Воскресные беседы прот. Бориса Старка

День Всех Святых, в Земле Российской просиявших.

Неделя 2-я по Пятидесятнице

2 июня 1967 г.

На главную  

 

В прошлое воскресенье мы справляли память Всех Святых, от века просиявших в Христовой Церкви, как бы вся Церковь была именинница, а в нынешнее воскресенье, 2-е по Пятидесятнице, мы празднуем праздник меньший по своим масштабам в плане мировом, но для нас, может быть, более близкий и больше нас трогающий: это праздник Всех Святых, просиявших в нашей родной Российской Церкви, на просторах нашей дорогой Родины-России.

Задолго до крещения Руси святым Владимиром, слово Божие уже звучало в отдельных местах нашей необъятной Родины, в различных ее углах совершались службы Истинному Богу, горели лампадки перед святыми иконами. Предание говорит, что первым принесшим Слово Божие на нашу землю был апостол Андрей Первозванный. По преданию он, высадившись на территории современного Крыма, прошел затем до места, где теперь стоит город Киев, а затем дошел и до места теперешнего Новгорода и даже побывал на острове Валааме. Везде он ставил кресты в память своего пребывания и предрекал этим местам большую и напряженную религиозную будущность.

В конце третьего века и в начале четвертого проповедовали в устье Днепра и на месте теперешнего Крыма священномученики Херсонесские, в очень давние времена зародилась религиозная жизнь и на острове Валаам, где еще до крещения Руси уже существовало монашество. Нам известны православные церкви в городе Киеве еще до того, как христианство стало государственной религией. Но, конечно, особенно быстро и бурно стало развиваться православие после того, как киевский князь Владимир крестился сам, со всем своим двором, и крестил в днепровских струях всех киевлян, а затем постепенно и всю Русь. Хотя христианизация Руси прошла не сразу, но все же с того момента свет Христовой Истины стал освещать все просторы нашей Родины, а отдельные угодники стали факелами, свет от которых видим на всех земном шаре.

Можно сказать, что нет уголка в нашей земле, который не был бы освящен подвигами веры и благочестия тех или иных святых. Разными путями шли они к Христу, разными подвигами прославляли Создателя Христа, но у всех них мы находим основные черты Русского благочестия: пламенную веру в Христа, связанную с большой и жертвенной любовью к своему Отечеству.

Святые князья Владимир, Ольга, Александр Невский, Борис и Глеб и многие, многие другие пришли к святости, служа своему народу и часто отдавая свою жизнь за други своя. Многочисленные святители, как Московские, так и Киевские, Новгородские и Ростовские, стояли во главе своих епархий, оберегая их от различных напастей, отстаивая чистоту веры и являясь образцом кротости и благочестия. Бесчисленные подвижники, угодившие Богу в монашеском подвиге, ушедшие от мира для того, чтобы лучше служить этому миру, являвшиеся совестью Руси, к которым за советом, за помощью, а иногда и с покаянием приходили и владыки мира, и простые, немудрые люди. Всему миру известны имена преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и многих, многих иных подвижников. Строители монастырей и обителей, этих духовных целебниц Руси, где находили свет и упокоение от мирских забот и стар, и млад, и царь, и воин, и богат, и убог. А сколько подвижников являет нам святая Русь, стяжавших себе небесный венец, не уходя из мира, являя благой пример святости в миру? Святая Юлиания Лазаревская, святой Симеон Верхотурский – скромный труженик, простец, постигший то, что скрыто от многих мудрецов. Все они являют собой одно целое – Святую Русь, Русскую Православную Церковь, к которой и мы, грешные, имеем радость и честь принадлежать.

И мы бесконечно рады, чувствуя свое духовное единение со всеми этими угодниками Русской Церкви. Мы обращаемся к ним за помощью, берем пример их жизни за образец себе, стараемся идти тем же путем, которым они прошли, живя на этой же Русской земле среди тех же русских полей и лесов, проходя по тем же русским дорогам и рекам и придя этим путем в бесконечное Царствие Божие.

Да, братья и сестры! Великая радость быть частицей святой Руси, велико счастье от сознания, что мы являемся частицей того Тела Православной Церкви, к которой принадлежали и все чтимые и любимые нами угодники. Но для того, чтобы быть членом Православной Церкви, мало быть русским и веровать во Христа. Ведь и всякий сектант и раскольник тоже верит в Христа, но не является членом Православной Церкви. Чтобы быть православным, чтобы принадлежать к святой Руси, надо жить всей полнотой церковной жизни, слиться с ней в таинствах святой Церкви. Чтобы быть православным и быть духовно связанным и Русской Церковью, надо быть в общении с церковной иерархией. Это она осуществляет нашу связь со всей Святой Русью, и прежде всего эта связь осуществляется через каноническую власть епископа в каждой епархии. Не может быть ни одной части Православной Русской Церкви, если она не находится в духовной зависимости от канонически поставленного верховной властью Епископа. Это он является для нас тем звеном, которое соединяет нас со всей Святой Русью, как настоящей, так и прошлой, это он является нашей связью со всей христианской Церковью, так как он несет на себе преемственность апостольского служения. Вот почему мы, православные люди, с такой любовью относимся к нашим епископам. Помимо тех чувств, чисто человеческих, любви, уважения, привязанности, которые они в нас вызывают, мы ценим в них их апостольское преемство, они – прямые наследники первоапостолов – соединяют нас со всей Христовой Церковью, и прежде всего – с нашими родными российскими Святителями и чудотворцами.

Без законного канонического Епископа – нет Церкви. Люди, порывающие со своим епископом, этим самым выделяют себя из Христовой Церкви и уподобляются сектантам. Еще не зная лично своего епископа, так как, может быть, живем от него далеко, мы все же чтим в нем его святительский сан, любим его как нашего отца и святителя, так как духовная связь с ним – залог нашего пребывания в лоне Православной Церкви.

Вот почему за всеми богослужениями мы всегда и неизменно возносим молитвы за нашего Первосвятителя Святейшего Патриарха, и за того Святителя, которому верховная церковная власть доверила духовное окормление нашей епархии.

Вглядываясь в духовный опыт всех святых Земли Российской, столь различный по форме, но столь похожий по достижению, особенно живя в Ростово-Ярославском крае, столь богатом великими угодниками, научимся идти путем мира, любви и благочестия, чтобы оказаться достойными наследниками их, достойными чадами Святой Руси, и да помогут нам они в нашем трудном пути – достижении святости.

«Вся святии земли Русския, молите Бога о нас».

Аминь.

 

Село Крест Ярославской области

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана