На главную
Сегодня мы справляем память трех великих учителей и
святителей Христовой Церкви: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В
течение января месяца мы отмечали память каждого из них по отдельности,
а сегодня отмечаем память всех троих. История этого праздника интересна
и поучительна…
Жизнь всех трех угодников относится к четвертому веку по Рождестве Христовом.
Они были тесно связаны между собою, а святые Василий и
Григорий были связаны большой дружбой с ранних, юношеских лет. Все они
пользовались большой любовью и уважением христиан, и у каждого из них
были свои почитатели. Это было бы неплохо. Апостол Павел говорит:
«Поминайте наставников ваших..» (Евр. 13, 7). Но врагу рода человеческого противно и
невыносимо всякое единение. Господь сказал: «Где двое или трое собраны
во Имя Мое – там Я посреди них…» (Мф. 18,
20). И диавол старался и старается, чтобы,
как двое или трое соберутся во имя Божие,
сейчас же разъединить их, чтобы не допустить единения человека с Богом.
Так и в данном случае враг постарался любовь к архипастырю превратить
во зло. Усердные не по разуму люди, восхваляя одних архипастырей, стали
унижать других; любовь к одним стала превращаться в недоброжелательство
к другим. Постепенно любящие люди разделились. Стали одни – иоанниты,
другие – василиане, третьи – григорианцы. Пошла взаимная вражда, зло, и… Цель
врага была достигнута.
Подобные явления бывали во все
времена, и в самый первый век христианства апостол Павел писал,
увещевая коринфян: «Я разумею, что у вас говорят: я – Павлов, я – Аполлосов, я – Кифин, а я
– Христов» (1 Кор. 1, 12). И в те времена
враг старался разъединить то, что было соединено Кровью Христовой.
И вот, когда
вражда и споры достигли большого распространения, одному благочестивому
епископу, по имени Иоанн, явились во сне все трое празднуемых сегодня
святителей и стали укорять христиан за то, что они раздирают Церковь, нешвенный хитон Христов, который даже воины при
Кресте не захотели разорвать, и чтобы указать людям, что все они едины
и надо в них прославлять единого Христа, они повелели установить праздник в
честь всех троих вместе, чтобы таким образом прекратить деление Церкви
на разные группировки. Вот откуда ведет начало сегодняшний праздник.
И этот праздник, и его
происхождение не потеряли своего поучительного смысла
и по сей день. Ведь враг и сейчас не дремлет, и хотя, по счастью,
эти чувства не характерны для нашего прихода, но и сегодня в различных
приходах и в различных епархиях приходится сталкиваться с таким фактом,
когда любовь к одному пастырю или архипастырю вызывает недоброжелательные
чувства к другому пастырю или архипастырю. Людям кажется, что они
творят благое дело, превознося того или иного священнослужителя, и не
замечают, что творят дело врага, осуждая и часто унижая другого. И в
наше время некоторые называют себя «Павловыми», или «Аполлосовыми», или «Кифовыми»,
забывая, что все мы должны быть только Христовыми. Повторяя слова того
же апостола Павла, мы можем спросить: «Разве разделился Христос? Разве
Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы
крестились?» (1 Кор. 1, 13).
Сегодняшний праздник призывает нас не унижать свою любовь
или свое уважение к одному пастырю или архипастырю пренебрежением к
другому или к другим. Все священнослужители в меру
своих способностей служат святой Церкви, служат делу Христову, и если
во времена трех святителей надлежало превозносить Василия за его
мудрость, Григория – за его смирение и скромность, Иоанна – за его
воистину златые уста, то в наше время не нужно требовать от священнослужителей,
чтобы они могли совмещать в себе все – и все таланты, и все
добродетели. Нужно уважать их стремление служить Церкви
Христовой и не разделять эту Церковь на Павлову, Аполлосову,
Кифову, а стремиться, чтобы все были бы
Христовы, и чтобы все являли собой единое стадо и
чтобы у всех был един Пастырь – Христос. Аминь.
Феодоровский собор г. Ярославля
На главную
|