На главную
Задавались ли вы, дорогие братья и сестры, вопросом,
почему по Воскресении Христовом многие Его
близкие ученики не сразу узнали Его, многие – не узнавали совсем?
Задумывались ли вы над тем, почему в момент Преображения на горе Фаворской
только троим ученикам, и то только на короткое время, Он показал Свое преобразившееся лицо, Свое видоизменившееся тело?..
В мире чисто телесном, материальном разные люди имеют
разную степень восприимчивости: одни видят или слышат лучше, имеют
зрение или слух более тонкий, утонченный, другие труднее воспринимают
даже материальную сторону жизни, обладая худшим слухом, зрением или
другими органами чувств…
У Чехова в чудесном рассказе «Степь» описывается мужичок,
зрение и слух которого были так обострены, что он через всю широкую
степь видел, как играет лисичка, как бегают мышки или другие зверьки,
или птицы, которых не видели другие, как ни старались, так как их
зрение было не так утончено.
Во флоте, особенно в подводном,
очень ценят людей с особо обостренным слухом, назначают их
гидроакустиками, и в глубине подводной лодки, прильнувши к специальным
аппаратам, они издалека слышат малейший шум, и по этому шуму безошибочно
определяют – где и какой корабль идет в поле их действия. И в то же время рядом другие
матросы, как ни стараются услышать, но, не имея такого острого слуха,
замечают следы приближающегося корабля, только когда он уже много
ближе.
То же самое приблизительно происходит и в духовной жизни
человека, а может быть, и в большей мере. Глядя на одну и ту же вещь,
один видит и слышит одно, а другой – часто совсем другое, и это зависит
от степени его внутреннего совершенства. Как радиоволны, легко ловимые
современным приемником, не попадают на наш слух, если наш приемник
неисправен или неточен. Тайну этого явления немного приоткрывает нам
Преображенский тропарь, в котором мы поем, что Христос показал Своим ученикам Свою славу «яко же можаху», то есть в меру возможности их восприятия.
Еще более ясно и подробно развил эту мысль ныне нами празднуемый
старец, преподобный Серафим Саровский в своей
беседе со своим учеником Мотовиловым.
Я уже говорил вам мельком об этом несколько лет тому
назад, но считаю уместным и еще раз напомнить тем, кто, может быть,
плохо запомнил, и рассказать для тех, кто, может быть, слышит об этом
впервые.
Мотовилов был состоятельный помещик. По молитвам
преподобного Серафима он был исцелен от тяжкой болезни и глубоко
почитал преподобного старца. Каждое свидание с ним, каждая его беседа
была для Мотовилова большой радостью и счастьем. Один раз старец позвал
к себе приехавшего в Саровскую пустынь
Мотовилова, но два дня не принимал его, только к концу второго дня
мельком повидал, благословил и велел прийти на следующий день, после
поздней обедни. Хотя весь этот день в ожидании приема старца Мотовилов
ничего не ел, но, как он говорил, голода он не чувствовал, так как его
душа была полна ожиданием беседы с преподобным.
Вероятно, не без умысла старец Серафим только на третий день принял
своего ученика, давая ему время молитвенно подготовиться. Мотовилов, как и было велено ему,
после обедни пришел в пустыньку к преподобному, и они пошли к лесу.
День был холодный, землю покрывал густой снег, и сверху все время мело
довольно густым снегом. Посадив Мотовилова на пенек, старец сам сел напротив
и начал длинную и очень поучительную беседу. Я не буду вам ее
передавать полностью, остановлюсь только на самом главном. «Господь
открыл мне, - сказал великий старец, - что с детства своего вы все
хотели узнать, в чем состоит цель нашей христианской жизни, и у многих
великих духовных особ об этом спрашивали, но не удовлетворились их
ответами». Это было действительно так, но старец об этом не мог знать,
и видимо, действительно Сам Господь открыл ему
это.
«Говорили вам, - продолжал старец, - ходи в церковь,
молись Богу, твори заповеди Божии, но это все
вас не удовлетворило. И вот я, убогий Серафим, открою вам, в чем
действительно состоит эта цель. Молитва, пост, бдение, добрые дела
христианские – как ни хороши сами по себе, однако не в их делании
состоит цель христианской жизни. Истинная цель – это стяжание Духа
Святого Божия, а все остальное – это только
хорошие средства для достижения этой цели». И тут преподобный старец
стал подробно говорить, как надо стяжать этот Святой Дух.
«Как в жизни мирской мы тщательно стяжаем богатство, успех
по службе, тогда мы все делаем для достижения этих целей, так и в жизни
духовной все наши силы и помыслы должны быть направлены к стяжанию
высшей духовной ценности – Святого Духа. О, как бы я хотел, чтобы вы
всегда были в состоянии этого Духа! Ведь в Писании сказано: «В чем
застану – в том и сужу». Горе нам, если Господь застанет нас,
отягощенными попечениями житейскими. Вот почему сказано: «Бдите и молитеся, да не внидете в
напасть», то есть не лишитесь Святого Духа, и, конечно, первое средство
удержания этого Духа – это постоянная молитва. Апостол Павел сказал:
«Всегда молитеся». Конечно, всякая
добродетель полезна для души, но захочешь пойти к обедне – близко
церкви нет, или обедня уже отошла; хочешь подать нищему – да нищего
нет, или же подать нечего; хочешь ради Бога девство соблюсти – да не
можешь или ради сложения своего, или же по происку
врага, которому не хватает сил противиться… А
молитва доступна всегда и всякому: и богатому, и бедному, и сильному, и
убогому, и молодому, и старому, и праведнику, и грешному. Ведь когда
грешный молитву возносит – и она доходит до Бога, и Господь ее не
отвергает. А если непрестанной молитвой человек стяжает себе благодать
Святого Духа, то вокруг него все преображается… И
тогда сама смерть не страшна, и горевать не о чем…»
После долгой и поучительной беседы, которую Мотовилов
слушал, затаив дыхание, он спросил батюшку: «А каким же образом можно
узнать мне, что я нахожусь в состоянии благодати Святого Духа?» На это
старец велел ему посмотреть ему в лицо, говоря: «Мы оба сейчас в состоянии
благодати». Но испуганный Мотовилов не мог смотреть на Серафимов лик –
ему казалось, что человек, который стоит около него и держит свои руки
на его плечах, как бы находится в центре солнца и источает нестерпимый
свет. «Что же вы чувствуете еще?» – «Чувствую так хорошо, такой мир и
покой на душе, что и слов не нахожу, необычайную сладость, какой никогда
не испытывал. Чувствую теплоту необыкновенную…» - «Как – теплоту? Да
ведь мы в лесу сидим. Зима на дворе, снег под нами, да и на нас более
вершка снега насыпало!» И потом прибавил: «Я все это знаю и тоже
испытываю, и спросил просто, чтобы узнать – так ли и вы это чувствуете?
Вы все это на мне видите потому, что и сами сейчас в Духе Божием. Иначе бы вам меня таким было бы не
увидеть».
Вот в этих словах преподобного Серафима мы находим отгадку
того, почему еще не просвещенные апостолы не могли сразу видеть
Воскресшего Христа, вот почему только троим, самым совершенным, было
дано увидеть свет Фаворский Христа Преобразившегося…
И каждый из нас видит и весь мир вокруг нас, и в меру
возможного зрения Самого Христа, по мере
возможности своего восприятия, своего собственного пребывания в Духе Божием. Человек праведный, духовно очищенный, видит
и весь мир преображенный вокруг себя, и людей
видит с их светлой стороны, а когда око наше темно и лукаво – все
вокруг видится нам темным и греховным. «Цель христианина, - говорит
старец Серафим, - это стяжание Святого Духа». И чем ближе к нашей душе
Святой Дух, тем более преображается перед нами вся природа, весь мир,
все встречающиеся нам люди. Мы видим все светлым и ясным, потому что
наше внутреннее око светло, у нас самих, и наоборот, все светлое
ускользает от нас, когда, теряя благодать Святого Духа, сами теряем
свою чистоту и свет.
Сегодня, прославляя одного из любимейших наших святых –
преподобного Серафима Саровского, чудотворца,
- будем просить его помощи в этом основном делании христианина – стяжании
Святого Духа, очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения
Христа блистающего.
Старец заповедовал нам: «Стяжи
дух мирен – и тысячи около тебя спасутся». Будем всеми своими делами,
постом, бдением, доброделанием, а наипаче –
непрестанной молитвой достигать стяжания Святого Духа, и да направит
вас Дух Благий на землю праву. Аминь.
Феодоровский собор г. Ярославля
На главную
|