На главную
Кто из людей моего поколения в
своем детстве не засматривался кинокартинами с участием великого и,
пожалуй, самого знаменитого артиста того времени Ивана Мозжухина, игравшего почти всегда с Наталией
Лысенко, которая, кажется, была его женой. «Казанова», «Игрок в
шахматы» и многие другие картины вызывали в 20-е годы восторги и
взрослых, и нас, подрастающих юнцов. Наряду с Верой Холодной это были
самые популярные артисты отечественного кино.
Потом И.И. Мозжухин оказался за
рубежом… Почему? Не знаю, может быть, по приглашению иностранных фирм,
может быть, эмигрировал, как многие из его соотечественников. За
рубежом много играть ему не приходилось. А с появлением звукового кино
он совсем сошел со сцены. Звуковых дубляжей тогда еще
не было, а его язык, помесь французского с нижегородским, начисто
снимал его кандидатуру для участия в новых фильмах. Тут
появились беды: туберкулез, обычное стремление неудачников найти
утешение в вине и в результате – одинокая заброшенная могила на
кладбище Нейи под самым Парижем. (В Нейи была частная русская клиника, в которой он и
умер). На этом кладбище было довольно много русских могил, в основном,
больных из русской клиники. Кладбища Сент-Женевьев
тогда еще не было. Посещая это кладбище по просьбе кого-то из родных, я
случайно натолкнулся на заброшенную могилу И.И. Мозжухина.
Правда, в Париже жил его брат, бас Александр Ильич с женой, известной
пианисткой Клеопатрой Андреевной, игравшей под именем Клео Каррини, но жилось им
очень трудно. А.И. не мог часто петь, так как для пения в Гранд Опера, куда его
звали, надо было отказаться от советского паспорта, но он все же не это
не шел и все годы сохранял советское подданство. Может быть, посещение
было для него тягостно, не знаю. Но могила была заброшена и рисковала
скоро вообще исчезнуть. Мне захотелось во что
бы то ни стало перевести прах И.И. Мозжухина
в Сент-Женевьев. Брат отнесся к этому не
только с сочувствием, но и с большой благодарностью, но предупредил,
что лишен возможности хотя бы в данный момент принять участие в
расходах. Я стал ждать, когда с этого кладбища будут кого-нибудь
перевозить к нам, чтобы воспользоваться даровым транспортом. На все
остальное, то есть могилу, гробик, работу могильщиков удалось достать
денег. И вот я стою перед раскрытым гробом того, кто считался одним из
самых красивых мужчин того времени. В гробу сухие кости и почему-то
совершенно сохранившиеся синие плавки. С благоговением я взял в руки
череп того, кто был нашим кумиром в дни моего детства…
В этот момент мне почудилось нечто шекспировское, нечто от
Гамлета. Я поцеловал этот череп и аккуратно положил в новый гробик
вместе со всеми другими косточками, которые бережно вынул из старого
гроба, покрыв их синими плавками.
Бог помог и могилу достать, и выкопать ее поглубже, чтобы со временем в эту могилу смогли бы
лечь брат и невестка покойного. Удалось поставить и простенький
каменный крест.
Александр Ильич с женой намеревались вернуться на Родину,
но к моменту моего отъезда А.И. был уже сильно болен, и я навестил его
в больнице, чтобы попрощаться. Вскоре он умер. Похоронен он был рядом с
братом в одной могиле. Жене же его удалось приехать в Москву, где она
проживала в доме для престарелых артистов имени Яблочкиной и где она и
умерла.
В Пензе на Родине братьев Мозжухиных
устроен или музей их памяти, или отдел их памяти в городском
краеведческом музее. Я переписывался с К.А. до ее кончины. Она писала
мне, что трудится над мемуарами братьев Мозжухиных,
которые ей заказал Пензенский музей.
На главную
|