На главную
Постоянным врачом в Русском Доме Сент-Женевьев-де-Буа
была почти с самого его основания докторша Эмилия
Николаевна Бакунина, и, как консультант, ее муж, тоже доктор, Алексей
Ильич Бакунин. У них в Москве была своя частная клиника, работавшая во
времена нэпа. Когда в 1924 году тяжело заболел Патриарх Тихон, то его
не могли устроить ни в одну больницу Москвы, и тогда чета Бакуниных
предложила поместить его у себя в клинике, хотя они оба были очень активно
антицерковными. В их клинике, на руках у Эмилии
Николаевны, и умер Святейший Патриарх Тихон 07.04.25.
Несмотря на свое отрицательное отношение к духовенству, Эмилия Николаевна очень уважала Святейшего
Патриарха Тихона и всегда охотно говорила о нем.
Очень недобро вспоминала она о Митрополите Петре Крутицком, который часто навещал в клинике
Патриарха. Думаю, что это было просто чувство врача, который видит, что
посетитель вредно влияет на здоровье пациента. Время было трудное, и,
конечно, в каждый свой приход Митрополит Петр должен был затрагивать
трудные и болезненные вопросы, и после таких посещений состояние
здоровья больного резко ухудшалось, и, конечно, это не радовало врачей.
Не знаю, в связи ли с пребыванием в их клинике больного
Патриарха или же по иным причинам, но вскоре чета Бакуниных была
выслана из России. Он был потомком известного революционера, а она вела
свое происхождение от не менее известного Лопатина. Это обуславливало
их антиклерикализм. С моим собратом о. Львом Липеровским
она вообще едва разговаривала, и так как он до
священства был сам врачом, то, помимо церковных, у них были еще
разногласия чисто медицинские. Э.Н. Бакунина была великолепным врачом,
хорошим диагностом, человеком большого терпения. И ко мне, и ко всей
нашей семье она относилась очень сердечно, но ни в каких церковных
церемониях участия не принимала. Ее муж был для нее большим крестом,
так как к старости лет он пристрастился к кокаину, морфию, и часто
бывал в невменяемом состоянии.
Я не скажу, что оба Бакунина были совершенно атеистами!
Нет… У них на столе лежала Библия, и А.И.
часто ее прочитывал и цитировал, но к церкви как к организации и
духовенству отношение было непримиримое, и, при всем ее хорошем ко мне
отношении, на церковные темы, помимо рассказов о Патриархе Тихоне, мы
не вели.
Когда Алексей Ильич умер, то встал вопрос: как его
хоронить? Конечно, Эмилия Николаевна не
пожелала отпевания и заноса тело в церковь, но для Русского Дома такая
демонстрация атеизма была невозможна, тем более,
что многие любили покойного и искренне желали помолиться об успокоении
его души. Тогда я подошел к Э.Н. и спросил ее:
- Будете ли вы протестовать, если мы совершим заочно
отпевание вашего мужа в храме?
Она сказала, что для нее это безразлично, но что если
кому-то это может быть приятно – она не возражает.
Так и сделали, и это был, кажется,
единственный случай заочного отпевания нашего пенсионера, лежащего в
комнате того же дома. После погребения чисто гражданского, когда все
разошлись, я отслужил на могиле литию. Позднее Э.Н. заказала нашему
скульптору А.Н. Бенуа надгробный памятник: гранитная глыба, на которой
рельефом выделен отполированный восьмиконечный православный крест.
Умерла Эмилия Николаевна уже
после нашего отъезда.
На главную
|