Беседы прот. Бориса Старка на различные темы
День преподобного Серафима Саровского Чудотворца

15 января 1965 г.

На главную  

 

Празднуемый нами сегодня благостный старец, преподобный отец наш Серафим Саровский, чудотворец, является одним из самых для нас близких святых, не только географически, так как он жил на просторах нашей Родины, в России, но и исторически, так как по времени его отделяют от нас всего 150 лет. Он был современником таких близких для нас людей, как Пушкин, Гоголь, и является исторической величиной, хорошо нам известной во всех деталях его жизни и подвига. Еще и сейчас среди нас живы люди, родители которых в молодости ездили в Саровскую пустынь не для того, чтобы поклониться гробу угодника Божия, а для того, чтобы получить прощение от него самого, получить его благословение. Во всяком случае, мне лично в детстве приходилось слушать рассказы людей, его лично знавших, заставших в живых благостного старца-угодника.

Его детство протекало недалеко от города Курска, и его отец был строителем и ныне существующего Курского собора, в котором служил и наш бывший архипастырь владыка Леонид.

Во время постройки этого собора проявилась впервые особая милость Божия над преподобным, бывшим в то время ребенком Прохором. Играя на лесах воздвигаемого собора, мальчик оступился и упал с большой высоты. Все видевшие это думали, что найдут у подножия постройки бездыханное тело, но, к великому удивлению и радости, увидели, что ребенок упал с большой высоты, не повредившись. Явно сказалась помощь Господня, которая потом не оставляла угодника во всей его жизни.

Не буду рассказывать его многотрудную и назидательную жизнь – она, вероятно, и так всем хорошо известна, но все же мне хочется остановиться на одной стороне его характера, над тем, что теперь называют «Серафимовым благословием», так как этот старец, будучи неученым, не проходившим ни в каком учебном заведении курса богословских наук, оставил после себя и устные заветы, и письменные следы, преисполненные глубоких богословских истин, оставил после себя науку, изложенную в теории и пройденную на практике своей жизни, которую можно назвать «Стяжание Святого Духа». Преподобный говорил, что стяжание Святого Духа – это цель жизни всякого христианина, и что всякая христианская жизнь, все христианское делание сводится к этому стяжанию.

Основа всего этого – Дух Свят, Дух Мира. «Стяжи Дух мирен, и тысячи около тебя спасутся», - говорил он. И, уча других, он сам всю жизнь посвятил стяжанию этого духа, для того, чтобы поделиться им со всеми людьми, чтобы спасти тысячи около себя, в чем он и преуспел. Но достигнуть этого было делом непростым и нелегким, и вот он не останавливается перед многочисленными подвигами, тысячу дней и тысячу ночей проводит в одиночестве на камне, в пламенной молитве. Пусть людям легкомысленным и недальнозорким это покажется потерянным временем, но именно это делание было деланием социальным, то есть таким, от которого пользу имело все человечество, всякий, приходящий к нему. Это не было эгоистическое стремление в одиночестве спасти самого себя, нет! Это была борьба с самим собой, это был подвиг, предназначенный для служения миру, и он служил этому миру, и мир шел к нему за помощью. Богачи, как последние нищие, приходили к этому убогому старцу, прося у него подаяния – мира душевного. Многие ученые и мудрецы, не нашедшие в науке ответа на все вопросы, приходили к нему, и этот неученый и простой монах давал им советы, и они уходили умиротворенные, получали от него частицу того Духа Божия, который несет в себе всякую истину. Христос сказал: «Аз есмь Истина и Жизнь».

Находясь в Духе, преподобный весь мир видел в плоскости Божией, в каждом человеке видел образ и подобие Божие. Недаром, приветствуя каждого приходящего, он говорил: «Радость моя!» И это не было заученной фразой, не было пустым звуком.

Действительно, общаясь со всяким человеком, он ощущал эту радость, так как каждый посетитель был для него посланником Божиим, его младшим братом, одним из малых сих. Он обладал удивительной способностью в каждом человеке видеть его хорошие, светлые стороны, которых не могли затмить человеческие недостатки. Как-то ему сказали: «Как плохо сегодня пели в церкви!» – «Разве? – ответил он. – А мне казалось, я слышу пение ангелов!» Он сам был в молитве так близок к Богу, что и в пении воспринимал только хорошее, то, что приближало его к Господу, и ошибки певчих не мешали ему лицезреть Спасителя, не угашали Духа, которым он жил.

Эта удивительная черта объясняет и нам многое в нашей собственной жизни.

Однажды в разговоре со своим учеником, ученым и состоятельным помещиком Н.А. Мотовиловым, очень почитавшим старца, преподобный сам разъяснил ему это. Н. Мотовилов спрашивал у старца, как это может быть человек в Духе. В это время они оба гуляли в лесу, дело было зимой, и вокруг них стояли запорошенные снегом деревья. «Посмотрите на меня, Ваше Боголюбие, - сказал старец (так он всегда называл Мотовилова), - что вы видите?» – «Я вижу вас как среди солнца, и не могу выдержать этот свет. Из глаз ваших как молнии сыпятся». – «А что вы чувствуете еще?» – «Теплоту необыкновенную!.. Как теплоту?.. Ведь зима на дворе, и под ногами снег, да и на нас с вами более вершка снега с неба насыпало. Какая же тут может быть теплота?» И батюшка, улыбнувшись, сказал: «Знаю все это, и я тоже все это чувствую. Это потому, что мы оба с вами в Духе сейчас, а если бы вы не были в Нем, то и меня таким видеть не могли бы».

Из этой длинной и чрезвычайно интересной и поучительной беседы мы задержим наше внимание на одной истине. Человек видит в другом человеке то, что характерно для его собственного состояния. Поэтому праведник видит и в других то, что в них есть хорошего, а грешному недоступны эти переживания, и он видит мир вокруг себя в его самом дурном аспекте. Позволю себе привести пример, может быть, неожиданный, но, думаю, всем понятный.

В нашу жизнь плотно вошло радио, и думаю, что мало найдется домов, в которых не было бы радиоприемника. Каждый из нас знает, что от качества приемника, от того, на какую волну он настроен, зависит, что он слышит. В одной и той же комнате, в одних и тех же условиях можно услышать и гениальную музыку, и вой и скрип взбесившегося джаза. Если аппарат чуткий и хорошо настроенный, то он будет питать вас возвышающими душу звуками, а если его плохо настроить, или же он сам будет порочен, то и вы от него будете получать звуки, только раздражающие вас, услышите только ложь, зло и пагубу.

Так и душа человеческая – когда на душе мир, то и вокруг себя мы ощущаем мир. Все люди кажутся нам хорошими, каждый человек для нас родной и близкий, каждый встреча с ним для нас радость. И это не только потому, что судьба нас сводит с такими, но главным образом потому, что сами мы в этот момент находимся в Мире и Духе Божием. И общение с нами становится радостью для людей, и они идут к нам за утешением, за советом, за любовью.

Но вот, по ряду причин, мы потеряли этот мир внутри себя, и что же? Все вокруг нас как будто изменилось, небо заволокло тучами, все нас раздражает, люди повернулись к нам своими грехами и ошибками, и сами мы делаемся для окружающих не источником мира, любви и радости, а тяжелым крестом, бременем и обузой.

Братья и сестры! Взгляните в свои сердца, и вы сами увидите разные состояния своего сердца, по-разному окрашивающие мир вокруг вас, создающие вокруг вас то мир и радость, то вражду и ненависть. Вы сами вспомните людей, общаться с которыми для вас радость и обогащение духовное, и других, вокруг которых создается пустоту, потому что душа их пуста для любви и мира.

Каждый из нас может быть для мира радостью и примером, но и каждый из нас может своим внутренним состоянием нарушить мир в мире. Тот мир, о котором Христос сказал нам: «Мир Мой даю вам», и о спасении которого молится человечество, и для спасения которого оно борется.

Дать миру мир может только тот, кто имеет этот мир в своем сердце; чтобы дать миру братство и любовь, надо иметь нам эту любовь и это братство в своем сердце. Чтобы стать светом для человеков, надо постоянно и напряженно бороться с самим собой, бороться со своими собственными ошибками и недостатками, и с этого мы должны начинать всякие усилия для создания мира на земле.

Будем, дорогие братья и сестры, слушать завет праведного отца нашего Серафима! Стяжите Дух мирен – и тысячи около вас спасутся. Аминь.

 

Феодоровский собор г. Ярославля

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана