Беседы прот. Бориса Старка на различные темы
День Рождества пророка и Предтечи Господня Иоанна

(Лк. 1, 5 – 25, 57 – 68, 76 – 80)

7 июля 1964 г.

На главную  

 

Дорогие о Христе Господе братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с большим праздником Рождества великого святого – Пророка, Предтечи и Крестителя Господня – Иоанна.

Этот святой стоит на особом месте среди всех святых христианской Церкви. Он является последним пророком ветхозаветной Церкви и в то же время – первым святым Новой Церкви, Церкви Нового Завета. Сам Христос выделил его, сказав, что нет ни одного из рожденных женами, кто был бы больше Иоанна Крестителя. И вот сегодня мы собрались во храме, чтобы торжественно отметить день его рождения.

О событиях, связанных с этим рождением, подробно повествует нам святой евангелист Лука в евангельском чтении, которое сегодня нам предложила в назидание Церковь во время совершения литургии.

Родители святого Иоанна были первосвященник Захария и жена его, праведная Елисавета, люди благочестивые и праведные. Они прожили долгую и непорочную жизнь, угождая Богу, но не имели утешения в детях, так как святая Елисавета была неплодная. Отсутствие детей во всякой семье является горем и печалью, но в те времена среди иудеев это было не только личное горе, но и позор, так как всякий иудей мечтал, что ожидаемый Мессия – Спаситель родится именно в его семье, в его потомстве, и бездетность навсегда лишала человека этой надежды и рассматривалась как Божие наказание за грехи. Приближаясь к смерти, будучи глубоко в преклонном возрасте, праведники уже смирились со своей судьбой и постепенно готовились к переходу в другой мир.

Однажды, когда праведный Захария совершал богослужение в храме, и по ходу службы зашел в алтарь для совершения, его взору предстал Ангел, приветствовавший его и сказавший, что молитва его и его жены услышана Богом и что его жена зачнет ребенка и родит сына, которого надлежит назвать Иоанном, и что этот сын будет великим пророком, и о рождестве его многие возрадуются.

Праведный Захария смутился от необычного ангельского явления и еще более – от неожиданных слов, сообщивших ему весть столь невероятную, что он не мог в нее поверить.

«Как я узнаю о правде твоих слов? Ведь жена моя уже в преклонном возрасте, когда о рождении ребенка уже думать не приходится». Тогда Ангел подтвердил свои слова, а за недоверие Захарии сказал ему, что уста его замкнутся и он не будет говорить до тех пор, пока не исполнится его проречение. Когда Захария вышел из алтаря, он не мог говорить, стал немым и только знаками мог объясняться с людьми. Народ понял, что что-то необычное произошло с ним.

И действительно, вскоре совершилось невероятное, и праведная Елисавета, прежде побывавшая неплодной, стала ожидать рождения ребенка. По истечении нескольких месяцев ее ожидания, к ней пришла навестить ее родственница, Дева Мария из Назарета, которая тоже ждала рождения своего Первенца, долгожданного Мессии Иисуса Христа. Об этом событии мы слышим часто евангельское чтение за всеми Богородичными праздниками и за молебнами, которые служим Пресвятой Деве, как Она пришла в местечко, называемое Горним, и вошла в дом Захарии, и целовала Елисавету. И вот, когда младенец, находившийся во чреве Елисаветы, почувствовал приближение Марии и Ее будущего Богомладенца, он радостно вострепетался во чреве своей матери, и мать его исполнилась радости духовной и приветствовала юную Марию словами, которые и мы теперь повторяем ежедневно: «Благословенна Ты в Женах, и благословен Плод чрева Твоего».

Предтеча еще во чреве своей матери узнал своего Господина,  узнал, почувствовал приближение Того, на Кого позднее ему надлежало возложить руку и Кого надлежало крестить в струях Иорданских.

Когда наступило законное время, и Елисавета родила сына, пришедшие родные на восьмой день от рождения хотели сотворить над ним обряд обрезания и наречь ему имя по отцу – Захария. Но Елисавета сказала: «Нет. Имя ему будет Иоанн». Все удивились, так как в семье не было никого, кто бы носил это имя. Тогда обратились все к молчавшему отцу и спросили его, чтобы он хоть знаком дал знать, как назвать родившегося младенца. Захария, не имея возможности произнести ни слова, взял дощечку и написал: «Иоанн имя ему». Тотчас немота оставила его, и он стал пророчествовать о родившемся младенце, находясь в состоянии одухотворенности, младенец же возрастал, как говорит евангелист, и пребывал в пустыне до дней своего явления Израилю.

Мы очень подробно знаем из Евангелия о всех событиях, предшествовавших рождению Иоанна. О дальнейших годах его юности мы не знаем почти ничего. Мы можем предположить, что он очень рано остался сиротой и ушел в пустыню, где проводил жизнь в подвигах и полном уединении. Евангелисты повествуют нам, что ходил он, облаченный в грубые верблюжьи одежды, с кожаным поясом, и что скудной пищей его были акриды и дикий мед. Тридцать лет провел он в пустыне и одиночестве, без людей, но эти годы были не бесплодны не только для него лично, но –не были бесплодны и для людей, для мира. Там, в тиши пустыни, он дошел до того духовного совершенства, когда Христос сказал о нем, что нет большего, чем он, среди рожденных женами. В воскресение в своей проповеди Владыка архиепископ Сергий говорил нам о подвиге пустынников, о том, что, уходя в пустыню, они не покидали мир, но звали его за собой, и мир шел за ними, протаптывал дорожки к их кельям, в которых они спасались не только сами, но и воистину спасали за собой и мир. Так и Предтеча – тридцать лет уединенной и напряженной работы над собой дали ему такую силу совершенства, такую убежденность проповеди, что, когда он вышел на проповедь, следуя указанию Божию, народ толпами пошел к нему, хотя его проповедь была сурова и требовательна, требовала от людей большого самоотречения. Весь смысл его проповеди состоял в одном слове, и слово это было: «Покайтесь!» Покайтесь, так как приблизилось Царствие Божие. Сделайтесь достойными встречи с Тем, Кого ждало человечество изначала и Кто уже приближается к вам.

Велика была сила этой проповеди, и народ внимал ей, и каялся в своих грехах, и как видимый знак этого духовного очищения, Иоанн крестил всех приходящих в струях Иорданских.

Дивный облик сурового аскета и проповедника вдохновлял многих великих художников, поэтов и писателей. Многие из вас, будучи в Москве, видели картину одного из наших гениальных художников, Иванова, «Явление Христа народу». Художник отдал тридцать лет своей жизни для создания этого шедевра, зато теперь уже более ста лет эта картина воскрешает в памяти людей это великое событие, и, как бы продолжая проповедь Предтечи, говорит миру: «Покайтесь!»

Берег Иордана, вокруг песок, толпы народа, пришедшие к Иоанну, и сам вдохновленный пророк, возвещающий грядущего Мессию, и вдали, у самого горизонта – маленькая фигура грядущего Христа. Вот Он еще чуть виден, но рука Иоанна указывает путь к Нему, зовет к Нему, помогает людям найти правильный путь к Тому, Кто Сам есть путь к истине.

Имя Иоанна было окружено почетом и уважением. Люди думали, что это уже пришедший Мессия, Сам Христос, но он твердо и смиренно отклонял от себя всякую честь и говорил, что он – только друг Жениха, и что за ним идет Иной, Которому он служит и Которому он не достоин повязать ремень на сапоге.

Но на этом не закончилась миссия Предтечи. Ему надлежало еще принять участие в великом деле спасения человечества, стать крестителем не только толп народа, но и крестителем Самого Господа.

Христос подходит к нему и требует крещения наряду со всеми приходящими грешниками. Иоанн смущен, он не дерзает возложить свою человеческую руку на главу Богочеловека, он просит, чтобы Иисус его самого крестил. Но надлежит выполнить план Богостроительства, и, следуя указанию Божию, Иоанн крестит погруженного в струи Иорданские Иисуса, погрузившегося не для того, чтобы освятиться в водах, а для того, чтобы освятить Своим сошествием эти воды, ставшие навеки священными.

Святая Церковь особо почитает Предтечу и Крестителя Иоанна. Шесть раз в году совершаются ему праздники, и, кроме того, каждый вторник целого года посвящен его памяти.

И сегодня мы собрались здесь, чтобы отметить праздник его рождения. Но, братья и сестры, почитать Предтечу мы должны не только словами, не только тем, что благоговейно лобзаем его иконы и ставим свечи перед его изображением. Почитать его мы должны, подражая его жизни, подражая его жизненному подвигу. Учась у него смирению, воздержанию, отдавая себя на служение миру, прославляя этим Создавшего этот мир. Пусть как горящий факел ведет он нас к правде, пусть как светящийся маяк указует нам он путь к истине. В минуты сомнения, в минуты заблуждения, когда соблазны обуревают нас и мы начинаем терять правильный путь к Свету, пусть голос Предтечи дойдет до наших сердец: «Покайтесь, ибо близко Царствие Небесное». Когда мы стоим на распутье, потерявши нужную дорогу, пусть указуемый перст Предтечи укажет нам грядущего Христа: «Вот Он! Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира. Идите к Нему – и спасетесь!» Аминь.

 

Феодоровский собор г. Ярославля

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана