крана уже пить небезопасно. С другой стороны она, ведь, и раньше была не весьма чистой. В 50-е или 70-е годы в некоторых водоемах уже запрещалось купаться. Мы, ведь, не можем сравнивать – нас же сейчас никто не угостит стаканом ключевой воды, скажем, середины века 19-го. И уж точно не подышим лесным воздухом века 10-го.

Наводнения, ураганы, землетрясения – как мы к ним относимся? Сочувственно - лёжа на диване и глядя на ужасающие картинки с телеэкрана. У некоторых настроение портится - минут на 10 не больше. А кому-то даже интересно – мол, смотри, как бывает – надо же! Есть и те, которые злорадствуют. Дескать, вот придурки в Закарпатье – спилили все деревья, уничтожили свои леса, а теперь сплошные наводнения – вот и получайте по заслугам. Злорадствовать, конечно, грешно, но то, что наводнение там является результатом варварского отношения местных жителей к своей природе – это, ведь, факт. Причем, что интересно – все прекрасно понимают – от старика-маразматика до детсадовского ребенка, что бедствия на Закарпатье обрушиваются именно из-за неконтролируемой вырубки лесов. Представляете, у них мосты и дороги смывает, дома уплывают в неизвестном направлении, а они тем временем продолжают вырубку оставшихся деревьев. Это, ведь тоже такой вот хрестоматийный пример греха, который вполне тянет на настоящую притчу.

Да, так вот, что сбивает нас с толку – мы, ведь прекрасно знаем, что бедствия были всегда - разные там извержения вулканов, цунами, торнадо. А коль случалось это во все времена, значит, все в порядке – в очередном смерче ничего необычного – кому-то просто не повезло – слава Богу, не нам.

И вот здесь как раз кроется ошибка - люди склонны не обращать внимания на очень важную тенденцию. Дело в том, что с каждым десятилетием этих катастроф становится все больше и больше. Не вдаваясь в точные статистические расчеты, картина, примерно такая. Посчитайте количество землетрясений, скажем, за 500 лет вплоть до 20-го века, а затем прикиньте катастрофы века 20-го – окажется ничуть не меньше. А последние десяток лет – это, ведь, сплошные катаклизмы – вековой план уже давно перевыполнен.

Даже если мы над этим иногда задумываемся, это все остается сугубо на теоретическом уровне. Умом мы, может, это и понимаем, но не чувствуем. У каждого из нас свои заботы – заработать деньжат на хлеб насущный, накормить и воспитать детей, внуков. Проблемы в семье, проблемы с соседями, проблемы на работе. И если нам с Вами какой-то чудак скажет – мол, давайте спасать нашу планету – мы, скорее всего, вызовем санитаров.

Самое печальное в том, что он окажется прав. Если ничего не менять в нашей жизни – по-прежнему уничтожать флору и фауну, загрязнять окружающую среду и в таком же количестве жечь нефть и газ - вопрос лишь времени – какое из наших поколений своими глазами увидит конец света – мы с Вами, наши дети или внуки.

Да, человечество на грани гибели и это никакая не выдумка, это не очередная страшилка или фантазии пессимистов. Это объективная реальность, подтверждаемая научными исследованиями и здравым смыслом. Но чувствуем ли мы с Вами себя гибнущими? Отнюдь. Пока Титаник не натолкнулся на айсберг, пассажиры на нем беззаботно ели и пили, смеялись и плясали в веселье и забавах.

Примерно такая же картина и в духовном плане. Вот сообщите неверующему человеку, что главная цель христианина - спасение своей души. Такой ответ либо озадачит его, либо вызовет смех - дескать, больные люди эти религиозники на голову – параноики, комплексами страха изводящие себя, манией преследования страдающие.

Да, собственно, и верующие многие из разряда – «ни рыба, ни мясо», не утруждающие себя жизнью по Евангелию, тоже не очень понимают – что означает – «спасать душу свою». И, вправду – отчего спасаться – никто с топором за тобою не бежит, ты не тонешь и не в пылающем доме, из которого тебе нужно выпрыгивать, скажем, с балкона 8-го этажа, а внизу тебя, соответственно, должны поймать. И не в реанимационном отделении ты с обширным инфарктом и не в плену у террористов. Не очень понятны эти страхи.

Даже если ответим прямо – все равно звучит неубедительно. Ну вот и вправду спасаемся мы от чего? От грехов, от своей порочности.

На это любой скажет – ну я же не убийца – никого не застрелил, не зарезал, не отравил – грехов тяжких, собственно, на мне и нет. Нормальный я, в общем, человек. Ну по мелочам - бывает – приврал там малость, пожадничал, послал кого-то подальше, перепил, малость вел себя непристойно – ну с кем не бывает – пьяный то проспится. Поиздевался над товарищем – ну и не страшно – он такой у меня - преданный лох - простит.

