Праздничные беседы прот. Бориса Старка
Воздвижение Креста Господня

. 27 сентября 1965 г.

На главную  

 

Сегодня мы собрались здесь, чтобы молитвенно отпраздновать день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В прошлом году в этот день я напоминал вам историю возникновения этого праздника, а сегодня мне хочется остановиться на том, почему Святой Крест так дорог нам, христианам. В чем его значение для нас?

Перенесемся мысленно на две тысячи лет тому назад, в то время, когда исполнились сроки и настало время явления Христа в мир. Каково было состояние избранного иудейского народа в то время? Иудея была покорена и захвачена язычниками-римлянами, которые не только поработили Иудею политически, но и невольно накладывали свою печать на все стороны жизни еврейского народа. Любовь к роскоши, распущенность, не связанная Моисеевым законом, - все это наносило глубокие язвы на тело богоизбранного народа. Но и сам он далеко отошел от благочестия сынов Авраама, Исаака и Иакова. Под влиянием книжников и фарисеев иудеи обращали большое внимание на внешние формы своей религии, но постепенно теряли ее внутреннее содержание, погружались в суеверие и обрядолюбие, но теряли мессианский дух Авраама и Моисея. Жить становилось все труднее. Дух угасал, и лучшие умы отчетливо это ощущали. Казалось, что удовлетворение своих самых низменных страстей является единственной целью жизни, и подлинное назначение человека ускользало все больше и больше.

И вот в разгаре этой жизни, далеко ушедшей от богоискательства избранного народа, раздается Слово Христово, раздается Его проповедь – проповедь Любви. Новое и в то же время старое учение, обещающее народу новое иго, но иго благое, накладывающее на народ новое бремя, но бремя легкое…

Как приняли это учение слушавшие его иудеи? Подавляющее большинство отвергло его… Оно было для них слишком просто и в то же время накладывало на них бремя Любви, бремя, часто невыносимое для грешного человека. К тому же Иисус был для них только плотник из Назарета, а «из Назарета что может быть доброе?» И лишь малое меньшинство иудеев сразу приняло в сердце это учение, но это меньшинство приняло его навсегда, приняло его всем своим существом, и осталось верным этому учению до Голгофы, до Креста…

Вдохновляемые ненавистью книжников и фарисеев, иудеи ополчились на Христа, попытались изничтожить Его имя и все следы Его учения. Ослепленные гордостью и убежденные в непогрешимости только своих учений, они окружили имя Иисусово клеветой, старались унизить Его, искушали Его, преследовали Его, но все это было тщетно, слава об Иисусе распространялась все дальше и дальше. Все быстрее и быстрее бежавшая молва привлекала к Нему все больше сердец. Тогда, видя тщетность всех своих усилий, иудеи решили убить Иисуса. Убить Его, распяв на Кресте. Предать Его страшной и позорной казни. В писании было сказано: «Проклят всяк, висяй на древе…» Им казалось, что вид висящего на древе, среди разбойников, Христа развенчает Его, разрушит Его славу, покончит наконец с нарождающимся христианством… Но и тут иудеи ошиблись…

Крест, бывший орудием страшной и позорной казни, крест, бывший символом позора, орошенный пречистой кровью Богострадальца, превратился в великий символ добра и любви, превратился в непобедимый щит христиан, в непобедимое оружие против врага и всех наветов вражеских.

Крестное слово, казавшееся юродством своим современникам, стало силой, укрепляющей христианство. Христос распятый – иудеям соблазн, еллинам же безумие – стал краеугольным камнем христианской Церкви, незыблемым и сегодня, спустя две тысячи лет.

Крест для нас является эмблемой веры, надежды и любви. Он укрепляет нашу веру, одухотворяет ее. Крест наполняет наше сердце надеждой, так как кровная жертва, принесенная на кресте, дает нам надежду на прощение и открывает перед нами возможность вновь обрести потерянный рай, а разве Сердце Христово, светящее нам с креста и озаряющее лучами любви наш жизненный путь, не является горящим символом Любви Божественной, побуждающей и нас любить друг друга?

В Ветхом Завете мы знаем рассказ о том, как еврейский народ во время своего сорокалетнего блуждания в пустыне попал в место, наполненное ядовитыми змеями. Сотни людей погибли от укусов этих ядовитых пресмыкающихся. Тогда Господь повелел Моисею установить на высоком месте изображение медного змия и обещал, что всякий, кто будет смотреть на этого змия с упованием, будет охранен от смертельного яда. И так и стало… Этот медный змий, вознесенный на древе и ограждающий от опасностей и смерти, рассматривается Церковью как прообраз Христа и Его крестного подвига. Медный змий, возвращавший жизнь смертельно укушенным, стал эмблемой лечения физических болезней, и сейчас мы его часто встречаем на аптеках и упаковках многих лекарств, не думая о его происхождении. Но Крест с Распятым на нем, прообразом Кого был этот ветхозаветный символ, является не только эмблемой лечения болезней духовных, но и великим орудием этого лечения, орудием нашего спасения.

Мы носим на себе крест не как украшение, не как амулет или фетиш, и даже не как знак отличия, наподобие многих обществ или же иных собраний людей. Для нас крест – это постоянное напоминание о Боге. Пусть каждый раз, когда соблазн подползает к нашему сердцу, наш нательный крест постучит в наше сердце и направит нас на путь истинный.

Сегодня мы вспоминаем Воздвижение Святого Креста, но не только сегодня, а каждый раз, когда в конце службы священник, благословляя нас, поднимает честный крест или осеняет нас крестным знамением.

Смотрите на поднимаемый крест с верою и надеждою, и ваш собственный крест житейский покажется вам более легким. Носите его с любовью, и Христос, который есть сама Любовь, пребудет с вами.

Не надо думать, что крест – это эмблема грустная, мрачная или трагическая. Так думают те, кто или не знает христианства, или же умышленно не хочет понять его. Крест – это символ радости и покоя. Крест является предвозвестником Светлого Воскресения. Поклоняясь кресту и приемля крест свой для следования за Христом – мы возвещаем великую радость Воскресения и прославляем Воскресение Христово.

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое поем и славим».

Аминь.

 

Феодоровский собор г. Ярославля

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана