На главную
Вчера мы праздновали икону Божьей Матери Владимирскую,
через два дня будем прославлять другую ее икону
– Тихвинскую, а сегодня отмечаем день рождения Пророка и Крестителя Господня
Иоанна.
Пречистая Дева и Предтеча
Господень… Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, и
тот, о ком Сам Христос сказал, что не было среди
рожденного женами большего, чем Иоанн Креститель. Как две горящие свечи
стоят они у Престола Господня, две вершины человеческого духа… на
старинных иконостасах над Царскими вратами изображалась икона – Деисис. Христос-Вседержитель, сидящий на престоле,
с двух сторон Его – Пречистая Дева и Креститель. Подняв молитвенно
руки, они как бы молят Христа за человечество, за весь мир, чадами
которого и сами являются.
Можно задать себе вопрос – почему об этих величайших
современниках Иисуса так мало упоминается в Евангелии? Действительно,
что мы читаем в Священных книгах о Деве Марии? Всего десять раз
упоминается ее имя: Благовещение, встреча с Елисаветой,
Рождество и события связанные с ним, Сретение, а затем мать приводит
двенадцатилетнего Отрока на молитву в Иерусалимский храм, потом мы
видим ее в Кане Галилейской
на браке, один раз мельком говорится о том, что «Мати
и братия Твои пришли к Тебе», и Христос как бы
отрекается от них, говоря: что Мати и братия
- это те, кто слышит слово Божие и соблюдает
его; и потом в последний раз мы видим Деву на Голгофе, и это все, что
говорит о Ней евангелие.
Так же мало мы знаем и о тридцатилетней жизни Иоанна. Подробно описаны только события, связанные
с его рождением и смертью, а потом он упоминается только при крещении Иисуса, и еще, мимоходом, как бы вскользь, в двух
местах. Вся жизнь этих величайших из людей остается сокровенной, как бы
умышленно приглушенной. В то же время эти люди были божественным
орудием в величайшие моменты человечества: Дева Мария – при рождении
Спасителя, Иоанн – при Богоявлении. И в жизни Церкви нет никого, кто был бы так часто прославляем святой Церковью, ни в
честь кого нет так много дней празднования. Отличительная черта обоих
праздников – это предельное смирение, как бы растворение в лучах яркого
света, исходящего от лика Христа Спасителя. Дева на приветствие Ангела
говорит: «Се – раба Господня, пусть будет по слову Твоему».
Иоанн же говорит, имея в виду Иисуса: «За мной идет Некто, Кому я недостоин развязывать ремни на сапоге», и дальше:
«Ему надлежит расти, а мне - умаляться». И вот предельное смирение это
и растворение в Боге и принесло величие этим двум фигурами, стоящим на
пороге Ветхого и Нового Заветов.
Какой великий пример для всех нас! Мы живем, зная заветы
Христа о том, что всякий, кто себя возвеличивает – этим самым себя
унижает, а каждый, смиряющий себя -
этим возрастает духовно, и в то же время вся наша жизнь – это
сплошное самовозвеличивание.
Даже когда мы внешне себя смиряем, мы внутренне гордимся
собой, гордимся своим смирением, своей скромностью и этим самым сводим на нет свою добродетель. Как постоянный
пример подражания и духовной жизни, перед нами стоят Пречистая и
Предтеча, каждый являя собой пример чистоты
духовной, смиренномудрия и кротости. Они сделали великое дело – и затем
отошли в сторону, умалившись, и Церковь воздала им за их смирение; они
стушевались перед Христом, и Бог вознес их со Спасителем вместе. И, подходя к Царским вратам, мы часто видим Вседержителя,
и рядом с ним смиреннейших, но величайших представителей рода человеческого:
Рабу Господню, родившую и взрастившую Вседержителя, и Предтечу, возложившего
свою крещущую длань на главу Того, Кто в Своей деснице держит весь мир и все живущее
в нем.
Вознесем в эти дни наши мысли и молитвы к этим духовным
вершинам, и научимся на их духовном опыте, как восходить по тому пути,
на котором первые делаются последними, последние – первыми, на котором
возвышающиеся – унижаются, а смиряющийся –
оказывается возвышенным самим Господом. Аминь.
Феодоровский собор г. Ярославля
На главную
|