Вернуться к оглавлению
Глава 6
Раскрытие книги Жизни.
1 И я
видел, что Господь – Агнец, снял первую из семи Тайн - печатей, и я услышал одно из четырех животных,
- Духа Святого, находящегося в Церкви - говорящее
мне, как бы громовым голосом: иди и смотри. «Ибо Он сказал, - и
сделалось; Он повелел, - и явилось»
(Пс. 32.9).
Символ Церкви
- четыре животных, четыре коня, четыре всадника. Если образно понимать под
всадником каждого из нас -человека, под животным - Духа Святого, подающего
нам жизнь, и под конем - быстротечность этой жизни, то надо будет нам поделить
нашу жизнь на четыре периода.
2 Я взглянул,
и вот, конь (время,
скорость) белый (непорочный), и на нем всадник (зародыш),
имеющий лук
(побеждающий формы бытия), и дан был ему венец (достоинство
человека); и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
– чтобы
совершенствоваться, уподобляясь Богу.
Тайна первой печати – первый период жизни человека - внутриутробный, от зачатия
до его рождения. Образ первоначальной безгрешной жизни Адама в раю. Образ
связи ребенка с Матерью, и образ связи Адама с Богом. Знакомство Адама в раю
с животными, образ развития во времени плода. Организм, начиная развиваться
с простейших клеток, переживает состояние кишечнополостных животных. Образует
первый слой клеток, второй и третий. Затем из каждого слоя начинают формироваться
определенные системы органов. Плод переживает образы животных: рыб, земноводных,
пушистого, волосатого зверька и, наконец, становится настоящим человеком.
Белый конь – благодатная мирная жизнь. Уютно. Ни алчет, ни жаждет, ни жарко,
ни холодно, растем заботой мамы. Рождение - разрыв общей жизни младенца с
матерью – есть образ разрыва жизни человека с Богом и выпадение его из рая
в этот мир. И этим кончается первый период простой, невменяемой, безгрешной
жизни человека. Дети рождаются, как уже прошедшие первый период жизни, с определенными
характерами: мирными или радостными, беспокойными или требовательными…
Свидетельство Слова Божьего о жизни
ребенка до его рождения: «Прежде
нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел
из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1.5).
«Молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна;
и Господь услышал его, и зачала Ревека. Сыновья в утробе ее стали биться,
и она пошла вопросить Господа» (Быт. 25.21,22). Мария вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету. Когда
Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее;
и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и сказала: откуда это мне, что пришла
Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха
моего, взыграл младенец радостно во чреве моем (Лук. 1.40-44). В житии
преподобного Сергия повествуется о том, что в храме, за Божественной литургией,
еще до его рождения, праведная Мария и близ стоящие слышали троекратное восклицание
младенца во чреве (Житие за 25 сент.). Господи, «Ты устроил внутренности
мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен.
Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Пс. 138.13-15). Церковь празднует
дни Зачатий пророка Иоанна
Крестителя и Пресвятой Девы Марии. Посему аборт является тяжким грехом, и
Церковь приравнивает его к человекоубийству.
3 И когда он
снял вторую печать, я слышал второе животное (второй период жизни человека - детский), говорящее: иди
и смотри. Первый период жизни прообраз жизни с Богом Адама в Раю.
Там Адам получает жизнь от Бога, тут человек получает ее от матери. В Раю
Адам живет Богом. Тут человек живет матерью. Там - Господь знакомит Адама
с животным миром, здесь, в утробе матери, человек проживает виды Божьих творений.
Там Адама разлучает с Богом грех, а здесь разрывает единство человека с матерью
рождение. Вскрытие второй печати – новая жизнь индивидуума.
4 И вышел
другой конь, рыжий - огненно-красный (по другому переводу текста, конь -
время. Рыжий - кровь); и сидящему на
нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга - Пуповина
связи ребенка с матерью, и при грехопадении связь человека с Богом прерываются…,
и приходит он в мир, во зле лежащий (1 Иоан. 5.19). В мир убивающих друг друга,
в мир мертвых. Жить вне Жизни Бога, значит, умирать (Мф. 8.22). Проклятие
начинает тяготеть над человечеством до прихода на землю Спасителя, когда воспоют
Ангелы: «Слава в вышних Богу, и на земле мир», и дан ему большой
меч. Меч это символ учения. (Еф. 6.17;
Евр. 4.12; Откр. 1.6). Время учения дома, в школе, в обществе, время становления
личности человека. Большой меч - это жизнь, мучение и учение Иисуса Христа.
Ибо в единении со Спасителем - сила. (Иоанн
10.10).
Третий период - самостоятельная жизнь взрослого
человека.
5 И когда
Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри.
Я взглянул, и вот, конь вороной - черный = «грязная жизнь», и на нем всадник, имеющий меру
– весы в руке своей.
6 И слышал я голос
посреди четырех животных, говорящий: хиникс - необходимая для пропитания человеку мера пшеницы на один день - за динарий - дневная зарплата
- и
три хиникса ячменя за динарий - человек
не умеющий жить с Богом, беден,
елея же и вина не повреждай. Но Господь не оставляет
Своей заботы о нем. Доброта и милость Божия не повреждается.
7 И когда
Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий:
иди и смотри. Четвертый период – старость,
болезнь человека и его смерть.
8 И я взглянул,
и вот, конь бледный - кони означают быстротечность
земной жизни. Она так проходит, как бегут они на конском ристалище, - и
на нем всадник, которому имя `смерть'; и ад следовал за ним; -
великие искушения - и дана ему власть –
в трудах и болезнях приобрести опыт над четвертою частью земли – то есть
в период старости оценить прожитую жизнь - каково его состояние – умерщвлять мечом – ибо пришло
время расплаты. Как вошел в природу человека грех, то пришло и определение
Слова Божьего о смерти (Быт. 2.17; Рим. 5.12) и голодом, - голодная смерть - и мором – эпидемии - и зверями земными – смерть на войне и от злоб человеческих.
На ипподроме
кони промчались. Земная жизнь окончена. И вот уже души человеческие за гробом.
Агнец – Сын Божий, открывает печати
– тайны - апостолу: Он как Творец всего существующего, через воплощение соединяется
со Своей тварью, в искуплении сопереживает падшему человечеству, в воскресении
мудро строит все новое, и наконец, в ниспослании Святого Духа всему дает жизнь.
9 И когда
Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие
и за свидетельство, которое они имели.
10 И возопили
они громким голосом, говоря: доколе, Владыка
Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле
за кровь нашу? Здесь показаны люди
Ветхого Завета, где была законная норма
наказания: око за око и зуб за зуб. Человек в Новом Завете горит на жертвеннике
Божией любовью. Это души нетерпеливые, мстительные, и хотя свою жизнь
отдали в жертву за Слово Божие (фанатики - 1Кор. 13.3), но по душевной нечистоте
не могли оказаться на жертвеннике Агнца, но - под ним.
11 И даны
были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще
на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как
и они, дополнят число. Но поскольку они умерли с Верой в обетованного Мессию,
им дано время, чтобы они успокоились, по «молитвам» Святой Церкви.
Пятая печать – открывает нам общий
характер Ветхозаветного, подзаконного человека, каким он переходит в загробный
мир. А шестая печать – открывает общий характер человека языческого мира,
каким он переходит в загробный мир.
12 И когда Он
снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и
солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь. – Человеку Богом отдан был весь мир (Быт.
1.28), но после грехопадения, без Бога, мы не умеем и не в силах владеть им,
поэтому тайновидец прекрасными образами показывает нам это. Земля от наших
грехов трясется, не дает нам своих плодов. Солнце не равномерно подает нам
свой свет и тепло. То нам холодно, то жарко.
13 И звезды
небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет
незрелые смоквы свои. Луна-Богородица и звезды-Святые
через наши грехи лишаются возможности общаться и помогать нам.
Человек
в замысле Творца призван свободно войти в блаженную жизнь Святой Троицы. Природа
человека трехчастна: дух, душа и тело.
В человеке
установлена Творцом своя иерархия. Дух, как высшее проявление личности
человека, контактирует с Богом, питается Духом Святым и управляет душой.
Душа, приняв свыше руководство, управляет сама телом. Это нормальная
жизнь человека.
Но в греховном
состоянии у человека все перевернуто. Дух, потеряв «дыхание» Бога, чтобы не
умереть, берет подпитку от души. А душа насилует тело. Тело же, чтобы не умереть,
пожирает окружающую природу. Да еще в грехопадении человек приобретает
себе отрицательные свойства. Это - потеря единства духа, души и тела - целостности.
У него появляются: гордость, тщеславие, зависть, ложь, лицемерие, озлобленность,
гнев, уныние, сребролюбие, отчаяние и другие. Эти свойства не естественные,
инородные, поэтому причиняют человеку неуютность, тяжесть и причиняют вред
всему ему и окружающему Божьему творению.
Господь
отдал свое Творение в наши человеческие руки, когда сказал: «Да владычествуют
они над рыбами морскими и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом,
и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1.26).
Отдал затем, чтобы нам этот мир природы охранять, растить и умножать
(Быт. 2.15). Но мы не послушались, стали своевольны, отказавшись сотрудничать
с Богом (Быт. 2.16,17). Отданный в наши руки материальный мир, из-за нашей
греховности потерял Божью благодать и стенает вместе с нами, ожидая искупления
его. Как сказано: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает
и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в
себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8.22,23).
И все эти нестроения, наши материальные проблемы, болезни и бедствия «зовут»
нас придти к Богу. Ибо Бог хочет и может нас спасти.
14 И небо
скрылось, свившись, как свиток - ураганы, и стихийные бедствия в землетрясении,
всякая гора
и остров двинулись с мест своих. Это
всякий беспорядок, это земной ад в природе и в душах живущих без Бога (Рим.
3.9-18).
15 И цари земные,
и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий
свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, - Скрылись. Прячется человек в свой эгоизм. Огораживает себя непроницаемой
скорлупой (Быт. 3.8). Замыкается в себя. И если есть какая-то в нас открытость,
отданность всем и всему, то это не наше, а Божье в нас.
16 и говорят
горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Бога Отца, Сидящего на престоле и от гнева Агнца; - Непонимание Бога… Какое невежество! Какие страшные слова!!!
17 ибо
пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? А зачем же нам, ничтожеству, противостоять против правды,
добра и святости!
Страх отдать
себя в руки невидимому Богу… довериться Ему. Мы, падшие, по этой притче, скрываем
грехи свои от Господа, от людей и самих себя. - Страх присутствия Бога! Адам
сказал Богу: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся»
(Быт. 3.10).
Страшась
потерять власть и свою жизнь, Цари окружают себя телохранителями. Боясь потерять
материальные сокровища, вельможи и богатые прячутся под охраной. Генералы
охраняются своими воинами. Сильные мира сего трепещут, боятся потерять авторитет
в обществе. Рабочие не искренны пред своим начальством и скрывают свою нечестность
в работе. В общении друг с другом скрываем свою недостаточность, чтобы кто
не подумал о нас дурно. В общем, по притче, все греховное человечество в страхе
прячет себя от беды разоблачения – кто есть кто. Но «боязливых …участь в озере,
горящем огнем и серою (Отк. 21.8). И «нет ничего сокровенного, что не открылось
бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф. 10.26).
Р а з м ы ш л е н и е .
А кто есть Бог, чтобы Его не бояться,
но любить? Бог есть Дух (Ио. 4.24). Невидимый
(Исх. 33.20). Непостижимый - грешному
человеку (Иов. 9.10; Иов. 11.7,8). Постижимый - освящаемому Духом Святым (Ио. 17.3; Фил.3.7-11; Рим. 1.18-20).
Великий (Втор. 10.17). Царь царей (Ис .44.6; Отк. 17.14). Везде сущий (Пс.
138.7-9). Необъятный (3Цар. 27). Неизменяемый (Числ. 23.19; Евр. 1.10-12).
Вечный (Быт. 21.33). Разумный (1Цар. 2.3.). Премудрый (Иов. 12.13.). Творец
(Быт. 1глава; Пс. 135.4-9). Всесильный (Евр. 11.19; 2Кор. 9.8). Всемогущий
(Мк. 10.27). Животворящий (Рим. 4.17; 1Тим. 6.13). Самобытный (1Цар. 2.2;
Иоиль 2.27). Свободный (Ио. 10.17,18). Троица (Мф. 28.13; 1Ио. 5.7). Всесвятой (1Цар. 2.2). Всеправедный
(Втор. 32.3,4). Ревностный (Исх. 34.14; 2Кор. 6.14). Спаситель (Мф. 1.21).
Предобрый (Иак. 5.11). Милосердный, полон Щедрот (Пс. 85.15; Пс. 144.9). Утешитель
(Ио. 14.26). Долготерпеливый (Исх. 34.6). Смиренный (Мф. 11.29). Кроткий (Мф.
11.29). Мирный (Фил. 4.9). Благоговейный (Евр. 5.7). Благостный (Рим. 2.4:
11.22). Жертвенная Любовь (Рим. 5.6-8). Невообразимо Прекрасный (Лук. 9.29-32).
Всепривлекающий (Ио. 6.44; Ио. 12.32). Вседовольный (Деян. 17.25). Всеблаженный
(1Тим. 6.15). Исполнен Славы (Лев. 9.23; Пс. 28.3; Пс. 137.4-5; Иуд. 1.25)
и так далее. Господь Бог есть Троица
(Мф. 28.13; 1Ио. 5.7). Отец, Сын и
Дух Святой, соединенные воедино Любовью, Праведностью и Совершенством.
Бог творит
человека по Своему Образу. «Будьте святы, потому что Я свят (1 Петр. 1.16). И «Будьте
совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5.48). Окончит Он Свое творение обожением, богоподобием, сияющим
всеми цветами Божественной Жизни.
*
* *
Грехи человечества, противоположные святости
Бога: гордость, тщеславие, невежество, плотоугодие, сребролюбие, зависть,
злоба, боязливость, гнев, леность, безответственность, осуждение других, нетерпимость,
раздражительность, празднословие, несочувствие, предвзятость, фанатизм, жестокосердие,
беспечность о своем спасении и прочее.
Беспомощному
слабому ребенку, что на руках у груди матери, надо вырасти в мужа силы, крепости,
способного потом своими трудами и умением приобретать себе и своей семье все
необходимое: жилье, одежду, пищу и все прочее. Но ведь это не все для человека.
В своем воспитании с родительских рук он сошел, но в Божьем откровении он
принят в Его руки, еще как младенец, чтобы питать его «грудью» Своей несказанной
любви. Чтобы воспитать его по Своему Образу и Подобию родным сыном в мужа
совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 14.13). У человека впереди
великая, грандиозная цель, и ему надо непокладая рук трудиться и трудиться.
Первая для него школа – Церковь, вторая – семья, а третья - совместный труд
– общество. Есть для него и частная школа, это молитва, чтение Слова Божьего
и размышление над своей совестью, чтобы затем как-то научиться правильно жить
для Бога и для всего Его творения. Обожение человека - очень высокая планка
для человека. И к нему ведут много ступеней духовной лесенки. Прообраз ее
был в Ветхом Завете, от земли до неба, лесенка праотца Иакова. В Новом Завете
Иисус Христос изобразил эту лесенку в Заповедях Блаженства. В духовной практике,
отец церкви - преподобный Иоанн
Лествичник, в своем литературном труде передал нам свой духовный опыт, как
подвижники веры восходят к «небу» по лесенке своего духовного совершенства.
Значит, Святые Церкви своими подвигами являются нам примером «шествия к высоте».
Этому человека
учат родители и школа, освоить это - трудится он и сам.
Следующая
глава
|