Воспоминания прот. Бориса Старка «По страницам синодика»
Мария Дмитриевна Кашкина, урожденная графиня Бутурлина

5 марта 1941 г.

На главную  

 

Перед войной в 1937-39 годах мы три лета подряд проводили в детском лагере в 15 км от Компьена, в 100 км от Парижа на север, в местечке Эленкур-Сент-Маргерит. Моя жена работала там воспитательницей. Первые два года я приезжал к ним проводить свой отпуск, а на третий был уже приглашен тоже быть там воспитателем и одновременно служить в походной церкви – неотъемлемой принадлежности каждого детского лагеря.

Эта маленькая деревушка, расположенная в чудесной местности среди полей битв войны 1914-17 годов, была наполовину разрушена, и когда после войны жители получили контрибуции за разрушенные дома, то на эти деньги большинство купило себе дома поближе к Парижу. Ко времени нашего там пребывания, половина деревни была разрушена и не восстанавливалась. Населения стало очень мало. Школа для немногих детей помещалась в небольшом доме, а старая, чудом уцелевшая, двухэтажная школа пустовала, и ее каждый год снимал для детского лагеря отец Александр Чекан, настоятель очень мощного пригородного прихода Бийанкур. Кроме того, в этой же деревушке у частных людей на лето селились отдельные русские, как сказали бы теперь, «дикарями», а также имела свой маленький домик видная представительница «старой» Москвы Мария Алексеевна Маклакова. Старая девица, очень энергичная, деятельная, с очень острым язычком, москвичи ее побаивались и называли «ла вьерж фоль», то есть сумасшедшая девственница. Один из ее братьев, Николай, был одним из последних министров внутренних дел, а второй, Василий, послом Временного правительства в Париже. Он был одинок, и его сестра жила с ним и вела его хозяйство, а на лето уезжала в свой домик в Эленкур. К ней постоянно приезжали и гостили у нее очень интересные люди, а также бывали и те, кто снимал комнаты самостоятельно у местного населения в почти пустующей деревне: Мозжухин, известный бас Александр Ильич с женой, известной пианисткой Клеопатрой Андреевной, которая носила имя и «Клео Каррини», кроме них были: семья Татариновых, Тучковы, Якунчиковы.

Среди прочих каждый год гостила и Мария Дмитриевна Кашкина. Происходившая из древнего рода графов Бутурлиных, эта в свое время более чем состоятельная женщина выехала из России не в первые годы после революции, а позднее, уже в 30-х годах. Эта разница всегда была чувствительна. Выехавшие в первые годы, годы разрухи и эксцессов, считали, что с их отъездом Россия кончилась, а осталось какое-то мокрое место под именем Совдепии. Те же, кто выехал позднее, хотя часто и испытывали многие превратности судьбы, но все же считали, что есть Россия, хотя пока еще и не совсем понятная, но которая является единственной наследницей всех старых русских духовных ценностей. Такова была и Мария Дмитриевна Кашкина. В свободное время я часто бывал у Маклаковой, с которой наладил очень хорошие отношения, несмотря на многое, что нас разделяло, и там часто встречался с Марией Дмитриевной и много говорил. Она сразу стала мне очень близкой. Она много пережила. Тюрьма, ссылки, лагеря… Она была довольно грузной и ходила с трудом, так как ноги ее были перебиты… Несмотря на это, она сохранила очень теплое воспоминание о своих тюремщиках, о лагере, молодых солдатиках, с которыми она там занималась иностранными языками. После всего пережитого она стала заикаться, и, несмотря на свою сложную судьбу, всегда говорила мне:

- В к-какое инт-т-тересное в-время мы ж-живем! Как я благодарна Богу за то, что Он дал м-мне ж-жить в т-такое инт-тересное в-время!

Когда началась война, и из Парижа стали эвакуировать и детей, и стариков (имею в виду, конечно, русских) и помещать их подальше от Парижа из страха перед бомбардировками и особенно газовыми атаками, которыми немцы угощали французов в прошлую войну, один из флигелей Русского Дома, находившийся в Вильмуассоне, наполнили детьми (сперва их было около 200), а в главный дом, находившийся в 4,5 км в Сент-Женевьев, переселили стариков из Вильмуассона и приняли еще и из Парижа, уплотнив их по два-три в комнату (до войны у каждого была своя комната). Среди вновь поступивших я увидал Марию Дмитриевну Кашкину. Бывая регулярно в Сент-Женевьев, я всегда навещал ее и продолжал наши контакты, начавшиеся в Эланкуре. Как-то раз, вернувшись в Вильмуассон из Парижа, я узнал, что из Сент-Женевьев мне звонили по телефону, и, как мне передали дети: «Тетя с кошкой просит вас зайти к ней».

Я ломал себе голову над тем, кто это такая – «тетя с кошкой». На следующий день на велосипеде я приехал в Русский Дом, и, въезжая около гаража, где я всегда оставлял велосипед, увидел свет в часовне-морге, куда всегда ставили тела усопших пенсионеров до перенесения их в церковь для отпевания. Я спросил:

- Кто умер?

Мне ответили:

- Мария Дмитриевна Кашкина

Тогда я сообразил, что не «тетя с кошкой» меня вызывала, а М.Д. Кашкина, почувствовав себя плохо, просила меня к ней приехать, может быть, желая причаститься. Увы! Было уже поздно, и откликнуться на ее призыв я уже не мог.

На память о ней у меня осталась икона преподобного Серафима в серебряной рамке, бывшая с ней в ссылке и еще несущая на обратной стороне следы лагерной печати. В моей памяти М.Д. Кашкина осталась как пример человека, сумевшего увидеть историю не через призму личных невзгод и переживаний, а перешагнув через эти личные чувства и личные обиды.

 

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана