Воскресные беседы прот. Бориса Старка

Неделя 30-я по Пятидесятнице (Лк. 18, 18 – 27)

10 декабря 1972 г.

На главную  

 

Вспомним, что говорит нам сегодняшнее Евангелие…

Некий князь подошел к Христу и спросил Его: «Учитель, что я должен делать, чтобы наследовать вечную жизнь?». Христос напомнил ему о необходимости выполнять заповеди: не убивать, не красть, не прелюбодействовать, не лжесвидетельствовать, почитать родителей… На это вопрошавший ответил, что все это он соблюдает с самого детства. Тогда Христос говорит ему: «Одного ты еще не совершил: продай все, что имеешь, и раздай нищим. И тогда приобретешь небесное сокровище, и тогда следуй за Мной». Этот человек был очень богат, и, услышав такое слово Спасителя, огорчился и отошел от Христа. Видев это, Христос сказал Своим ученикам: «Как трудно богатому войти в Царство Небесное! Легче верблюду пролезть сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное».

Когда мы говорим о богатстве, то часто думаем, что к нам это не относится, так как под словом «богатство» подразумеваем огромные деньги, сберегательные книжки с большими суммами, которых мы не имеем. Но что такое богатство и что подразумевает Христос под словом «богатый» в этом евангельском слове? Важно не количество имущества, а та власть, которую это имущество имеет над человеком…

Один современный нам святитель рассказывал, что в самые первые дни своего монашества один раз он сидел перед столом и держал в руке маленький огрызок карандаша длиной меньше десяти сантиметров, отточенный с одного конца и обгрызенный с другого. И вот его мозг пронзила мысль, что он, как монах, давший обет нестяжания, то есть взявший на себя подвиг никогда и ничего не иметь своего, уже никогда не сможет сказать, что это мой карандаш, и сразу этот огрызок карандаша стал ему таким желанным, что он не мог освоиться с этой мыслью… Он говорил, что это может показаться бредом, но ему понадобилось около четырех часов, чтобы смириться с этой мыслью и сказать себе со всей честностью: «Да! Это не мой карандаш». И это было тем более как будто бессмысленно, что он держал этот карандаш в руках, пользовался им, писал им, но вопрос был в том, чтобы победить в себе чувство собственника, не совместимое с монашеским обетом. И выйдя победителем из этой внутренней борьбы за владение карандашом, этот истинный инок на всю жизнь освободился от власти вещей над ним. Мы часто, глядя на людей, обладающих большим имуществом, чем у нас, склонны преуменьшать свое состояние и думаем, что мы не богаты, но на самом деле постараемся, как этот святитель, взглянуть на себя беспристрастно, и мы увидим, как многим владеем, даже, вернее, не владеем, а как многое владеет нами. Евангельский князь был праведником по сравнению с нами, он выполнял столько заповедей, которых нам выполнить не по силам, но и он споткнулся на вопросе об имуществе, не сумел сказать: «Это не мое имущество, и мне оно не нужно». А что делаем мы, не умеющие выполнять даже те заповеди, которые так легко выполнил евангельский юноша?.. Почти каждый из нас спотыкается о свои богатства, хотя и не признает себя богачом. Мы создаем себе кумира из своего имущества, и ни для чего на свете не согласимся расстаться с ним. Для одних это дом или своя квартира, для других – мебель, какие-нибудь гарнитуры, для третьих – библиотека или какие-нибудь коллекции, для иных, наконец, наряды, тряпки, набивающие шифоньеры. Чтобы пополнить свое имущество, чтобы укрепить свое имение, мы часто идем на нечестные поступки, для обладания временными благами люди идут на преступления, на воровство, часто даже на убийство… Разве не бывает в нашей жизни, что мы теряем друг друга, ссоримся из-за того, что чем-то ущемляется наше имущество, ломается какая-то дорогая для нас вещь, портится какое-то наше платье, ущемляется в чем-то наш инстинкт собственника. И не важно, много у нас этого богатства или мало… важно, в какой степени мы стали рабами этого богатства. Мы думаем, что мы владеем этим добром, что мы владеем этим домом, этой мебелью, этими вещами… Обман, заблуждение… Эти вещи владеют нами, мы их собственность, и, будучи их рабами, мы не сможем идти за Христом, идти по пути Царствия Божия, так как нельзя служить сразу двум хозяевам, служить Богу и маммоне. Пока человек не придет к ясной мысли, что он ничем не владеет, а только временно пользуется тем, что завтра может понадобиться другому, до тех пор путь в Царствие Небесное будет для него закрыт. Человек и захочет идти к Богу, но на узком пути, ведущем к небу, зацепится своим богатством, пусть и не таким большим, как у других, но достаточным, что оно преградит ему путь к совершенству, к спасению, к Богу…

Мы люди мирские, не монахи, и от нас Господь не требует такого нестяжания, как у иноков, мы можем не только писать карандашом, но и владеть им, но надо остерегаться, чтобы карандаш или что-либо другое незаметно не стало бы обладать нами, чтобы из хозяина мы не стали бы рабами своих вещей, чтобы пользовались своим имуществом, готовые в любую минуту с ним расстаться, отдать то, чем владеем, тем, кто в данную минуту в нем нуждается, памятуя слова Господа о том, что все, что мы делаем для одного из людей, мы делаем для Самого Господа. Это путь трудный, путь длительной работы над самим собой, но раз Господь зовет нас на этот путь, значит, он нам доступен. Надо только захотеть от всего сердца, отдать себе честный отчет в том, кому мы хотим служить в нашей жизни – Богу или маммоне? Ясно осознать, верим ли мы в Жизнь будущего века, или нет? И если верим, то что мы должны сделать для того, чтобы войти в эту Жизнь будущего века так, как надлежит христианину?

Это путь трудный, но Сам Господь ободряет нас, говоря в сегодняшнем Евангелии о том, что невозможно человеку, возможно Богу. Когда почувствуете, что ваших слабых сил не хватает, чтобы избавиться от власти богатства, от власти вещей над вами, обратитесь с молитвой ко Господу, как, вероятно, сделал это в свое время, во время многочасовой борьбы над собой упомянутый мною святитель, и Господь поможет вам избавиться от власти маммоны и поможет войти в Царствие Свое, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхания, но Жизнь бесконечная». Аминь.

 

Федоровский собор г. Ярославля

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана