Воскресные беседы прот. Бориса Старка

Неделя 4-я по Пятидесятнице (Мф. 8, 5 – 13)

4 июля 1971 г.

На главную  

 

Каждый раз, когда мы слышим то или иное евангельское чтение, мы что-то выносим из него для себя новое, что-то полезное. На чем же остановим мы свой взор в сегодняшнем чтении, которое Святая Церковь предложила нам во время сегодняшней литургии?

Не стану пересказывать его вам целиком, надеюсь, что большинство из вас пришло в храм своевременно и сами слышали Евангелие. Напомню лишь, что там говорилось о сотнике – римском военачальнике, который, обратившись к Иисусу, сказал Ему, что раб его болен, и Христос сперва хотел пойти в дом сотника, а потом, видя его веру, просто сказал: «Иди, отрок твой исцелен».

Прежде всего, нас не может не поразить та вера, с которой обращается к Христу этот иноплеменный воин. Он не просит об исцелении, он просто говорит: «Мой отрок болен», и, видимо, знает, что этот его скорбный вопль не останется без помощи. В то время, когда многие другие иудеи не доверяли Христу, не хотели признать в Нем больше чем Сына плотника – этот римлянин и при этом воин не только обращается к Христу, как ко Всемогущему Чудотворцу, но еще проявляет при этом исключительное смирение. Он, как представитель войска страны-победительницы, страны, оккупировавшей Иудею, мог приказать Христу прийти к нему, а он даже тогда. Когда Сам Христос говорит ему, что придет в его дом и посмотрит на болящего отрока, отвечает Ему смиренно: «Господи, я не достоин того, чтобы Ты вошел в мой дом, но только скажи – и все будет, как Ты скажешь. Ведь если я говорю моим подчиненным воинам: «Сделай то-то и то-то», т они сейчас делают, скажу: или – и идут. Стоит Тебе только сказать слово, не тревожась и не двигаясь, как все будет сделано, и отрок мой получи помощь». Этим самым сотник подтверждает свою веру, свою уверенность, что Иисус имеет власть и над стихиями, и над духами, и над тем, чему подвластны болезни, и такое смирение, но в то же время такое непоколебимое исповедание веры получает немедленную награду и отрок исцеляется.

Есть и еще один момент в этом повествовании, который всякий раз, как его слышишь, поражает и… ободряет. Сотник даже не просит словами, а только тянется с надеждой ко Христу и по его вере отрок исцеляется. Мы видим такое и в других евангельских местах: по вере матери-самарянки исцеляется ее дочь, по вере друзей, принесших своего расслабленного друга – исцеляется этот друг, хотя евангелие и не говорит нам о вере своих исцеленных, только говорится: по вере твоей будет ей, по вере вашей будет ему… Как это утешительно для нас, так часто скорбящих о том, что многие наши близкие и друзья потеряли способность сами за себя просить Христа, иногда потому, что потеряли способность молиться, иногда потому, что потеряли веру в Христа, потеряли Самого Христа… А ведь каждый из них в той или иной степени нуждается в исцелении, нуждается в милости Христовой, и вот тут мы, вспоминая евангельские места, подобные сегодняшнему, получаем дерзновение молить Господа за наших близких, потерявших Бога, приносить Богу своими молитвами наших близких, часто для этого разбирая крышу и опуская их к ногам Иисусовым, как это сделали четыре друга, по молитвам которых исцелился их расслабленный товарищ. Как отрадно и как утешительно сознавать, что наша молитва за других может оказаться для них столь спасительной, и что по нашей о них молитве они могут оказаться у ног Иисусовых и, исцеленные, остаться у ног его.

Это евангельское сказание показывает нам, как важна и плодотворна наша молитва друг за друга, и, в частности, как важна наша молитва за тех, кто потерял возможность сам прийти ко Христу. Молитесь друг за друга, дорогие братья и сестры, молитесь не только за тех, кто близок вам по духу, но и за тех, кто вам не понимает, может быть, осуждает, может быть, критически относится к вашей вере и к вашей молитве.

Помните, что сказано в Евангелии: все возможно верующему… Пусть ваша вера и ваша молитва принесут благо всем вашим близким и знаемым, пусть по нашей молитве свет Христов затронет душу всякого живущего на земле, пусть наша молитва принесет благо каждому человеку, как бы далеко он сам ни находился от Христа. Этой молитве за других нас учит сегодняшний римский сотник. Пусть наша вера в Бога не окажется меньшей, чем у него.

Аминь.

 

Федоровская церковь г. Ярославля

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана