Беседы прот. Бориса Старка на различные темы
День памяти святого Иоанна Златоуста

26 ноября 1969 г.

На главную  

 

Десятки или, вернее, сотни тысяч святителей трудились в лоне Христовой Церкви за долгие годы ее существования. Многие из них доживали до глубокой старости, многих из них Господь благословил долголетним служением в святительском сане.

А вот ныне празднуемый нами святитель Константинопольский Иоанн, прозванный Златоустом, прожил немногим более шестидесяти лет и трудился в сане епископа неполные десять лет, но мало кто из его собратьев оставил такой глубокий след в христианской Церкви, как он… Мало кого знает весь христианский мир, как знают Златоуста, мало кто из них по сей день играет значимую роль в нашей повседневной литургической жизни.

Святитель Иоанн прожил не очень долгую, но чрезвычайно насыщенную жизнь. Родился он приблизительно в 350 году по Рождестве Христовом в городе Антиохии в семье богатого и знатного военного. Отец его рано умер, и воспитанием младенца, а затем и юноши, занялась всецело мать, благочестивая христианка.

С детства Иоанн получил тщательное воспитание. Впоследствии он стал учеником знаменитого оратора Ливания и готовился стать адвокатом. Начав самостоятельную адвокатскую практику, он выделился своим красноречием и вскоре приобрел известность. Но постоянное чтение святого писания и благочестивые беседы с матерью побуждали его на совсем иной путь. Его душа стремилась к монашеству, и только не желая огорчать мать и покидать ее, Иоанн оставался в миру, но и дома жизнь вел суровую и аскетическую. После смерти матери он оставил мир, роздал все свое имущество, освободил своих рабов и ушел в монастырь, в пустыню. Там, проживая четыре года в общежитных монастырях, он все же не нашел полного удовлетворения своим запросам и удалился в одну пещеру, в полный затвор, ему в это время было около тридцати лет, и там провел два года в непомерных трудах, молитвах и лишениях.

Эти годы обогатили его духовным опытом, утвердили в нем идеал совершенства, но и сильно отразились на его физических силах. Из-за расстроенного здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию и там принял сан диакона. В обязанности Иоанна, кроме служения при богослужениях, входило еще и посещение прихожан. Богатых, чтобы просить у них подаяния на нужды благотворительности, бедных – для того, чтобы помогать им в невзгодах и трудностях. Эти посещения очень сблизили Иоанна с народом. Посещая всех прихожан, он вынес всестороннее знание жизни. Из этих посещений он вынес любовь к людям, сострадание к бедствующим.

Посвященный через пять лет в сан священника, он стал еще полнее ощущать общественное богослужение и еще ближе стал ко всей своей пастве. Он стал неутомимым проповедником, чему способствовал необычайный проповеднический дар. Говорил он каждую неделю, часто по два раза в неделю, а нередко и каждый день, и все его проповеди были не только красноречивы, но и высказанные таким простым, доступным языком, они доходили до сердца каждого. Слушать его проповеди приходили не только христиане, но и язычники, иудеи, еретики.

Особенно Иоанн прославился в 387 году, во время народного мятежа, произошедшего в Антиохии в связи с непосильными налогами. Святой Иоанн показал себя подлинным отцом своего стада, подкрепляя людей, утешал их и сделал им все возможное,  чтобы смягчить кары, грозившие народу. Слава об Иоанне распространилась далеко во все концы империи, и наконец, в 397 году он был против своей воли поставлен епископом на Константинопольскую кафедру. Увеличились его возможности, увеличился и усилился диапазон его действий, но вместе с тем начались искушения и вражеские напасти.

Святой Иоанн, человек чрезвычайно скромный и добродетельный, не мог мириться с нравами, которые царили при дворе византийского императора, и в своих проповедях бесстрашно обличал не только богатых вельмож, но и саму императрицу Евдокию, обличая их в нескромных забавах, нескромных туалетах. Эти его проповеди сразу же озлобили против него двор во главе с императрицей. Святой Иоанн стал особенно внимательно следить за жизнью и поведением духовенства. Это сейчас же создало ему недоброжелателей среди клира. На Иоанна посыпались доносы, ему сразу же стали чинить неприятности, но чем больше озлобления он слышал сверху, тем больше получал он знаков внимания от простого народа, который отвечал беспредельной любовью на его труды святителя. Наконец враги Златоуста (а так он был прозван за свое красноречия, за воистину златые уста) собрали собор, который постановил низложить святителя. Народ грудью защищал своего архипастыря, и так длилось несколько дней. Наконец, Иоанну было сказано, что если он не уйдет добровольно, то его возьмут силой, и вот ночью, тайно Иоанн скрылся от народа и покинул Константинополь. Ночью страшное землетрясение поколебало город, и народ, и сама императрица увидели в этом Перст Божий. Сам Бог мстит за своего угодника.

Святитель был возвращен на свою кафедру.  Казалось, наступил мир, но святой Иоанн продолжал свои обличения и вновь был изгнан из своего кафедрального града, на этот раз навсегда. Три года длилось его изгнание, сперва в нижней Армении, а затем его решили перевести еще дальше, и изможденный, почти умирающий, он с трудом, пешком через горы отправился в свой последний путь. Наконец, несмотря на угрозы стражи, он остановился на месте, где был уединенный храм, посвященный святому мученику Василиску. Здесь ему явился святой мученик и обещал ему, что скоро он будет избавлен от своих мучений, и здесь же, на другой день, причастившийся Святых Тайн, он скончался со своими обычными словами: «Слава Богу за все!»

Это было 14 сентября 407 года. Впоследствии его тело было перевезено в Константинополь, и сын и дочь императора, при котором он жил и трудился, коленопреклонно у его гроба молили угодника простить грех их родителей.

За свою жизнь Иоанн написал множество книг, оставил после себя огромное количество писем, из которых мы подробно знаем все обстоятельства его жизни. Им оставлено много толкований на священное писание, на послания апостольские, но, может быть, самым большим памятником, который он нам оставил, является чин божественной литургии, которую мы совершаем весь год (за исключением некоторых дней в постах). Недаром святой Иоанн Златоуст является единственным святым, которого вспоминают на отпусте в самый день святой Пасхи, когда в свете Воскресшего Спасителя бледнеют и отступают все святые, но Иоанна Златоуста поминают и в этот светлый день. Он оставил, кроме своих творений, подвиг своей жизни, пример своего духовного пути. Путь нелегкий, путь тернистый, но на каждом этапе этого пути Златоуст восклицает: «Слава Богу за все!». И в ответ на это смирение и на это предание себя воле Божией, и Господь прославил его. Он был кротким – и по обетованию Христа наследовал всю землю, он всю жизнь жаждал правды – И Господь насытил его, он был милостив – и Господь помиловал его, он был гоним за правду Божию и возрадовался этому – и Господь воздал ему богатую мзду на небесах, и здесь, на земле.

Научимся его примеру, будем со смирением принимать от Господа все испытания, будем неизменно идти путем Божиим, и по примеру святого Златоуста, в момент кончины, как и в течение всей жизни, будем постоянно от всего сердца восклицать: «Слава Богу за все!» Аминь.

 

Феодоровский собор г. Ярославля

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана