На главную
Событие, которое мы сегодня празднуем, произошло более
тысячи лет назад в городе, который ныне зовется Константинополем или
Стамбулом. Народ собрался в храме, чтобы молиться перед великими
святынями. В этом Влахернском храме хранилась
риза Богоматери и Ее омофор – покрывало. В это время город был осажден
неверными сарацинами – язычниками. И вот во время всенощного бдения
стоящий в храме блаженный Андрей и его ученик Епифаний
увидели, как через храм шествует Пречистая Дева, окруженная сонмом святых
угодников во главе с Предтечей Иоанном и апостолом Иоанном Богословом.
Святая Дева встала перед иконостасом и молилась Своему Сыну за христианский мир, а потом, как бы
поднявшись над алтарем, распростерла над всем народом Свой омофор, как
бы давая понять этим, что берет всех жителей города под Свою защиту. Блаженный
Андрей, желая убедиться, что это ему не мерещится, спросил своего
ученика Епифания, видит ли он что-либо, и, убедившись,
что их видения одинаковы, понял, что это было воистину Божественное видение.
Слух об этом распространился по городу и вселил в народ уверенность,
что Пречистая не оставит их Своим
попечительством и избавит от всякого зла. И действительно, враги отступили и город был спасен.
Интересно задуматься, кто был избран для этого видения?
Его не видели ни патриарх, ни епископы, ни царь, ни священники, но
воистину чистый сердцем и смиренный юродивый и его не менее смиренный ученик.
Вспоминаешь обещание Господа: «Блаженны чистые
сердцем, яко тии Бога узрят…»
Смирение и чистота сердца открывают для людей путь к боговидению и боговедению.
Интересно
отметить, что та страна, тот город, тот храм, которые удостоились быть
местом этого чуда, мало удержали его в своих сердцах. В греческом
календаре даже нет этого праздника, и в день Покрова во Влахернском соборе даже не служились обедни, пока в
20-х годах этого века один русский епископ, бывший в этот день в
Константинополе, не попросил у Вселенского Константинопольского
патриарха благословения отслужить в этом храме и в этот день праздничную
литургию. Не знаю, служат ли ее теперь, может быть, и нет, так как,
повторяю, такого праздника у греков нет.
В отличие от них, мы, русские, как-то особенно близко
прочувствовали этот праздник. Не будучи одним из двунадесятых, он
справляется как таковой с неменьшим
торжеством и молитвенным напряжением, а, например, на юге, на Украине,
по своему значению он даже превышает некоторые двунадесятые праздники. Так
любит и почитает наш народ день Покрова… Почему
это происходит? Может быть, потому, что наши предки, как юродивый
Андрей, были чисты сердцем и увидели то, что ускользнуло от горделивых
греков? Может быть, потому, что история древней Руси была целой цепью
тяжелых обстояний, когда в течение нескольких
веков татары, затем поляки, шведы, немцы и иные враги нарушали мирную
жизнь наших предков и побуждали их искать поддержки и защиты у
Пречистой Девы? Сказать трудно, но в нашем русском
православно-церковном сознании очень ярко ощущения Покрова Пречистой, покрывающего нас от всяких бед и
напастей.
Как бы ни было трудно нам на наших
путях, мы всегда ощущаем, что мы не сироты, что у Престола Господня
коленопреклоненно за нас молится Пречистая Дева, Богородица, наша Мать,
любящая нас, несмотря на наши грехи и на наши ошибки и беззакония, и
всегда в минуты горя и отчаяния мы прибегаем к Ней и просим Ее о
помощи. Не
имамы бы иные помощи, иные надежды, кроме Нее, Пречистой Девы, но эту
надежду мы имеем всегда, эта Радость с нами всегда, при всякой нашей
житейской горести, Она облегчает наши страдания.
Какая это радость, братья и сестры! Сознание того, что
Покров Пречистой Девы всегда над всеми нами…
Как бы ни были трудны наши жизненные обстоятельства, как
бы ни были велики наши грехи и беззакония, мы знаем, что у нас есть
Помощница, у нас есть Заступница, которая поможет нам побороть минуты
уныния, поможет нам справиться с соблазнами и грехами.
в этот день празднования Ее светлого Покрова
направим к Ней наши молитвы, наши упования, передадим Ей наши горести и
наши тяготы, и Она утешит нас, подбодрит нас, покроет нас от всякого
зла Своим омофором.
Аминь.
Феодоровский собор г. Ярославля
На главную
|