Беседы прот. Бориса Старка на различные темы
День святых апостолов Петра и Павла

12 июля 1970 г.

На главную  

 

Сегодня мы справляем память двух апостолов Христовых – Петра и Павла, которым святая Церковь присвоила звание Первоверховных.

Что это исключительное наименование относится к апостолу Петру – это не вызывает никакого недоумения. Достаточно внимательно прочесть святое Евангелие, чтобы получить в этом подтверждение.

В каждом собрании людей, даже равных между собой, всегда есть один, который является как бы первым среди равных, и вот таким первым явственно через все Евангелие выступает апостол Петр. Например, когда святой евангелист Матфей составляет список первых и наиболее близких Христу двенадцати апостолов, он пишет: «Двенадцати же апостолов имена суть сии: Симон, нарицаемый Петром…» (Мф. 10, 2), и потом уж перечисляет прочих апостолов. Когда после того, как уж некое время Христос поучал Своих учеников, Он спрашивал их: «Кого Мя глаголете быти?», то есть «За кого вы Меня принимаете?», - то первым Петр отвечает Ему: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго». И за это он первый не только получает похвалу своего Учителя, но и ублажается им: «Блажен еси Симон», и Петру первому говорится: «Ты еси камень, и на камени сем созижду Церковь Мою», хотя, конечно, Петр будет не единственным камнем, положенным на создание величественного здания вселенской Церкви.

«Церковь эта созиждется на основании Апостол и Пророк сущу краеугольну Самому Иисусу Христу» (Мф. 2, 20). И Петр первым получает от Господа власть вязать и решить грехи (Мф. 16 – 19), хотя за ним потом эта власть была дана и всем апостолам (Мф. 17, 18).

И хотя в тяжелые минуты страданий Христа, когда все ученики разбежались, не устоял и Петр, и даже был низринут, может быть, еще действенней, чем другие апостолы, но зато и удостоился особой молитвы Христа. Спаситель скажет ему: «Аз молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя и ты некогда обращся, утверди братию свою» (Лк. 22, 32).

Когда по Воскресении Христовом Учитель явится прежде всего мироносицам, то апостолы не поверят им, но когда вслед Петр увидит Воскресшаго, то прочие апостолы, еще сами не видевшие Христа, скажут: «Воистину воста Господь и явися Симону» (Лк. 24, 34).

Наконец, когда отпадение Иуды создало брешь в среде апостолов, Петр первый заметил это и первый поднял вопрос о том, что надо избрать кого-то на место Иуды, чтобы восполнить собор двенадцати. Надо ли начать проповедь нового учения? – первый встает Петр: «Став Петр со единонадесятьми воздвиже глас свой» (Деян. 2, 14). Надо ли положить начало Церкви и среди язычников так же, как и среди иудеев? Опять Петр – тот, кто крестит Корнилия… И таких примеров в Писании много.

Но если ясно положение Петра, как одного из первоверховных, то положение, занятое Павлом, требует более глубокого раздумья. Почему рядом с Петром Церковь поставила и Павла, внешне как будто мало с Петром связанного?

Избрав двенадцать ближних учеников, Христос избрал затем семьдесят иных, и, сравнивая этих семьдесят с двенадцатью, последние могут быть названы верховными, но мы знаем, что Павел не был ни в числе двенадцати, ни даже в числе семидесяти. Когда все апостолы в течение нескольких лет ходили за Божественным Учителем и внимали Его учению, Павла с ними не было. Он в это время внимал учению еврейского законоучителя Гамалиила. Когда Христос посылал Своих учеников на проповедь, говоря им: «Шедше, научите вся языки», Павел еще был только учеником Гамалиила. Когда апостолы, собравшись вместе в Сионской горнице, приняли на себя благодать Святого Духа, Павла и тогда с ними не было. Когда апостолы стали своим учением и своими подвигами созидать Христову Церковь, Павел еще стремился разрушать ее, будучи одним из самых усердных гонителей христианского учения, по его мнению, разрушающего закон Моисеев…

Как же случилось, что этот Павел, или, как его тогда еще звали, Савл, занимает теперь место рядом с Первоверховным апостолом Петром? Почему Церковь поставила его выше прочих апостолов?

Всем, кто знаком с жизнью святых апостолов Петра и Павла, известно, что как Сам Христос признал Симона-Петра в начале Своего явления народу, так и Павел был призван лично Христом, в условиях драматических и тем более убедительных. Правда, призвание Павла произошло позднее. Видимо, для пользы Церкви нужен был и неученый Симон, ставший первым Богословом, и ученый и сознательный гонитель Христа Савл, осознавший свои ошибки, и теперь всю ученость и все свои знания направляющий на созидание той же храмины, той же Церкви Христовой, которую созидает и Петр. Вчера простой рыбак – сегодня первый Богослов, говорящий: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго». Вот величие Петра. Вчера гонитель Христов – а ныне первоверховный апостол: «Гоняй нас иногда, скажут о нем верные – ныне проповедует веру, иже иногда разрушаше» (Гал. 1, 23). Вот величие и значение Павла.

Разными путями они служат одной цели – величию Божию, и постепенно разграничивается сфера их действия. Петр становится как бы центром верующих из иудеев, и через него из Иерусалима собор апостольский действует на возникающие иные церкви. Павел в это время становится преимущественно апостолом языков, то есть проповедует Христово учение среди язычников, и в своих многочисленных и многотрудных путешествиях заносит Свет Христов все дальше и дальше: Иерусалим и Сирия, Македония и Греция, Антиохия и Рим, возможно, даже и Испания, - становятся местом проповеди Павла, причем в большинстве случаев он первый приносит туда Слово Христово, то есть проповедует Христа там, где Его Имя еще не было известно, и сколь плодотворны были эти апостольские и миссионерские путешествия… Они были не только многополезными, но и многотрудными. Сколько поношений, гонений, биений пришлось испытать Павлу, и этими поношениями он как бы искупил те гонения, которым в свое время сам подвергал нарождающуюся Христову Церковь, как Петр своими страданиями и верностью Христу искупал минуты своей слабости и свой грех отречения от Христа; итак, оба они, каждый своим путем, строили величие Христовой Церкви, не оспаривая друг у друга чести или звания, соревнуясь только в страданиях, лишениях, в гонении…

Святая Церковь высоко поставила обоих апостолов нам в назидание во исполнение слов Христа: «Не может град укрытися, вверху горы стоя» (Мф. 5, 14). Как город, поставленный на вершине горы, чтобы быть видимым издалека, как свеча, поставленная на высоком свечнике, чтобы лучше освещать путь другим человекам, так возвышены и эти два апостола, служащие для нас и примером, и назиданием. Блажен тот, кто, наслаждаясь зрением этих угодников, вдохновляется их примером, и сам идет путем апостольским. Но и мы, грешные, глядя на их образ, постараемся хотя бы малость научиться от них. Научиться их старанию и служению Христу, научиться их горячности в выполнении заповедей Господних, научиться их борьбе со своими ошибками, научиться и их раскаянию в тех случаях, когда человеческая слабость и ограниченность отводила их с праведного пути на путь ошибок, отречения и гонения Христа.

Если ты еще привязан к земному – взгляни на Петра, все оставившего, чтобы идти за Христом, взгляни на Павла, который оставил звание иудейского законника, чтобы принять закон Христов. Если не можешь оставить все свои имения, по крайней мере оставь скупость и любостяжание, если не можешь возлюбить поношение – по крайней мере избавься от славолюбия и превозношения. Если не научился покаянию – взгляни на Петра, всю жизнь оплакивавшего свое отречение. Если ужасают тебя твои грехи – взгляни на Первоверховных апостолов…

Разве не отрекался Петр? Разве не был гонителем Павел? Но слезы покаяния Петра восставили его и превознесли над всеми. Разве, предвидя покаяние Павла, Христос не отверз ему Свои объятия? И ты, грешник, глядя на пример этих великих угодников, расправь крылья покаяния и вознесись к небу, вознесись к Богу, который ждет тебя, и да помогут тебе на этом пути святые апостолы Петр и Павел, чью память мы сегодня светло празднуем. Аминь.

 

Феодоровский собор г. Ярославля

(По мотивам проповеди митрополита Филарета Дроздова)

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана