На главную
Сегодня мы празднуем память одного из ветхозаветных
праведников, пророка Божия Илии… Если вчерашний угодник – преподобный Серафим - представляется нам мягко теплящейся
умиротворяющей лампадой, то нынешний святой – пророк Илья, как горящий
факел, недаром с его именем у народа связывается представление с
грозой, с громом и молнией. Действительно, этот пророк, живший почти за
900 лет до Рождества Христова, в жестокие, отдаленные от нас временем
годы, был как гром, призывая к покаянию своих современников, обличая их
пороки, привлекая на грешных людей гнев Божий за их нежелание
обратиться к Истинному Богу, оставив своих идолов.
Пророк ждал, что Господь обрушит свой гнев на погрязшее в
беззакониях человечество, ожидал, что Господь ударит громом, пошлет на
них стихийные бедствия, чтобы
заставить их раскаяться.
Священное писание передает нам интересный эпизод из жизни
этого великого пророка, так ревновавшего о славе Господней, так
горевшего пламенной любовью ко Господу, что готов
был изничтожить всех, кто не повиновался Богу, кто не почитал Его.
Господь обещал пророку явиться, сказав ему: «Выйди и стань
на гору перед лицом Господним» (3-я Царств, 19-11-12). И пророк
повиновался. Стоя на вершине горы, он обнимал своим взором далеко
видимую землю, и душа его ждала встречи с Создателем, которого так
любила и ждала. И вот вдали показалось как бы облако, налетел вихрь,
сильный ветер, сгибающий деревья, несущий пыль и песок пустыни. Все
смутились вокруг, все заколебались, но тщетно искала душа пророка в
этом вихре, разрушающем скалы, присутствия долгожданного Божества. Он
Бога не почувствовал в этих страшных разрушающих силах природы.
Прошел ураган. И вот земля задрожала как бы в страшных
судорогах, страшное землетрясение возмутило все вокруг, раскрылись
пропасти, готовые все проглотить. Земля стонала и великий страх
наполнил душу пророка, но… И тут душа пророка
не ощутила долгожданного Создателя.
Но ведь это было как раз то, чего он желал грешному
человечеству, то, что он призывал, как кару, как воздаяние за человеческие
грехи.
Да, может все эти ужасы и были
заслужены человечеством, но, видимо, Бог не сказал своего последнего
слова, слова не справедливости, но милосердия, слова не ярости, но
любви. И пророк во всем этом Бога не чувствовал.
И когда все умолкло и успокоилось, рассеялись тучи,
умиротворилась земля, над уставшей землей засияло ласковое солнце,
тогда в тихом дыхании природы, как пишет писание: «в гласе хлада тонка»
всей душой почувствовал пророк того, к кому стремилась его душа.
Наверное тогда пламенный пророк понял, что
Бог – это предвечная любовь, которая выше справедливости, выше закона.
Что правда Ветхого Завета – еще не последнее слово Создателя, и что
Новый Завет, еще более совершенный, будет дан не на горе Хорива, но на другой горе, более
прекрасной, на горе Голгофской, где будет дан
новый закон – закон Отцовской любви. Эта тишина, которую пророк ощутил
в этом тихом веянии – это было предслышанье
тишины Великой Субботы, тишины Голгофской. И
эта тишина была для него новым и высшим откровением.
И мы, наши дорогие братья и сестры, в наших повседневных
взаимоотношениях часто бываем строги друг ко
другу, часто, обуреваемые желанием защитить правду Господню, призываем
гнев Божий на тех, кто не так как мы понимает мир и его пути.
Научимся у пророка. Правда Божия
– не во гневе, не в громе и молниях, не в
грозных проявлениях природы, а в тихом и благостном веянии Христовых
слов: «Придите ко Мне все труждающиеся и
обремененные, и Я успокою вас», «Любите врагов ваших, прославляйте
проклинающих вас, боготворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих и
гонящих вас» (Мф. 9,13, Мф.
11, 29, 5, 44)
Вот, вдохновляясь этими заветами Самого
Христа, мы исполняем правду Божию, и, проникнутые
этой тишиной Христовой, мы ощутим Того Бога, к Которому стремился
пророк Илья, и к Которому должно стремиться сердце каждого христианина.
Феодоровский собор г. Ярославля
На главную
|