Да если жить по течению, не ставя перед собою высоких целей - не стремиться к чистоте сердца, к искренней любви, к жертвенной самоотдаче, к целомудрию, к Богоуподоблению, тогда все просто. Тогда главное, чтобы никого не убить и не ограбить, ну и желательно не обворовать – а то, ведь, Боженька накажет. Ну и если это более-менее, получается – значит и проблем особых нет.

А вот кто пробовал жить красиво – не в смысле кататься по Канарам на Rolls Royce с тремя полуодетыми красотками, а в плане духовном, тому так все просто не кажется. Отзываться на радость и боль окружающих, в центр жизни ставить не себя, а Бога и ближнего – все это вовсе непросто. На зло отвечать добром, на обиду мудрым словом – любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящих молиться за преследующих нас – ох как тяжко.

Но если мы этому не научимся – тогда грош нам цена в базарный день, тогда в Царстве Отца нашего Небесного делать нам будет нечего. Всякой гнили и червоточине, всякой греховности в Царстве Божием не место. Не может находиться в раю душа завистливая или мстительная, злопамятная или черствая. Потому, что Бог есть любовь, а любовь и ненависть несовместимы. Следовательно, грешникам от Бога придется держаться подальше. А где нет Бога – там ад.

Опасность духовной гибели любого из нас – это на самом деле не абстракция и не философско-Богословские хитросплетения, это реальность. Все мы грешны. Грех губит нас, и поэтому мы остро нуждаемся в спасении, но часто не осознаем этого. Не чувствуем опасности. И вот именно последнее обстоятельство может оказаться роковым. Не само наличие проблемы, а отказ от её решения.

Здесь можно провести аналогию с физической болезнью. Некоторые ошибочно считают, что раковая опухоль неизлечима. Полная ерунда. Я лично знаю дюжину людей, которые были вылечены от этого опасного заболевания. Но они лечились – химиотерапия, облучение – все как полагается быть. А были люди и вот один из них мой близкий знакомый пока еще жив, которые самую мысль о том, что больны, вытесняли из своего сознания. Дескать, какой у меня рак – типун тебе на язык.

Как известно, на первых порах, болезнь может и не докучать. Ты будешь есть, пить, веселиться, но опухоль будет расти все больше и дальше. Рак даст о себе знать потом, когда уже будет поздно, когда весь твой организм будет оплетен метастазами. Но это же будет (аллилуйя) потом, а сейчас то я чувствую себя хорошо – (вода в кастрюле еще не кипит) зачем голову себе морочить – по этим дурно пахнущим больничным коридорам таскаться.

Или портить себе аппетит мыслью о глобальном потеплении – да человечество погибнет – может все люди, а может и не все – кто-то выживет. Страшно, конечно, но это же случится не сегодня. Глядишь, может и не при моей жизни. А уж после меня, там хоть трава не расти. Зачем я буду регулировать выхлоп автомобиля, если можно просто заплатить за фальшивый акт проверки на CO, CH?

Со мной все будет замечательно – разве что в Закарпатье оставшиеся железные дороги и автотрассы смоет вместе с жилыми домами - ну так это же не конец света. Тем более если это и будет, то в году следующем, а выпить хочется сегодня. А где на выпивку деньги брать – правильно - спиливать деревья и продавать бревна приезжим. Вот что это такое? Это вирус греха, духовный СПИД – потеря иммунитета, всякой сопротивляемости болезням, полное моральное бессилие.

Вы думаете, что все жители Закарпатья полные дебилы, не ведают что творят? Все всё прекрасно понимают. Но по-другому не могут – захотелось купить цацочку, телевизор с плоским экраном, например, а он же денег стоит. Деревьев 30 срубил, продал – вот и денежка в кармане обретается. Совесть она, скорее всего, осталась угрызает потихоньку, но деревья рубить не мешает. Стыдливые воришки – прекрасный образ Ильфа и Петрова – вот он пилит дерево, и ему стыдно, но он все равно его валит.

Или парламентарий – он, может, и вправду хотел быть честным человеком, но как тут удержишься – сто тысяч долларов дают ему только за то, чтобы он воткнул в аппарат для голосования свою карточку. А что Вы думаете – это так просто – представьте, если Вам всего лишь за одно поднятие руки дают тыщу стодолларовых ассигнаций.

А там жена приятеля – прелесть, а главное, без комплексов – как удержаться.

Борьба с грехом может казаться простой только со стороны - для тех, у кого с грехом мировая. А когда ты сам всерьез решишь встать на путь Христов – мало не покажется. Попробуй простить человека, который жизнь тебе искалечил. Или относиться с уважением к конкуренту, который тебя топит, попирая все законы, не говоря уже о правилах приличия. Тяжко, да и, как правило, не выходит. А если ничего не получается, - кому от этого хуже – нашим врагам? Отнюдь – плохо нам, потому, что злость гнездится в наших душах. А злость – она гораздо страшнее и губительнее той же легочной саркомы.

Злость, обида, зависть, гордыня, эгоизм – все это болезни, ведущие нас к духовной смерти. От этих грехов нужно спасаться, причем, со всем отчаянием и решимостью.

