Беседы прот. Бориса Старка на различные темы
Рождество святого Пророка и Предтечи Спасова Иоанна

7 июля 1970 г.

На главную  

 

Когда Святой Пророк и Предтеча Спасов Иоанн, память которого мы сегодня празднуем, вышел на проповедь, то первые его слова были: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 3,2).

Этими же словами начинал свою проповедь и Христос, говоря: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие, покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1,15).

В обоих случаях нам указывается на необходимость покаяния, как на путь в Царствие Небесное и на то, что Царствие это приблизилось. «Как же так?» - могут спросить нас. Евангелие говорит о том, что Царствие Небесное приблизилось, а с той поры прошло две тысячи лет, и где же обещанное Царство?

В другом Евангельском чтении написано со слов Самого Спасителя: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие видимым образом, не скажут «Вот оно, здесь» или «Вот оно, там», ибо Царствие Божие внутри нас есть.» (Лк. 17, 20-21).

В Ветхом завете, после грехопадения Адама и Евы, люди потеряли возможность общаться с Богом, за исключением, конечно, молитвы. Только самые редкие угодники, как Авраам, Моисей, пророк Илья удостаивались или вернее, были способны вынести зрение лика Божия, а ведь Царствие Божие – это есть и богообщение, общение с Богом, как в раю у безгрешных еще Адама и Евы. Но вот по милосердию Божию, Христос сходит на землю и является людям в ином, телесном виде, причем и тут не открывает полностью Своей божественной Славы, так как люди не могли бы ее вынести по своей греховности. Только троим из них – апостолам Петру, Иакову и Иоанну – Он немного, в силу и меру их возможностей, приоткрывает тайну Своего Божественного Света, и апостолы чувствуют себя не на земле, а как бы уже на небе. Эта Фаворская встреча с Богом была предзрением Царствия Божия, которое спустилось к ним и пришло с тем, чтобы нас поднять до себя. И покидая землю по Своем Воскресении, Христос оставил нам Своего Утешителя, который пребывает с ним и которого мы можем ощущать, опять-таки, в меру своей духовной чистоты. Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5,8). И Он оставил нам возможность подходить к Нему, к святой Чаше с Телом и Кровью Его. И чем чище наше сердце, тем ощутимее для нас это богообщение, и тем яснее ощущаем и видим мы Бога своими внутренними очами, а в некоторых случаях, в меру святости, и глазами вещественными. (Вспомним преподобного Сергия, преподобного Серафима Саровского и многих иных угодников, удостоившихся видения Господа, Пресвятой Богородицы и различных праведников).

В Ветхом Завете видеть Бога было достоянием только избранных Богом. Новый Завет, открытый Христом, дал возможность каждому человеку очистить свое сердце и с чистым сердцем подойти к Богу, то есть уже здесь на земле прикоснуться к Небесному Царству, и, таким образом, Царствие Божие действительно приблизилось, и от степени нашего покаяния зависит взойдем мы в него или нет… Бог открывает Свои Отеческие Объятья всем Своим блудным сыновьям, и от нас зависит – придем ли мы в Его объятья или останемся в стороне, прельщенные земными ценностями, предпочтя свое омраченное сердце светлому Небесному Царству.

Вот об этом и говорит нам Предтеча, об этом говорил и сам Христос: «Покайтесь, приблизилось Царствие Небесное». Своим искупительным подвигом Христос открыл возможность каждому из нас войти в это Царство. Только от каждого из нас зависит – войдем ли мы в него.

Вот для чего, желая причаститься Святых Тайн, то есть желая стать «Причастниками Святых Тайн», то есть частью самого Бога, стать как бы некой дарохранительницей, мы стараемся прежде очистить свое сердце и чем глубже наше покаяние, тем больше стремление к общению с Богом, чем искренней наше раскаянье, чем беспощаднее наша исповедь – тем чище и светлее становится наше сердце и тем больше и больше становится наша возможность полнее ощутить  общение с Богом.

Праведник, причащаясь Святых Тайн, воистину ощущает это свое единение с Богом, и как Петр на горе Фаворской, восклицает: «Как хорошо быть нам с тобой! Как хотелось бы навсегда задержать это дивное мгновение, навсегда остаться с Тобой в Твоем Небесном Царствии!»

Царствие Божие внутри нас. От нас  и только от зависит, ощутим ли мы это откроем ли свое сердце для Бога, войдем ли мы в это Царство.

Вот как важно для христианина покаяние, покаяние не формальное, не просто выполнение обычая, не просто форма, не мероприятие, - а покаяние – таинство, покаяние – дверь в Небесное Царство.

Блаженны чистые сердцем – они Бога увидят…

Откройте же и вы двери своего сердца для покаяния. Услышьте всем своим существом и призывы Предтечи, и Самого Христа. «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».

Каждый день мы молим Создателя: «Да придет Царствие Твое». Вот Господь открывает для нас свое Царство – не пройдем же мимо него, но с чистым сердцем, наполненном любовью к нашему Спасителю, войдем в него, и да воцарится Господь в сердцах наших. Аминь.

 

Феодоровский собор г. Ярославля

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана