Праздничные беседы прот. Бориса Старка
Введение во Храм Пресвятой Богородицы

4 декабря 1969 г.

На главную  

 

Сегодня мы справляем один из двунадесятых праздников – Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Напомню вам вкратце событие, которое дало основание сегодняшнему празднеству. Вы помните, как при рождении Девы Марии Ее родители, уже отчаявшиеся иметь детей, дали обет посвятить свое дитя Господу, и вот, во исполнение этого обета, когда Деве Марии исполнилось три года, родители отвели Ее из города Назарета, где они жили, в град Иерусалим, в храм Соломонов. На всем пути родителей Девы и Ее Саму сопровождало шествие девиц, шедших с зажженными свечами. Это событие было обставлено весьма торжественно. Когда процессия приблизилась к храму, и трехлетнюю девочку поставили на первую из пятнадцати ступеней, ведущих к зданию, она без всякой посторонней помощи поднялась на все пятнадцать ступеней, где Ее ждал первосвященник Захария. Как и все, он был также поражен, видя, как безбоязненно и легко маленькая девочка поднялась на верхнюю ступень, и влекомый, видимо, Святым Духом, Захария вводит Деву Марию не только в самый храм, но и в Святая Святых храма, куда даже священники не имели права входить, а только один первосвященник входил, и то раз в году. В этом святом месте прежде хранился Ковчег Завета и сосуд с манной. Теперь силой Божией в него вводился новый Кивот Завета, Кивот Завета Нового.

С этого дня Дева Мария пребывала в храме, и Ей было уготовано постоянное место в Святая Святых, где Она и пребывала в молитве и богомыслии. Первое время Ее родители навещали Ее в Иерусалиме, но в силу своего преклонного возраста вскоре они умерли, и Дева осталась в Иерусалимском храме до того дня, когда, повинуясь закону, Она была обручена престарелому родственнику – старцу Иосифу, и в связи с этим покинула храм, перейдя в дом Своего обручника, где Ей надлежало Самой стать Храмом, Новым Кивотом, Сосудом, возрастившим Новую Манну, Небесный Хлеб, Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.

Не только народ удивился вхождению в храм Пречистой Девы, не только сам первосвященник Захария, введший Ее во Святая Святых, был поражен священным ужасом и трепетом, предвидя необычные события, предреченные еще древними пророками, но и сами небожители были удивлены и восхищены.

- Ангелы, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых, - поет Церковь.

Ангелы удивлялись, видя вхождение во храм Пречистой Девы… Но, вероятно, не менее удивляются ангелы, видя, с каким чувством входим мы в храм Божий. Господь дал нам возможность всегда, почти ежедневно входить в Свой дом, приближаться к Святая Святых, где всегда Он пребывает как невидимо, Святым Духом, так и видимо, в Своих Святых Тайнах, на Престоле. Как же мы входим в этот храм? С таким ли чувством радости и благодарности, как входила в храм святая Дева Мария? Такой же радостью для нас бывает пребывание к этом храме, как это было радостью для Нее? Или, может быть, мы идем больше по привычке, забывая о святости места? Может быть, входя во храм, мы не оставляем за его порогом все свои дурные привычки, зло, ссоры, зависть, ненависть… У магометан есть хороший обычай: входя в храм, разуваться у порога и оставлять в притворе свою обувь. Смысл этого не только непосредственно материальный, то есть желание не заносить в храм уличную грязь и пыль, но и символический… Входя в храм – оставлять у его порога все свои грехи и пороки. Приблизительно к этому же нас призывает и наша Церковь, когда поет: «Всякое ныне житейское отложим попечение…»

То есть, всецело предадимся молитве, оставим все греховные чувства, мешающие нашему общению с Богом.

Так вот, дорогие мои братья и сестры, сегодня, в день, когда мы празднуем вход во Храм Пресвятой Девы Марии, зададим себе вопрос: как мы сами входим в него, и как в нем пребываем.  Святая Дева всю Себя отдала молитве, и Сама стала Храмом нерукотворным, и дала нам этим пример для каждого, как надо относиться к храму Божию. А мы часто пренебрегаем своим храмом. Имея возможность входить в него и общаться в нем молитвенно с Богом и друг с другом (а значение общественной молитвы очень велико), Сам Господь обещал нам, что каждый раз, когда двое или трое собраны во имя Его, Он Сам бывает посреди них, мы часто пренебрегаем этой возможностью, посещения храма являются для нас не радостью, а обязанностью, мы предпочитаем заниматься чем-то другим в то время, когда могли бы быть с Богом в Его доме. Даже находясь в храме, мы не оставляем за его порогом наши страсти и дурные чувства, и наше взаимное общение даже в стенах храма часто бывает окрашено дурными чувствами, мы приносим в храм с собой и злобу, и ненависть, и зависть, и нелюбовь друг к другу, и стоим во храме в преддверии Святая Святых переполненные темными чувствами, которые окутывают нашу душу и не дают ей увидеть Бога, почувствовать благодать Его Святого Духа. Этим самым мы духовно обкрадываем себя, а ангелы на небесах удивляются, глядя на нас, как мы, идя вослед за Девой во храм, не можем подняться выше своих человеческих, греховных привычек.

Братья и сестры, вхождением во храм Дева проложила путь к Рождеству Христову. Недаром вчера впервые в этом году мы услышали уже Рождественские призывы:

- Христос рождается – славьте, Христос с небес – срящите, Христос на земли – вознеситеся

Вознесемся же ввысь своим духом по примеру Пречистой Девы, входя во храм, прославим Христа своим непорочным стоянием во храме – и тогда верьте, что душа ваша срящет Рождающегося Господа, как этого Сретения сподобились Дева Мария, а за Ней и праведные Симеон и Анна и все праведники… Их же части и нас, грешных, сподобит Господь, пребывающий в нашем храме, и ныне, и во веки веков.

Аминь.

 

Феодоровский собор г. Ярославля

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана