На главную
Святая царица Елена, после долгих трудов обретшая святой
Крест Господень и воздвигшая его перед народом для поклонения, совершила
это в начале 4-го века. Значит, около трехсот лет Крест Господень был
скрыт в земле от человеческого взора. Сперва
эта мысль нам кажется странной, но, поразмыслив, мы постигаем замысел
Божий об этой величайшей святыне христианства.
Во-первых, в первые века после жизни Христа на земле были
страшные гонения на христианство, и поэтому Крест мог быть уничтожен
как римлянами, так и фанатиками-иудеями, настроенными против христиан.
Но самое главное – это то, что с давних пор крест был не только орудием
смерти и пытки, но вдобавок орудием особенно позорным, вызывающим у
всех страх и презрение. В Писании было сказано: «Проклят всякий,
висящий на древе» (Второзак. 21, 23).
И у древних иудеев один вид креста вызывал страх и
отвращение, как у нас теперь вызывает страх и отвращение вид виселицы
или же эшафота. Прославление распятого Иисуса, основа всей христианской
веры, было по словам апостола Павла, «для
иудеев соблазн, а для эллинов – безумие» (1 Гал.
1, 23). И как нам, христианам сегодняшнего дня, свято чтущим святой Крест Господень, невозможно
представить его как орудие смерти, так и жителям первых веков
невозможно было его воспринять как орудие спасения. И вот во избежание
профанаций с чьей-либо стороны Господь сделал так, что триста лет эта
величайшая святыня человечества была спрятана от взора людского. И
только постепенно, по мере укрепления церковного сознания христиан, по
мере того, как прекращались гонения на Христову Церковь, стало возможным
обретение этой святыни, и его воздвижение на поклонение всему миру. Как
же случилось это необъяснимое чудо? Орудие позора, орудие смерти стало
символом Любви, орудием вечной жизни. Это чудо произошло от
прикосновения к Кресту пречистого Тела Господня. Честная кровь,
пролившаяся на Голгофе, обагрила Крест и сделала его живоносным и чудотворным. Я видел как-то старинную
икону, на которой был изображен Честной Крест на Голгофе с висящим на
нем телом Христовым и истекающей из Его язв животворящей Кровью. На
этой иконе древо было изображено все расцветшее дивными ветвями с
прекрасной листвой. Символика иконы понятна. Крест ожил, прикоснувшись
к Телу и Крови Господней. Мертвое древо ожило, смерть обернулась вечной
жизнью, зло – добром, ненависть – любовью.
И каждый из нас, как бы низко он ни пал, влекомый своими страстями и грехами, прикасаясь к
Телу и Крови Господней, оживает, омывает в потоках этой Крови свои
нечистоты и свои похоти, и отходит обновленный, расцветший новыми
добродетелями. Но для этого надо подходить к Святым Тайнам Плоти и
Крови Христа с полным сознанием своего недостоинства,
с памятью о том, что Сам Христос взошел на это
древо страдания, ставшее для Него древом Славы для того, чтобы всех
нас, грешных, спасти, дабы никто из нас не погиб, но все с Ним взошли в
вечные обители Славы Отца Его и нашего Бога.
Как орудие позорной казни, измышление человеческой
ненависти, стало орудием спасения, орудием Божией
Любви и Его благоговения к нам, так и душа человеческая, прикоснувшись
к Телу и Крови Христа, возвращается от ада к небесным селениям, от
греха – к Отцовскому прощению. Он ждет всех нас, как блудного сына,
открыв нам Свои Отцовские объятия. Он зовет
нас:
- Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…
Он зовет нас словами священнослужителей:
- Со страхом Божиим и верою
приступите…
Он вновь и вновь отдает нам Свое
Тело и проливает за нас Свою Кровь. Услышьте Его призывы, услышьте Его
зов, узрите Его открытые для нас объятия!.. Со страхом Божиим и верою приступите, и вы станете участниками
Трапезы Господней здесь, на земле, и сподобитесь Небесного Христова
Царствия.
Аминь.
Феодоровский собор г. Ярославля
На главную
|