Воскресные беседы прот. Бориса Старка

Неделя 5-я по Пятидесятнице (Мф. 8, 28 – 9, 1)

На главную  

 

Всякий законодательный кодекс имеет своей целью две вещи: во-первых, он определяет права человека, то, что человек может требовать от общества, и, во-вторых, его обязанности, то есть то, что общество имеет право требовать от него самого. И в зависимости от морального состояния того или иного человека находится и его отношение ко всякому законодательству и ко всякому законодателю. Одни прославляют его за те права и блага, которые получают через него, другие порицают, обвиняют, борются с ним за те обязанности, которые он возлагает на них.

Такое же отношение от своих современников видел и Законодатель Нового Завета – Христос, принесший в мир новую правду, новые взаимоотношения между людьми и собой, так и между людьми и Богом. Одни приняли Его с восторгом и пошли за Ним, проставляя Его за все то, что Он делал для людей, за все те блага, которыми Он обогатил человечество, другие… другие не приняли Его не только потому, что не сумели уверовать в Него, но и потому, что Новый Завет являлся и новой уздой для человечества, не только давая ему новые права, но и предъявляя к нему новые требования, проповедуя ему новую мораль и этим самым заставляя человечество порвать со многим привычным, часто желанным, но не совместимым с этикой новой морали.

Это отчетливо видно из сегодняшнего евангельского чтения, так хорошо знакомого нам. Напомню вкратце его содержание.

Христос приходит в страну, расположенную между городами Гергессом и Гадарой. Там Его встречают двое страшных бесноватых, много лет живших в погребальной пещере, так как люди не хотели иметь их около себя. Для свое безопасности они сковывали их цепями, но сила этих бесноватых была такова, столь могуча, что они разрывали цепи и вновь убегали. Так и жили они, отверженные от общества, в гробах, и внешне, и внутренне, в области, где нет света, нет мира, нет любви. И вот эти люди, отверженные от общества, ставят Христу вопрос: «Что нам и Тебе? Что общего у нас и Тебя? Зачем Ты пришел мучить нас раньше времени?». Разве такие их слова, учитывая то, что они сразу, без колебаний, признали в пришельце Сына Божия, не дадут права окружающим людям сказать: «Вот видишь, Господи, разве мы не были правы, когда изгнали их от себя? Они сами отрекаются от Тебя и, значит, должны быть чужды всякому, кто не рожден от Бога?». Но Христос руководствуется иной моралью. Им руководит любовь к каждому человеку, и в данном случае Он видит не несчастных бесноватых, не жертву, а того, кто является источником зла, источником лжи. Он видит злую силу, стоящую за несчастными, и спрашивает: «Как твое имя?» и получает ответ: «Легион!», так как многие страсти обуревали их. И, жалея несчастных, Христос позволяет бесам выйти из них и войти в пасущееся стадо свиней. Взбесившиеся свиньи бросились с крутого берега в море и погибли. И вот тут люди, видевшие это или услышавшие об этом событии, стали просить Иисуса, чтобы Он отошел от их пределов, то есть просто изгнали Его от себя. Исцеленные же бывшие бесноватые просили Господа позволить им остаться с Ним.

Приход Христа в эту страну принес новые законы, законы любви, и эти законы дали освобождение бесноватым, исцеление от злой силы, но одновременно они явились причиной гибели свиней. Нам трудно понять, почему именно таким образом Христос выявил Свою власть и силу. Может быть, Он хотел упрекнуть людей страны Гадаринской за отсутствие любви к двум несчастным. Он ничего не сделал для них, а только пытался себя избавить от возможных неприятностей от общения с бесноватыми. Может быть, Христос хотел таким образом проверить этих людей, проверить степень их любви к окружающим – этого мы не знаем, но мы видим, что в то время, как исцеленные видят то, что дает им присутствие Христа, хотят навсегда остаться с Ним, - в это же время люди гадаринские увидели лишь то, чего они лишились от прихода Чудотворца, забыв об исцелении, забыв о той радости и счастье, которое эти исцеленные испытывают, не думая даже о той собственной выгоде, которую принесло им освобождение от этих лютых бесноватых, видят только то, чего они лишаются. Приход Христа принес человеческие права ранее отверженным бесноватым, но этот приход и лишил жителей части их имущества, то есть свиней, и хотя свиньи почитались иудеями как животные нечистые, и даже чтобы пасти их, нанимали чужеземцев, чтобы самим о них не оскверняться, и все же потеря их заставила жителей изгнать Христа из своих пределов.

Увидя бесспорное чудо, одни удивились, обрадовались, выявляли свою готовность следовать за Христом, другие – испугались, огорчились тому, что быть с Христом – грозит какими-то ограничениями, потерей части имущества, и испугались Бога, как и теперь часто пугаемся мы Бога, когда понимаем, что быть с Ним, идти за Ним, жить по его закону заставит нас отказаться от части нашей привычной жизни, наших устоявшихся, пусть и греховных привычек, и пусть эти привычки будут также нечисты, как погибшие свиньи, но нам их жалко, и, забывая те права, которые дает нам Закон Христов, мы видим только те обязанности, которые на нас накладывает этот Закон, и не хотим брать на себя эти обязанности. И часто бунтуем против Того, Кто установил эти Законы Божественной Любви.

Мы боимся, что, признав Закон Христов, мы этим самым вынудим себя отказаться от всякой скверны, несовместимой с Божиим Законом, и поэтому изгоняем Христа из своего сердца, как это сделали жители страны Гадаринской, забывая, сколько добра, света и радости несет этот Закон и нам самим, и всем окружающим. Мы не замечаем это добро, как не заметили гадаринцы исцеления бесноватых. Этот Закон Любви, отрицающий зло, но не ненавидящий человека, как часто он нам невыносим в нашей жизни, в семье, во всяком обществе. Не убоимся лишиться части своих привычек, не устрашимся, если придется поступиться тем, что в Евангелии выражено под свиным стадом. Пусть перед нашим взором постоянно будут те блага, которые принес нам в Мир Христос и Его Закон, те блага, которыми пользуется всякий человек, идущий за Христом. Не уподобимся гадаринцам, изгнавшим Христа, чтобы избавить себя от обязанностей, а подобно исцеленным, всегда будем иметь перед собой те великие права, которые дал нам Господь, и ради которых мы все можем оставить, чтобы всегда пребывать с Ним.

Своим присутствием на землю Господь дал возможность всякому желающему человеку войти в небесные обители. Для каждого желающего открыты широко двери. Не побоимся оставить все то, что может нам помешать войти в эти двери, оставим всю нечистоту, все свои грехи и ошибки. Господь ждет нас. Откликнитесь на Его зов.

Аминь.

Федоровский собор г. Ярославля

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана