Праздничные беседы прот. Бориса Старка
Воздвижение Креста Господня

27 сентября 1980 г.

На главную  

 

Вся история человечества делится на две части: до Голгофы и после Голгофы, до Креста и после Креста. Крест разделяет мировую историю на два отрезка: Ветхий завет, исполненный безнадежности, оторванности от Создателя, изредка озаряемый пророческими искрами, напоминающими об ожидании Спасителя рода человеческого, и Новый Завет, озаренный светом Голгофских событий, открывший возможность для человечества вернуться к Богу, обрести спасение в Его лоне, спасение, купленное ценой страданий и смерти Богочеловека…

Но если исторически Крест разделяет людей на две части, то одновременно он и объединяет людей с Небом и друг с другом. Крест, стоявший на горе Голгофской, и стоящий сейчас перед нашими глазами, ограничен только видимо, а на самом деле он возносится до самого неба, является как бы лестницей, восходящей на небеса, которую видел в сновидении праотец Иаков, и по которой с земли на небо восходили ангелы. Своей основой он возносится с небу и соединяет грешное человечество со спасительными Небесными обителями, а своей распростертой перекладиной как бы обнимает весь мир, соединяет всех людей в одну семью, имеющую одного Небесного Отца…

Крест, который всякий христианин всегда держит перед своим мысленным взором, является как бы жизненной программой для каждого из нас…

Когда Спасителя спросили, какая большая заповедь для людей, Он ответил: «Возлюби Господа всем сердцем своим, всею душою своею, всем помышлением своим. Это – первая и большая заповедь. А вторая, ей равная – возлюби ближнего как самого себя. В этих двух заповедях весь закон и все пророки». Крест, стоящий перед нами, как бы напоминает нам об этих двух главнейших заповедях… С одной стороны, он возносится наверх, к небу, как бы напоминая нам, что надлежит все забыть, всем пожертвовать ради единой цели: единения с Господом, иметь постоянно свое сердце, направленное к Богу, горящее единым чувством – любовью к своему Создателю, стремлением жить всегда по Его заповедям, стремиться все побороть, чтобы служить Ему, доставлять Ему радость и послушание. С другой стороны, своими распростертыми руками как бы продолжая Божественное объятие Богострадальца, Крест призывает нас раскрыть свои объятия для всех людей, для каждого нашего ближнего, которого Сам Христос называл Своим младшим братом… Устремлением вверх, к небу, к Богу, и наряду с этим принятие в свои объятия людей, все человечество, не деля его на приятных и неприятных, на своих и чужих, на близких и далеких. Радость каждого человека должна стать нашей радостью, и всякое горе как близких, так и дальних, должно стать нашим горем, нашей болью. Вот какие мысли вызывает в нас Святой Животворящий Крест, когда мы с благоговением припадаем к Нему…

Господь сказал Своим ученикам: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя и возьмет свой крест, и тогда идет за Мной…» Как может человек взять свой крест? Где он, этот крест?.. Мы часто называем своим крестом все трудности, встречающиеся на нашем жизненном пути: огорчения, болезни, осложнения в отношениях с ближними, те или иные удары судьбы, выпадающие на нашу долю, но чем бы ни являлся для нас наш крест, чтобы идти достойно за Христом, мы должны нести его достойно, мы должны не тащить его с ропотом на судьбу, на Бога, пославшего нам этот крест, а взять его на свои плечи, несмотря на то, что это бывает часто нелегко… Но ведь вспомним Голгофу… Мы так привыкли к символу Креста и облику Голгофы, что они потеряли ощущение реальности. Но ведь это все было по-настоящему, и Богочеловеку, страдавшему за нас, было тягостно и само физическое несение этого креста, превосходящего намного Его собственный рост, и распятие на нем, когда гвозди вонзались к Его плоть и раздирали руки и ноги, и висение в течение многих часов под лучами палящего южного солнца, и жажда, разрывающая внутренности приговоренного к этой мучительной казни. Уж не говоря о мучениях нравственных, когда Он видел Себя оставленным самими близкими Своими учениками, когда в ответ на все то, что Он дал людям, Он видел только ярость, ненависть, оскорбления и побои. Но Он терпел это все ради нас, ради нашего спасения, ради того, чтобы открыть нам путь к небу, потерянный из-за греха наших прародителей и из-за наших собственных грехов и беззаконий.

И мы должны терпеть так же все трудности нашей жизни, должны нести свой крест с сознанием того, что мы идем Его путем, идем вслед за Ним на Голгофу, за которой последует Воскресение. Воскресение нашей души, погрязшей в грехах и беззакониях. Мы должны не роптать на Бога в минуту испытания, ощущать больше доверия к Нему, доверять Ему и быть уверенным, что если Он нам посылает тот или иной крест, значит, он нам нужен… Как золото очищается огнем, как бриллиант сверкает ярче после огранки, как белье очищается через горячую воду и едкую щелочь, так и душа наша от страданий и мучений очищается от грехов. В минуты болезненного состояния грех не приближается к нашему сердцу, а в минуты покоя и благоденствия наше сердце более открыто к соблазнам и искушениям. Вот, принимая все трудности, как крест, посланный Богом, и принимая этот крест с благодарностью, неся его безропотно, как искупление наших грехов и беззаконий, мы и выполним завет Христа об отвержении себя. Чтобы взять крест, надо забыть свои привычки, свои часто греховные привязанности, надо жить не своей волей, а волей Божией, имея постоянно перед собой Его Животворящий Крест, указующий нам на небо, возводящий нас к Богу и одновременно объединяющий нас со всеми людьми, со всем человечеством в единую семью, братьев во Христе.

Вчера мы воздвигали всечестный Крест и припадали к нему со словами: «Господи, помилуй!» Сегодня мы лобызаем эту величайшую святыню человечества, но не должно, чтобы этим ограничивалось наше отношение к Кресту. Нельзя поклоняться Кресту Господню и в то же время роптать на свой собственный крест. Будем нести его, как надлежит христианину, будем принимать свой крест с радостью, благодарить Господа за то, что Он сподобляет нас быть Его сопутниками по восхождению на Голгофу. Как бы тяжел ни был наш крест, будем нести его с сознанием, что нам выпала участь Симона Киринейского, понесшего Крест Господень, и, радуясь своему кресту, будем прославлять Святой и Животворящий Крест Господень; его же Воздвижение мы ныне светло празднуем. Аминь.

 

г. Ярославль

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана