На главную
Среди моих близких знакомых в Париже была некая Мария Иллиодоровна Орлова, урожденная Горленко, по
первому браку Коломнина. Как и Анна Феликсовна
Воронко, она была посредницей среди антикваров. Ее отец, генерал
Горленко, был потомком святителя Иоасафа
Белгородского (Горленко), а ее мачеха была известной в свое время
артисткой Мариинского театра Петербурга,
Мария Ивановна Долина. С Марией Иллиодоровной
я познакомился по деловым вопросам. Когда наступали
для нашей семьи трудные минуты, она помогала нам продать то немногое,
что оказалось с нами в Париже: серебряную вазу, привезенную отцом из
Китая, нашейный орден Святой Анны с мечами, полученный моим отцом за Моонзундскую операцию в конце первой мировой войны,
и даже обручальное кольцо моей мамы, которое я, сняв с ее пальца после
ее смерти, привез отцу в Париж. Мария Иллиодоровна
всегда шла нам навстречу и устраивала мои дела в этом плане самым
выгодным для меня образом. Позднее, уже во время войны, она откупала у
немецких офицеров церковную утварь, и я, собирая деньги среди людей,
покупал через нее чаши, дискосы, кадильницы и прочую утварь, явно
вывезенную немцами из наших русских храмов на оккупированных
территориях.
Семья Горленко оказалась в Париже раньше большинства
эмиграции, уж не знаю, по каким причинам. Мария Иллиодоровна
была первым браком замужем за Дмитрием Коломниным, внуком известного
издателя Суворина (сын дочери Суворина). От этого брака у Марии Иллиодоровны была дочка Александра. В 1919 году эта
девочка заболела, кажется, дифтеритом и умерла, ухаживающая за ней
бабушка Мария Ивановна Долина заразилась и тоже умерла через неделю.
Это было еще самое начало эмиграции. Русских в Париже было еще мало, и
бытовало мнение, что скверный анекдот скоро кончится, большевиков
выгонят, и мы вернемся домой… С такими настроениями
генерал Горленко положил тела своих жены и внучки в металлические гробы
и поставил их в свободное помещение под собором на ул. Дарю, в глубине
нижнего храма. В это время церковь, бывшая посольская и бывшая на
содержании посольства, очутилась на «самообеспечении».
Доходов поначалу не хватало, и принять гробы за известную мзду до
падения большевиков было удобно для уравновешивания церковного бюджета.
Когда в 1933 году умер сам генерал, то металлический гроб с его телом
был поставлен дочерью рядом с остальными двумя. И вот в ноябре 1942
года, убедившись, что временное оказалось постоянным, Мария Иллиодоровна решила перевезти прах своих близких на кладбище в Сент-Женевьев.
Что мы и сделали. Металлические гробы из собора были перевезены на наше
кладбище. Над ними А.Н. Бенуа соорудил большой памятник в русском стиле
с иконой святителя Иоасафа Белгородского,
дальнего предка погребенных.
Я не знаю, где и как проходила служба генерала Горленко,
но зато имя Марии Ивановны Долиной известно каждому, кто хоть немного
имел дело с театральной жизнью Петербурга в конце 19 и начале 20 веков.
Одна из ведущих артисток Мариинского театра,
прекрасная Ольга в «Евгении Онегине», Княгиня в «Русалке»,
исполнительница мужских ролей: Ратмира, Вани
из «Ивана Сусанина», Изяслава в «Рогнеде», Зибеля в
«Фаусте», Леля в «Снегурочке»… О ее творчестве написал целую главу мой
дядя Эдуард Старк (Зигфрид)
в своей книге «Петербургская сцена и ее мастера» (издательство
«Искусство», Ленинград, 1940, Москва).
На главную
|