Беседы прот. Бориса Старка на различные темы
День святого Владимира

28 июля 1968 г.

На главную  

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа…

Сегодняшний воскресный праздничный день усугубляется тем, что Святая Церковь сегодня отмечает день празднования святого равноапостольного Великого князя Владимира.

Не боясь преувеличения, можно сказать, что праздник этого нашего отечественного святого – не только день праздника чисто церковного, но что этот праздник одновременно является и праздником русской государственности, русской культуры, всего того, что мы объединяем в дорогое для нас слово: Россия – Русь!

Великий Киевский князь Владимир княжил на Руси в самом начале ее исторического существования, был одним из первых князей из рода князей варяжских. Внук мудрой княгини Ольги и сын сурового и воинственного князя Святослава, князь Владимир, язычник, как почти все люди, его окружавшие, жил тысячу лет тому назад. Летописец, донесший до нас подробности его жизни, сообщает нам, что всю первую часть своей жизни князь Владимир отличался чертами, свойственными язычникам того времени: суровостью, доходившей до жестокости, чрезмерной привязанностью к мирским и плотским усладам и развлечениям, воинственностью ради наживы… Но вот в его незаурядном уме, в его глубоком, хотя и не собранном сердце начинает просыпаться неудовлетворенность окружающей его жизнью: ум подсказывает перемены, благотворные для зарождающегося государства, сердце тянется к какому-то, еще не выявленному, свету. Хотя вполне возможно, что влияние его бабки – святой княгини Ольги – и заставляло его присматриваться к жизни христиан, которые, хотя и немногочисленные, но все же находились вокруг него, в среде его дружины. Но, не желая торопиться, князь Владимир посылает своих посланцев в чужие края, чтобы они присмотрелись к иным верованиям, посылает их и в Византию, к грекам, и к магометанам, и к латинянам-католикам. Тщательно вдумываются послы в то, чем отличаются чужие верования от веры славян-язычников, и их покоряет греческая православная вера, которую они увидели в Византии.

Летописец пишет, что, оказавшись в православном храме, послы не знали, где они – на земле или уже на небе, и в духовном восторге говорили князю: «Отведав сладкого – уж никто не захочет горького!»

Эти чувства были к тому времени уже близки и самому князю Владимиру, и увидев, что представители его народа также ему единомышленны, он принимает решение креститься самому, принять христианскую православную веру, а затем и привести к крещению в православную веру и весь свой народ.

Летописец передает нам, какое благотворное влияние произвела христианская вера на этого закоренелого язычника. Все те недостатки, которые были свойственны язычникам тех времен, под влиянием света Господня стали превращаться в новые добродетели. Владимир, став христианином, совершенно изменился – доброта и мягкость сменили былую жестокость, воздержание и целомудрие пришли на смену распущенности и пресыщению…

Наверное, такая внутренняя работа над самим собой нелегко давалась этой большой и сильной натуре. Трудно было мученикам умирать за Христа, но путь Владимира был еще труднее… Мученики умирали единожды, а Владимир обрек себя на ежедневное умирание. Сын того, кто был прозван «Диким барсом», должен был решиться на совсем новый и неизвестный на Руси того времени путь, путь крестоношения, путь борьбы со своими страстями, должен был умереть своей старой душой, для того, чтобы возродиться новым человеком, должен был начать жить новой жизнью, должен был, по словам Христа, «потерять свою душу, чтобы спасти ее». Должен был идти на смерть своего старого человека, на смерть не единовременную, а постоянную, повседневную. Как говорит апостол Павел: «Каждый день умираю, братие».

Принимая веру христианскую, Владимир знал, что принимает не только «небо на земле», выражавшееся в пышном обряде, но принимает и путь креста, и он не убоялся этого и взял этот крест, и помог другим взять на себя это иго тяжкое, но и столь благое.

Крещение Руси, произведенное святым князем Владимиром, было не только актом чисто духовным, но имело и огромные неисчислимые последствия для всей нашей страны. Христианская вера стала источником всей нашей культуры. Наша архитектура, наше искусство, наша музыка, развитие наук имело своим источником православную веру и православный культ, из которого постепенно, со временем, стало развиваться и наше гражданское, светское искусство во всех его проявлениях. Мало того, во времена Владимира отдельные славянские племена жили разрозненно, часто воевали друг с другом, этим самым ослабляя себя перед лицом внешних врагов – монголов и других племен, как кочевых, так и оседлых.

Развитие христианства, объединение всех в одну Церковь, возглавляемую одной иерархией, и мы видим постепенно, как в случае разногласий между отдельными князьями, представители Церкви приходят и умиротворяют отдельные племена, постепенно объединяя их в нечто цельное – Большую Русь, потомками которой являемся и мы с вами. Вот эти последствия вытекали из того факта, что Владимир, отойдя от древних языческих верований и обычаев, присоединил славянскую Русь к Христовой вере.

И сегодня, вспоминая память этого просветителя Руси, отмеченного Церковью эпитетом «Равноапостольный», мы с благодарностью преклоняемся перед его священным для нас изображением, но одновременно с этим и вдохновляемся примером этого нового Павла, «идолы поправшего и всю землю Российскую святым крещением просветившего». Мы пересматриваем и свою собственную жизнь, и свое собственное поведение.

Святой Владимир не только попрал идолы видимые, но сумел победить и внутренние идолы своих страстей, и в этом он для нас и является вдохновляющим примером.

Как святой князь Владимир, прикоснувшийся к ризе Господней, из хищного волка ставший сладостным агнцем, из невоздержанного сластолюбца ставший правилом воздержания, сумевший во всех путях своих убить в себе грех и старого грешного человека, так и мы с вами, братья и сестры, ежедневно прикасающиеся ризы Христовой, просвещенные крещением веры, причастные к таинству любви, будем убивать в себе старого, ветхого, грешного человека и возрождаться новыми людьми, чуждыми всякого греха, будем с верой взывать к нашему духовному праотцу, святому равноапостольному князю Владимиру: «Святой равноапостольный князе Владимире, помоги и нам оторваться от идолов наших страстей и похотей, помоги нам подняться до высоты истинного христианского делания, помоги и нам достойно нести частицу того креста, который ты поднял над Русью тысячу лет тому назад на высоком берегу Днепра». Аминь.

 

Феодоровский собор г. Ярославля

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана