Беседы прот. Бориса Старка на различные темы
День святых благоверных страстотерпцев князей Бориса и Глеба

6 августа 1972 г.

На главную  

 

Сегодня мы празднуем память святых князей Бориса и Глеба, страстотерпцев, живших в пределах нашей земли, и один из них – князь Борис – был князем Ростовским. Они были первыми святыми, которых прославила Русская Православная Церковь на самой заре нашей национальной истории…

Два дня тому назад мы славили святую мироносицу Марию Магдалину, современницу Христа и одну из самых верных Его учениц. Еще за два дня до этого мы торжественно вспоминали память святого пророка Ильи, жившего за девять веков до Рождества Христова, а накануне опять вспоминали святого, нам особенно близкого, как по времени, так и по пространству – преподобного Серафима Саровского, жившего на нашей родной земле всего сто пятьдесят лет тому назад, что на фоне мировой истории Церкви является почти современным нам явлением.

Итак, каждый день святая Церковь прославляет какого-либо святого, одного или нескольких. Все они жили в разное время, отличались друг от друга и возрастом, и национальностью, и социальным положением, и образованием, и жизненным путем, но всех их святая Церковь признала святыми, то есть канонизировала, так как у всех них было нечто общее, что обуславливало их святость, - это общее было их стремлением идти за Богом, идти к Богу, а у всех святых новозаветных это было стремление идти за Христом…

Но, скажем мы, ведь каждый христианин, во всяком случае, сознательный, тоже стремится идти за Христом и даже неоднократно об этом заявляет. Почему же все мы не стремимся стать святыми? И не становимся святыми? Сколько христиан жило в Церкви, и сейчас живет в ее лоне, а почему же так сравнительно мало из них достигают святости?

Разве каждый из нас неоднократно не говорит Христу: «Господи, хочу идти за Тобой»? В девятой главе Евангелия от Луки мы встречаем трех людей, которые, как и мы, говорят Господу эти слова. Посмотрим на них поближе, постараемся понять их побуждения, и тогда, может быть, мы лучше поймем и сами себя, и причины того, что примеры святых, примеры наших небесных покровителей остаются для нас без заметных результатов.

Посмотрим на первого из этих людей. Как убедительно говорит он Христу: «Господи, я пойду за Тобой, куда бы Ты ни пошел». Можно было бы ожидать, что Христос скажет ему с радостью: «Я рад Твоему желанию, иди скорее». Но нет, Христос говорит ему совсем другое. Почему? Апостол и евангелист Матфей уточняет, что этот человек был книжником, человеком, который привык учить и жить в довольстве. Можно предположить, что, видя чудеса, творимые Иисусом, он помышлял: «Как хорошо ходить за таким Учителем… Я заболею – Он меня вылечит, я буду в нужде – Он скажет рыбе, и она принесет мне монету, или скажет камню – и он превратится в хлеб; я попаду в житейскую бурю – а Он ее утишит… С таким Учителем можно жить хорошо и спокойно…» Возможно, Христос прозрел его мысли, так как Он не радуется желанию этого человека, а предостерегает его, говоря: «Лисицы имеют норы, птицы – гнезда, а Сын Человеческий не имеет места, где главы преклонить». Господь указывал человеку, что идти за Ним – это значит идти не на легкую жизнь, а значит – быть готовым к Кресту, к страданию, к Голгофе…

Посмотрим на другого… Христос Сам зовет его, говорит: «Следуй за Мной». И, в принципе, человек хочет идти за Христом, но… он оттягивает это решение,  ищет предлог, чтобы сделать это позднее. Он говорит Христу: «Я пойду за Тобой, но позволь сперва пойти и похоронить моего отца!"». Кажется странным, что Христос не дает на это согласия, но некоторые толкователи Евангелия говорят, что, возможно, отец его был еще жив, и, откладывая свое следование за Христом, до погребения отца, человек лукаво откладывал свое доброе намерение в долгий ящик…

Что же сказал третий? Он тоже выражает желание идти за Христом. Он говорит: «Я пойду за Тобой, Господи, но позволь мне сперва проститься с моими близкими». Его сердце оказалось разделенным на две половинки – и за Христом идти хочется, и от земных привязанностей он не хочет отказываться. Господь, видя это, говорит ему: «Никто, положивший руку на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».

Вот три случая, три человека, желавшие идти за Христом. Мы знаем, что сказал Христос им, но Евангелие не говорит нам, как они отнеслись к словам Спасителя. Но что-то подсказывает нам, что, несмотря на свое кажущееся желание, они не пошли за Христом, как очень часто не идем и мы, хотя неоднократно и громко изъявляем свое желание идти по тому пути, на который нас призывает Спаситель…

Почему же это происходит? Одни из нас думают найти, идя за Христом, выгоды духовные, а иногда и материальные, а потом видят тернии и шипы этого пути, и сходят с него; другие, хотя сердцем и чувствуют правильность пути Божия, тянутся душой к Господу, невольно попадают под обаяние Его облика и Его учения, но откладывают свое спасение на более позднее время. Сперва поживу, понаслаждаюсь жизнью, а покаяться и спастись всегда успею. Разве не бывает и с нами, что мы выдумываем себе предлоги, чтобы только не начать тернистый крестный путь к спасению сразу же, сегодня, сейчас? Иногда наше сердце разрывается между тяготой к Богу и любовью к земным привычкам, ко всему тому, что составляет нашу привычную жизнь с ее соблазнами, радостями, часто не чистыми, с ее привычным для нас укладом. И наши добрые намерения остаются только намерениями, и, хотя по словам Златоуста «Господь и намерения целует», но это тогда, когда не все намерения претворяются в дела по немощи, но не тогда, когда вся духовная жизнь человека сводится к одним добрым намерениям…

Господь сказал нам: «Кто хочет идти за Мной – пусть отвержется себя и возьмет свой крест, и идет за Мной». Он зовет нас, но зовет тех, кто решается идти за Ним, отвергнувшись себя, своего удобства, своих грешных привычек, зовет тех, кто согласен идти с Ним не только во время торжественного вхождения в Иерусалим, но и на Его крестном пути на Голгофу… Только через Голгофу можно дойти до Елеона, только с Крестом на плечах можно дойти до Христа Воскресшего. Без Страстной недели нет Пасхи. Христос воскрес в саду у Иосифа Аримафейского, где были Его гроб и Его могила.

И на протяжении церковной истории находились люди, христиане, которые сознательно выбирали этот путь, выбирали не для тех выгод, которые могли им сулить, не для того, чтобы пользоваться плодами чудес Господних, но для того, чтобы быть с Ним, идти за Ним через Голгофу в Царствие Отца Небесного, и такие люди входили в райские обители и блистают нам своей святостью. И в те дни, когда мы прославляем того или иного святого, а особенно в дни празднования наших небесных покровителей, мы должны возносить к ним наш мысленный взор, вдохновляться их примером и почувствовать, что нет вещи на земле, которая была бы слишком большой ценой за ее святость. Оставим все наши земные привязанности, не будем обманывать людей, ни самих себя, ни Бога. Христос зовет нас, пойдем по тому пути, по которому шли все святые, которых мы празднуем каждый день, и по которому, ценой временных трудностей, они достигли вечной радости, вечной правды, вечного блаженства. В доме Отца обители многие суть, и много в них различных путей, но все пути в одном одинаковы. Надо идти за Христом, нельзя делить правду Христову с правдой человеческой.

Дорогие братья и сестры! Если, по примеру наших небесных покровителей, святые имена которых вы носите, вы хотите прийти в Небесное Царство, достигнуть обителей, где праведники сияют яко светила, - берите Крест ваш, и со взором, направленным на Спасителя, идите за Ним, не оборачивайтесь назад.

Пусть ваша любовь ко Христу озаряет ваши взаимоотношения с людьми близкими или нет, пусть сердце ваше будет наполнено Христом и Его правдой.

Путь к Небу тесен, путь Христов тернист, но все эти тяготы только в начале пути, терния только кажущиеся. Кто хочет идти за Христом не только на словах – тот должен взять свой крест, и он скоро поймет, что значит обетования Господне, когда Он говорит: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня», и прибавляет: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть!»

 

Феодоровский собор г. Ярославля

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана