На главную
Если об обстоятельствах рождения и успения Богоматери
писание нам ничего не сообщает, и мы питаемся только сведениями из
священного предания, то совершенно иначе дело обстоит с Пророком и
Крестителем Господним Иоанном, и его рождения и трагические
обстоятельства его кончины документально известны нам и описаны
довольно подробно у евангелистов. В частности, в сегодняшнем
евангельском чтении мы слышали подробное описание того события, которое
сегодня отмечается святой Церковью.
Пророк Господень и Предтеча Иоанн
рано потерял своих родителей и, оставшись круглым сиротой, рано ушел в
пустыню, где в великих подвигах воздержания, поста и молитвы готовился
к той великой миссии, к которой был призван и для которой пришел на
землю. Он ничего не искал для себя, жил в пустыне и совершенно диких
условиях, одевался в хламиду из грубой верблюжьей шерсти, подпоясанный
кожаным ремнем. Пищей его был дикий мед, который находил он в скалах, и
сухие насекомые, род саранчи. Так он провел в полном уединении и подвигах
почти тридцать лет, после чего вышел на проповедь покаяния, уготовляя
путь грядущему Мессии, Спасителю, Христу…
Проповедуя праведную жизнь и чистоту, он не искал личных
выгод или интересов. Он жалел людей и хотел, чтобы всякая тварь
спаслась, грешников он обличал в их беззакониях, причем обличал всех,
невзирая на лица и положение. Так он грозно обличил царя Ирода, который
жил незаконно с женой своего брата – Филиппа, Иродиадой.
Пророк много раз обличал их за незаконное и греховное сожительство, и,
конечно, злобная и властная Иродиада ненавидела пророка, так как боялась, как
бы Ирод не послушался Иоанна и не изгнал бы ее из царского дворца. Сам
Ирод невольно попал под влияние проповедника, и, несмотря на его
обличения, уважал его, боялся и его проповеди, и его влияния на народ,
так как знал, что народ чтит Иоанна, как великого праведника. И все же
в какой-то момент, чтобы прекратить его обличения, и, вероятно, под
влиянием Иродиады, он посадил пророка в
темницу.
Это была уже частичная победа Иродиады,
и теперь она ждала только случая, чтобы заставить умолкнуть уста,
обличавшие ее и ее неправды…
Случай такой представился. Царь Ирод справлял день своего
рождения, устроил грандиозный пир, на который были приглашены все
высшие сановники, военачальники и множество других именитых гостей. И гости, и сам Ирод ели и пили, и когда мера выпитого была
уже достаточна, то дочь Иродиады – Саломея – стала плясать перед гостями, и так
угодила всем им и особенно Ироду своей пляской, что разгоряченный
выпивкой Ирод обещал ей в благодарность за ее пляски отдать все, что
она только пожелает, даже половину его царства…
Само это неразумное обещание показывает
в каком состоянии невменяемости был царь Ирод в этот момент, можно
предположить и то, какими нескромными были пляски Саломеи,
раз она смогла привести в такое состояние царя.
Девица пошла к своей матери, чтобы посоветоваться с ней,
чего попросить у царя. Наступил час для мщения злобной
Иродиады. Понимая, что пока жив Иоанн, она не
может быть спокойной, а в случае его смерти не полцарства, а все
царство останется в ее руках, без колебания она требует голову Иоанна Крестителя на блюде. Опечалился
царь при такой просьбе, но поскольку он обещал это своим царским
словом, да еще в присутствии стольких высокопоставленных людей, он не нашел
в себе мужества отказать в этой просьбе, послал палача в темницу и
через короткое время в залу, где продолжался пир, внесли, как новое
кушанье, блюдо с окровавленной головой того, кто еще недавно
проповедовал добро и боролся со злом и грехом.
Страшное впечатление должно было произвести на людей это
блюдо. Смех и шумные разговоры смолкли… Все
оцепенели, пока девица не унесла окровавленное блюдо к своей матери.
Предание говорит, что Иродиада в
своей адской злобе пошла дальше и проткнула иглой обличавший ее язык
пророка. Но все ее усилия оказались тщетными. Гнев Божий достиг ее, а
уста пророка и поныне призывают все человечество к покаянию и к
уготовлению своих душ и сердец к встрече с Тем,
для Кого он сам был только Предтечей.
Так какие же уроки мы можем вынести для себя из этой
трагической истории?
Во-первых, как опасно превращать праздник и праздничные
игры в попойки, когда разум человеческий, одурманенный винными парами,
заставляет человека потерять свое человеческое достоинство, потерять
контроль над своими поступками и словами… Ведь
и в нашей жизни случается, что трапеза по случаю какого-нибудь
праздника превращается в некое подобие иродова пира, когда люди,
разгоряченные алкоголем, говорят вещи, в которых потом раскаиваются,
совершают поступки, о которых потом жалеют, но не всегда могут
исправить. Не только неразумно, но и грешно пользоваться праздником для
того, чтобы терять образ и подобие своего Создателя.
Трагический случай с Иродом и
усекновение главы Иоанна призывают нас всегда к трезвенности, призывают
нас всегда помнить и понимать свои мысли, и свои слова, и свои
поступки.
И еще один момент хочется отметить для того, чтобы мы
могли вынести для себя пользу из описываемого события. Если по
какой-либо причине – по неразумению, рассеянности или под влиянием
других причины мы сказали неправильное мнение – всегда более достойно
признать свою ошибку и отказаться от этого обещания, если действительно
оно не на пользу и приведет к дурным последствиям, чем
не желая уронить свой авторитет перед другими идти дальше, выполнить
то, что обещал, хотя и видишь, что поступок этот неразумен, нечестен,
даже, может быть, вреден. Честность
заключается не в том, чтобы упорствовать в своей ошибке, а как раз,
наоборот, в признании своей ошибки и в нежелании, чтобы эта ошибка
привела к дурным последствиям.
У царя Ирода не хватило мужества признать свою ошибку, и
хотя он опечалился весьма сильно, узнав чего требует от него Саломея, но из-за возлежавших с ним не посмел
отказаться от своего слова, хотя, вероятно, к этому времени разум его просветлился и он уже понимал, чего от него просят.
Пророк и Креститель Иоанн всю жизнь свою отдал для
спасения людей, ничего не ждал для себя, и бесстрашно отдал даже саму
свою жизнь, не поступившись правдой.
Вот почему именно в этот день мученической кончины лет
двести тому назад русская Церковь установила праздновать память всех
воинов и вождей, погибших на полях брани за свою веру, отечество и
своих друзей.
Как и Иоанн, они шли на подвиг, зная, что они могут и
погибнуть, но любовь к людям и правде была сильнее, и они шли на
подвиг, многие отдавали свои жизни для того, чтобы мы с вами, все
человечество могли жить в мире, правде и любви.
Вот и сейчас мы отслужим панихиду и с благодарностью
помянем память всех вождей и воинов, за друзей своих погибших «ибо нет
большей любви, - по словам самого Господа, - как отжать свою жизнь за
благо других».
Помолимся об упокоении и испросим для них у Господа вечную
память, вечную память, вечной памяти в наших сердцах и вечной радости в
небесных обителях.
Феодоровский собор г. Ярославля
На главную
|