Таким образом, первая истина, которую мы должны предельно глубоко усвоить – это то, что мы нуждаемся и не просто в помощи по мелочам, так сказать. Мы нуждаемся в Спасении в самом серьезном смысле этого слова. И первый сверхважный шаг – это осознание того, что спасение нам необходимо.

Значит, осознать гибельность своего духовного положения и захотеть быть спасенным.

А далее собрать все свои духовные силы для схватки с нашим убийцей-грехом. Объявить войну и не сдавать ни одной позиции, ни в коем случае не капитулировать. Каленым железом, радиацией, ядохимикатами – всем, чем угодно выжигать раковые клеточки греха из нашего существа, пока день, пока еще есть время.

Готовы ли мы к этой борьбе, хотим ли очищения и совершенства? Большинство из нас – не готовы даже мыслить об этом. Мы еще не созрели, не осознали до конца – как хорошо быть с Богом, и как плохо без нашего Небесного Отца. Мы еще не испугались того, чего нужно бояться больше смерти. «Не бойтесь, говорил Христос убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, что может и душу и тело погубить в геенне». А что может погубить душу? Только собственные наши грехи.

Поэтому от этих убийственных грехов нужно спасаться, используя всю свою прыть, все остроумие и изворотливость. И дай Бог, чтобы эта битва состоялась, и мы применили все свои силы до последней капли адреналина и выложились полностью, исчерпав весь резерв, в том числе и скрытых возможностей. И эта битва, сколько бы она ни продолжалась – год, десять или сорок лет - будет судьбоносна не только для жизни земной, но и в масштабах вечности.

Да эта битва будет великой и священной, достойной всяческих похвал и поощрения…, но не спасительной, как это ни покажется странным и обидным.

Дело в том, что когда мы всерьез схватимся с грехом, мы к своему ужасу обнаружим, что порочность наша сильнее нашей воли, что, несмотря на все свои жуткие усилия, мы ничего с собою не можем поделать.

Так что ж выходит – поражение, трагический финал – зря только старались. Нет, не зря. Этот отрицательный результат, как ни парадоксально это звучит, на самом деле является нашим высшим достижением. Именно после этого отчаянного боя, мы можем, имеем моральное право воззвать ко Господу за помощью, мол, выручай. Слаб я, недостает собственных сил.

И вот тогда происходит то, что произошло с апостолами на пятидесятый день после Христова Воскресения – они обрели помощь свыше, силу Благодати. После чего, вдруг, эта горстка боязливых напуганных людей оказались способными на то, о чем раньше и помыслить было трудно - смело вышли на проповедь Евангелия и почти все, кроме апостола Иоанна Богослова закончили свои жизни плахой.

Божественная Благодать, как мы слышим в молитве на рукоположении в священный сан, немощное врачует и оскудевающее восполняет. У нас не хватает собственных сил, но если мы со Христом, он посылает Духа Святого – Утешителя. Утешитель – это неудачный перевод греческого слова Параклитос. Параклит – это  помощник, наставника, ходатай, проводник. Дух Святой, Который дает нам силы.

Блаженный Августин был верующим человеком с ранней молодости, но первую половину жизни проводил весьма разгульно – он где-то и понимал, что живет неправильно, просто у него не было сил подчинить себя высшему началу. Но в какой-то момент, Господь прикоснулся к его сердцу и с Августином произошел переворот – он победил в себе грех и полностью посвятил себя Небу.

Этот момент был новой точкой отсчета в жизни Августина. В своих воспоминаниях блаженный категоричен – он настаивает на том, что все, что с ним случилось – произошло исключительно по милости Божией. И как следствие - сердцевиной учения блаженного Августина является та истина, что сам человек, без Благодатной помощи свыше не может спастись, не может победить в себе грех.

Это, конечно, отнюдь не означает, что наши собственные усилия не важны, но горделиво надеющиеся на себя самих, оказываются у разбитого корыта. Это мы можем наблюдать повсюду. Вполне респектабельные люди, рассчитывающие на собственные усилия даже курить бросить не в состоянии, в то время, как Благодатью Божией, люди освобождаются даже от наркотиков. Духом Святым блудники могут стать настоящими аскетами, а бандиты великими молитвенниками. И это не просто красивые слова. Это факт.

Наверное, у каждого из нас было желание стать лучше, чище – освободиться от дурных привычек, зависимостей, от духовных нечистот, гнездящихся внутри нас. Мы старались, прилагали все силы, но у нас ничего не получалось. Как ученики Христовы всю ночь рыболовную сеть протягали и все без толку. А утром им говорит Христос: «закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они забросили, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы».

Нам нужна помощь свыше, нам нужен Дух святой, сошествие на апостолов, Которого мы ныне с Вами празднуем. Только с Богом мы будем успешны в жизни и только Благодатью Святого Духа обретем Спасение и Жизнь вечную. Аминь.

На главную

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, ул.Энгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана