Беседы прот. Бориса Старка на различные темы
День преподобного Серафима Саровского

1 августа 1968 г.

На главную  

 

Много звезд на небосклоне Российской Православной Церкви. Через тысячу лет своего существования Русская Церковь пронесла свет своих святых, которые и поныне озаряют нам жизнь своим светом. Среди всех этих звезд, светящих нам и помогающих нам не сбиться с правильного пути, есть одна звезда, которая светит ярче многих других. Может быть, потому, что она ближе к нам по времени, может быть, по иным причинам… Звезда эта – преподобный Серафим Саровский, чудотворец, память которого мы празднуем сегодня.

Всякий раз, когда мы духовно встречаемся с этим угодником, молимся ему, взираем на его священное для нас изображение, как бы тихий свет озаряет нас. Мы идем к нему с особым доверием, чувствуем как бы особую нежность, исходящую от него.

Судьба его чрезвычайно интересна. Представитель простого народа, не обладающий ни особым образованием вообще, не окончивший ни семинарии, ни академии, он стал известен не только всей России, но и всему христианскому миру. Ему оказались доступны такие вершины богословия и духовной мудрости, что к нему, простому и необразованному, приезжали за поучениями люди книжные, люди, многому учившиеся, много повидавшие.

У дверей келии преподобного Серафима можно было встретить как простого паломника-богомольца, прошедшего пешком пол-России, так и профессора богословия, как богатого помещика, так и крепостных мужиков, как важных генералов и сановников, так и начинающих свой жизненный путь девушек и юношей… И для каждого находил нужные слова любвеобильный и мудрый старец. Каждый получал слово назидания, всегда поддерживающее в невзгодах, но часто и обличающее, если паломник приходил не для душевной пользы, а больше из праздного любопытства (бывали и такие). Таких преподобный обличал несколькими словами, как бы видя все то, что творится в их сердцах, и в большинстве случаев такие люди приносили раскаяние в своем легкомыслии, и, пораженные, начинали вдумываться в мудрые слова старца и становились его учениками.

Преподобный, скончавшийся в первой половине девятнадцатого столетия, то есть немногим больше ста лет тому назад, оставил по себе стольких свидетелей своей жизни и подвига, его жизнь, или, вернее, житие, описано с такими мельчайшими подробностями, что нам кажется, что мы лично знали этого благого угодника, и поэтому нам так легко припадать к его памяти, просить его наставлений, его заступничества перед Господом о нас.

Возлюбив иночество с малых лет, преподобный постепенно шел путем монашеским, возрастая от силы в силу. Необычайными и трудными подвигами он достигал совершенства духовного… Тут было и отшельничество, и затвор, и молчальничество, и тысячедневное стояние на камне в ночных бдениях, и строжайший пост, доходивший почти до полного временами неядения… Все это было нужно для того, чтобы победить самого себя: свои страсти, свою гордость, все те свойства, которые почти всегда несет в себе грешный человек.

Человеку, рационалистически настроенному, незнакомому с основами аскетики, может показаться ненужным и даже эгоистическим такое «отвращение» от людей, уход от них… На самом деле на своем духовном пути преподобный Серафим, закаляя себя, убивая в себе всякий грех и всякие страсти, думал именно о людях, готовил себя к бесстрастию для того, чтобы, обогатившись духовной мудростью, начать свое служение людям, помогать им, служить им…

Уже в преклонных годах, изнуренный физическими немощами, он целый день принимает народ, идущий к нему со всех концов России, и, пройдя опытно тяжелую брань с грехом, учит и всех, приходящих к нему, как избавиться от искушений и соблазнов, как распознать тот путь, может быть, и узкий, но благостный, путь ко спасению души, путь, ведущий нас в небесные обители…

Чему же научает он сегодня? Нас, приходящих к нему, стоящие перед его изображением, молящихся его светлой памяти?..

Мир и любовь – вот к чему сводились его заветы. Эти заветы и до нас доходят через целое столетие. «Стяжи Дух мирен – и тысячи около тебя спасутся. Будь мирен со всеми… Имей постоянно в сердце молитву. Молитва – это дыхание души… Молитва для христианина – это все…» И преподобный и сам постоянно пребывал в молитве, и нас научает держаться молитвы всю свою жизнь. Молитвы во всех видах: чтение Священного Писания, чтение Псалтыри, совершение ежедневного молитвенного правила или же просто постоянное держание имени Иисусова в мыслях и в сердце – постоянная молитва Иисусова, согревающая сердце и просвещающая ум. Преподобный долго учился этой премудрости, и путем долгих упражнений, ценой своего жизненного подвига стал великим молитвенником, и, конечно, не только для себя, но и за людей, за весь мир, за всех нас…

Он и нас призывает к этому основному христианскому деланию. Молиться… Молиться всегда, молиться за всех… Молиться за тех, кто нас об этом просит, молиться за тех, кто пренебрегает этой духовной помощью, молиться за тех, кто, может быть, и сам молится за себя, молиться за тех, кто забыл дорогу к небу, молиться за тех, кто, может быть, в благополучии отдаляется от Бога, молиться за тех, кто в горе и в нужде нуждается в нашей молитве. Чем больше мы будем молиться за людей, тем и им больше принесем пользы, тем больше и сами разбогатеем от молитвенного общения с Богом.

Сегодня, в день памяти блаженного старца Серафима, молясь перед его священным для нас изображением, будем просить этого молитвенника, чтобы он и в нас усилил этот великий и могущественный дар – дар молитвы, во время которой наши души, стремясь к Богу, становятся близкими и родными друг для друга. Аминь.

 

Феодоровский собор г. Ярославля

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана