На главную
В течение прошедшего месяца мы праздновали память
отдельно: сперва Василия Великого, потом – Григория Богослова, и,
наконец, прошлое воскресенье – память святителя Иоанна
Златоустого. А сегодня мы отмечаем память
всех троих.
Несколько лет тому назад я рассказывал вам, каким образом
возник этот праздник Трех святителей в нашей
Православной Церкви, и не считаю лишним еще раз напомнить об этом, так
как, может быть, не все вы меня тогда слышали. Великие три святителя
жили приблизительно в одно время, в четвертом веке. Все они были
великими угодниками, богословами и праведниками, и у каждого из них
были свои почитатели и последователи. Но, как бывает часто, хорошее чувство
любви к своему архипастырю некоторые из них выражали не лучшим образом:
превознося одного святителя, они унижали заслуги другого, и получилось
несколько партий: одни – васильевцы, другие –
григорьевцы, и третьи – иоанновцы.
В своих спорах они начали оскорблять друг друга, поносить других
святителей и постепенно теряли любовь, без которой не может быть
никакого служения Богу. Наконец, в сонном видении все
три святителя явились одному высокому духовному лицу и выразили ему свое
недовольство таким явлением, сказали, что им не угодна такая, как бы
посмертная, конкуренция, которую устроили их не в меру рьяные
поклонники, и чтобы не было споров, кто из них выше, высказали
пожелание, чтобы всех их, троих, праздновали в один день. Таким образом,
в Церкви и создался праздник Трех святителей,
который мы отмечаем сегодня.
Как часто люди, из самых лучших побуждений, вместо того,
чтобы собирать и укреплять свои ценности, наоборот, разрушают их. Взглянем
на всю историю Христовой Церкви: на всем ее протяжении люди, не без
участия врага человеческого рода, думают, что защищают правду, а на самом
деле разрывают Церковь, нетленный хитон Христов, и этим самым ослабляют
ее перед лицом ее недругов. То же самое мы видим не только в Церкви, но
и в нашей отечественной истории, да и вообще во всей мировой истории.
Сколько зла принесли нашей стране распри среди различных
удельных князей! Стараясь возвыситься один над другим, они ослабляли
весь народ в целом, и этим пользовались враги: сперва
– татары, потом шведы, немцы и другие.
Человечество должно жить в мире! Этот мир предвозвестили
нам ангелы в Рождественскую ночь, воспевавшие славу в
вышних Богу, и обещали мир на земле и в человецех благоволение. Этот мир завещал нам Сам Христос: «Мир Мой оставляю вам!» И сохранение
этого мира всеми средствами есть первейшая обязанность всякого
христианина, всякого человека на земле вообще. Большинство из них еще
помнят ужасы последней войны, еще не зажили все раны, несмотря на то,
что со дня Победы прошло уже тридцать лет. Еще не высохли слезы матерей
и детей о погибших воинах... И как счастливы мы, что сейчас живем в
мире, и над нами - чистое небо! И как хотелось бы, чтобы это небо
оставалось чистым навсегда, и чтобы наши дети и внуки никогда в жизни
не узнали бы тех ужасов, которые выпали на долю нашего поколения. Как рады
мы, что наша страна, наше правительство всегда борется за мир, и всегда
отстаивает его вместе с другими миролюбивыми народами. Долг каждого
христианина так же активно бороться за этот мир. Бороться
прежде всего – в собственном сердце, бороться за мир в своей семье, в
своем приходе, в любом коллективе – на предприятии, на фабрике или в
конторе, бороться за мир среди своих соседей. Но, кроме борьбы
духовной, молитвы и контроля за своими взаимоотношениями, есть и еще
одна форма борьбы за мир, и о ней в конце прошлого года вам говорили наши
батюшки – это активное пополнение национального Всесоюзного фонда в
пользу мира… Этот фонд уже много лет пополняется
добровольными взносами как коллективов, так и отдельных лиц, и деньги
из этого фонда идут на борьбу за мир во всем мире, идут на помощь тем,
кто находится в тяжелом положении. Увы! Еще не всюду небо чистое, то
там, то здесь вспыхивают очаги военных действий, а значит, остаются
люди без крова, без пропитания, остаются вдовы и сироты… Но и помимо войны мы чуть ли не каждый день читаем
в газетах о стихийных бедствиях в разных концах света: там – ураган,
там – наводнение, там – землетрясение или ливневые дожди, или еще
какие-нибудь несчастья, и каждый раз остаются люди пострадавшие,
нуждающиеся в продовольствии, одежде, медикаментах, жилище; и каждый
раз наше правительство посылает от советского народа посильную помощь и
деньгами, и продуктами, и лекарствами… И
делать это помогает Фонд мира.
В старину у нашего русского народа был благочестивый
обычай: в память наших усопших, как бы во
искупление их грехов, подавать милостыню убогим и нищим. Теперь времена
переменились, и практически нищих в нашей стране не осталось, и вот тут
есть возможность отдать малую толику тем, кто в этом нуждается. Путь это
будут те, кто живет на краю света, но ведь всякий человек – создание Божие, один из малых сих.
Вот и мне хочется призвать вас в этот день, который
является не только днем богословия и веры, но и днем единения и любви,
чтобы и вы внесли свой посильный вклад в эту борьбу за мир, в этот Фонд
мира, который приносит радость и помощь там, где царят голод и нужда.
Я рад сообщить вам, что осенью, после нашего призыва,
очень многие откликнулись на этот зов и принесли свои посильные лепты. Мы
говорили вам, что у нашего старосты Ивана Ивановича имеются подписные
листы, куда уже многие записали свои лепты. Призываю вас еще. Не стесняйтесь
малостью вашей жертвы, ведь из маленьких ручейков получаются большие
реки, и наша великая матушка-Волга где-то начинается скромным ручейком,
который может перескочить и птичка. Не смущайтесь малостью, проявите
любовь к братьям, к тем, кто нуждается в нашей помощи, и пусть рука дающего не оскудевает. Аминь.
Феодоровский собор г. Ярославля
На главную
|