На главную
Во время Своей
земной жизни Христос обходил города и села, учил народ правде Божией, исцелял больных, воскрешал мертвых… Однажды,
когда Он находился один со Своими ближайшими учениками, вдали от
народа, Он спросил их: «За кого принимают меня люди?» И они ответили
Ему: «Одни – за Иоанна Крестителя, другие – за
Илью или за одного из пророков». Тогда Христос спрашивает их прямо: «А
за кого Меня принимаете вы?» Это был очень важный вопрос. Были ли уже
ученики готовы принять тайну Божиего
изволения о мире и его спасении? Если и ближайшие ученики не могут
понять Божией правды, то кто понесет эту
правду в мир?
Хотя апостолы и не были просвещены еще Святым Духом, но
все же трехлетнее пребывание около Учителя не прошло для них даром, и
более порывистый и горячий Петр отвечает за всех: «Ты – Христос, Сын
Бога Живаго!»
Этот чудесный ответ был то, чего ждал от них Христос, и в
ответ на это исповедание Петра Господь говорит ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, так как не плоть и кровь открыли
тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. Говорю тебе, ты – Петр
(по-гречески Петр значит – «камень»), и на камени
этом Я созижду Церковь Мою, и врата адовы не
одолеют ее. И тебе, первому исповедавшему Меня как Сына Божия, Я дам ключи от Царствия Небесного, и дам
тебе право отворять и затворять их, и всем, кому ты простишь грехи
здесь, отпустится ему и на небе, а всем, кому не простишь – тот будет
связан и на небесах».
И Петр, а в его лице и все апостолы, приняли от Господа
эти символические ключи, и потом это право вязать и решать преемственно
передали своим ученикам – епископам, и через них это право, эта
благодать и сейчас является достоянием Христовой Церкви.
Что же это за благодатные ключи?
Первый ключ – это ключ покаяния, и сам Петр воспользовался
им, когда, поддавшись человеческой слабости, в минуту Христовых
страданий отрекся от Него, а потом, раскаявшись, слезами покаяния
вернул себе право оставаться апостолом. И Христос, принявший его через
покаяние, трижды спросил его: «Любишь ли Меня?», и трижды возвестил
Петру: «Паси овцы Моя».
Этот ключ, ключ покаяния, и сейчас лежит в Христовой
Церкви, и каждый из нас, братья и сестры, может воспользоваться им
всякий раз, когда наши грехи и недостоинства
отдаляют нас от Христа.
Второй ключ, открывающий нам врата рая – это причащение
Святых и Божественных Тайн, и Петр также сам пользовался этим ключом.
Первый раз – на Тайной
Вечери, когда он принял хлеб из рук Христа и услышал вместе с другими
апостолами: «Приимите, ядите
– сие есть Тело Мое». И затем: «Пийте от нея вси – сия есть Кровь
Моя Нового Завета». И апостол Петр принимал Кровь и Плоть Господню из
рук Самого Христа, а потом и сам неоднократно
преломлял Хлеб и причащался его, и причащал всех, приходивших к нему с
верою, и нам с вами оставил этот ключ, лежащий на Престоле Господнем,
для того, чтобы и мы могли стать причастниками Божией
Тайны, Божией Благодати, по мере нашей и
нашей любви ко Христу.
Но как жалко, что часто мы с вами недостаточно ценим эти
ключи, отверзающие перед нами врата Царствия Божия…
Если твои грехи тяготят тебя, и тебе кажется, что навсегда
перед тобою закрыты врата Рая – вспомни Того,
Кто повелел прощать по семьдесят семь раз всякого кающегося. И со
смирением и сознанием своей греховности
подходи ко святым таинствам… Если скорби и
тяготы житейские тяготят тебя – вспомни Того, Кто для нас пришел на
землю, и нам с вами протягивает Свои Божественные руки, говоря: «Приидите ко Мне, все труждающиеся
и обременные, и Я успокою вас».
Приидем! Он ждет каждого из нас. Если
кажется нам, что тина грехов засасывает нас так, что и шагу уже сделать
невозможно, если грехи тянут нас в бездну – вспомним того же Петра. Вот
он шел по воде, как по суше, идя ко Христу, но
вот он усомнился, испугался – и стал погибать и тонуть, но когда вопль
его был обращен ко Спасителю: «Господи! Спаси меня! Погибаю!» – Христос
протянул ему руку и вывел его из беды, и только сказал: «Чего ты
усомнился, маловер?» Так и мы, как только почувствуем, что тонем в
грехах и соблазнах мира сего, обратим свой взор ко
Христу и воскликнем: «Господи! Спаси! Погибаю!» – и Христос поддержит
нас, и протянет Свою руку помощи, и спасет
нас.
Вот те ключи, которые оставил Своей
Церкви Христос, и когда нам будет трудно и тяжело, вспомним об этих
спасительных ключах. Надо только с верою и надеждой прибегать ко Христу, надо только найти в себе плач раскаяния,
уже две тысячи лет волнующий человечество: «За кого принимают Меня человеки?» – ответить Самому
Христу, стоящему около каждого из нас: «Ты еси
Христос! Сын Бога Живаго!» Аминь.
Феодоровский собор г. Ярославля
(Эта проповедь является пересказом одной из проповедей
архиепископа Никона
Херсонского и Одесского)
На главную
|